Posted 26 марта 2021,, 07:47

Published 26 марта 2021,, 07:47

Modified 16 октября 2022,, 18:59

Updated 16 октября 2022,, 18:59

Стали чаще убивать: как и почему на Северном Кавказе совершали преступления в 2020

Стали чаще убивать: как и почему на Северном Кавказе совершали преступления в 2020

26 марта 2021, 07:47
Фото: Медиахолдинг1Mi
Регионы Северного Кавказа не вышли в лидеры по общему количеству совершенных преступлений за 2020 год. При этом в некоторых категориях они все же опередили другие территории.

Корреспондент Newstracker попытался выяснить, где и почему растет число особо тяжких деяний, преступлений с оборотом оружия и других нарушений закона.

Портал правовой статистики Генпрокуратуры РФ опубликовал рейтинг регионов России по разным показателям преступности. С января по декабрь 2020 года по общему числу зарегистрированных преступлений все регионы СКФО оказались достаточно низко в рейтинге.

Самое высокое место, 47 в стране, по этому критерию занял Дагестан, где зарегистрировали 14 143 нарушений закона. Остальные регионы находятся практически внизу списка. Так, на третьем месте с конца располагается Ингушетия с зафиксированными 1909 преступлениями.

При этом наибольший рост преступности в округе был также зарегистрирован в Ингушетии — 6,1% (13 место по России). Количество нарушений закона сильнее всего сократилось в одном из регионов СКФО — в Чеченской республике было зафиксировано на 16,9% преступлений меньше.

Терроризм

Несмотря на то, что по общему количеству преступлений Северный Кавказ занимает далеко не первые места, есть категории, в которых регионы округа продолжают лидировать.

В частности, наибольшее число преступлений террористического характера в стране было зарегистрировано в Республике Дагестан — 723. На втором месте с большим отрывом находится Чечня — 143 преступления, на третьем месте — Кабардино-Балкария (113). Большого прироста таких нарушений закона в этих регионах не наблюдается. В Дагестане преступлений, связанных с терроризмом, стало на 35,9% больше — по приросту он на 35 месте в России.

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев пояснил, что террористические преступления связаны с радикальным исламом, поэтому в большей степени они происходят в исламских регионах.

«Но только этим нельзя объяснить, потому что у нас мусульманских регионов больше, есть Татарстан, Башкирия и другие. И, кстати, когда американцы входили в Афганистан, то среди захваченных талибов все граждане России были из Башкирии. Это пытаются сейчас не вспоминать, но такое было», — рассказал Журавлев.

Эксперт отметил, что на количество террористических преступлений влияет социальный аспект. «Большая плотность населения, большой его прирост при очень низком уровне зарплат и при отсутствии рабочих мест должен вызывать социальный протест. И дальше этот социальный протест легко становится религиозным», — пояснил собеседник.

Политолог рассказал о своей беседе с жителем Дагестана. «Красавец молодой, под два метра, говорит, что поехал в Москву, но на работу не взяли. Кем хотел работать? Начальником. А какое образование? Восемь классов», — поделился собеседник. Он добавил, что у некоторых жителей есть большие ожидания. «При том, что на месте есть традиция: мама, папа, бабушка и дедушка, которые контролируют. Но на месте нет работы никакой. Поэтому когда люди выезжают, становятся один на один с собой, то могут лезгинку на площади Киевского вокзала станцевать», — привел он пример.

Кроме этого, Журавлев рассказал, что на количество террористических преступлений влияет уровень культуры. «Ислам высокого уровня, содержательный, очень сложный. Поэтому люди с низкой культурой потребляют „ислам лайт“, а это и есть основа террористических учений», — объяснил политолог.

Пистолеты

В Дагестане также было зафиксировано наибольшее число преступлений экстремистской направленности — 69. Кроме этого, в десятку регионов по этому критерию входит Ингушетия, где зарегистрировали 17 подобных нарушений закона. Прирост в Дагестане и Ингушетии составил 27,8% и 112,5% соответственно.

В Дагестане зарегистрировано наибольшее количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия — 1257, при том, что их количество упало на 23%. После республики в списке идут Московская область и Москва.

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев полагает, что лидерство Дагестана объясняется теми же причинами, что и в случае с террористическими преступлениями.

«Просто в Кабардино-Балкарии долго было тихо, потому что в 90-е годы эта республика была сферой „водного перемирия“: там отдыхали и лечились люди с обеих сторон конфликта. Кроме того, Коков первый (президент республики Валерий Коков) был очень жестким лидером, который существенно контролировал республику. Поэтому там это стало развиваться медленнее и позже, чем, например, в Дагестане», — рассказал политолог. Что касается других республик, то, как считает эксперт, там также нет оснований для большого количества преступлений с оружием. «Чечня — сами понимаете. Ингушетия маленькая и там как бы нечего особенно оборачивать, при том уровне жизни всем селом на один пулемет будут собирать», — добавил Журавлев.

Он отметил, что Дагестан многонациональный, довольно богатый, очень плотно заселенный. «Понятно, что здесь рынок есть, и спрос идеологический. Хотя когда-то давно ехал по Дагестану с русским священником. И он мне сказал: «Дмитрий Анатольевич, вы не волнуйтесь. Они тут сами с собой воюют, нас никто не тронет, мы им не интересны. Действительно, мы с ним спокойно проехали, а кортежу, с которым я должен был ехать, досталось — террористический акт. Там не с русскими воюют, это не национальный и не религиозный вопрос, это борьба кланов, которая обернута в религиозную обертку», — заключил политолог.

Что стали совершать чаще

Помимо общего числа преступлений, на Портале правовой статистики Генпрокуратуры РФ опубликовали рейтинг по приросту преступности за 2020 год. Так, в Карачаево-Черкесии в было зафиксировано 509 нарушений закона особой тяжести (предусматривают лишение свободы свыше десяти лет). Прирост по этому показателю составил 82,4% и оказался самым большим в стране. В Чеченской Республике зафиксировано 137 подобных преступлений (шестое место с конца). По росту преступности регион занял второе место в России с показателем 73,4%.

Рост количества покушений на убийство и убийств зафиксирован в Ингушетии — 38,5% (третье место), Чеченской республике — 28,6%, Карачаево-Черкесии — 10,5%. В этих регионах было совершено 18, 18 и 21 таких преступлений соответственно.

Кроме этого, увеличение числа умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, произошло в Дагестане (самый высокий показатель в стране — 100%). Там зарегистрировали 12 таких преступлений.

Рост числа особо тяжких преступлений прокомментировал генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. «В данном случае я могу высказать свою версию. В Карачаево-Черкесии это может быть связано с увеличением потока туристов. То есть, появилось кого грабить и убивать. Своих же грабить не будешь, а если будешь грабить соседний род, то они войну на тебя объявят», — предположил политолог.

"