Posted 26 февраля 2021,, 06:38

Published 26 февраля 2021,, 06:38

Modified 16 октября 2022,, 19:05

Updated 16 октября 2022,, 19:05

Не коньками едиными: может ли Ставрополье стать заменой Архызу

26 февраля 2021, 06:38
Почему ставропольчане вынуждены подвергать себя риску во время зимнего отдыха, можно ли создать в городе зону катания на санках и и заменит ли Ставрополь Архыз, и почему это противозаконно, в тонкостях зимнего благоустройства разбирался корреспондент NewsTracker.

Санки с угрозой для жизни

На прошлой неделе депутат Ставропольской краевой думы Николай Новопашин обратил внимание на проблему неорганизованного зимнего отдыха в краевой столице.

По его словам, сейчас горожане ходят кататься на санках, ватрушках и даже лыжах в лес к «холодным родникам» на склон, который в народе называют «Королевской горкой». Однако высота горы, ее угол наклона — не безопасны. А если учесть, что горка находится в лесу, а рядом есть чаши родников, зимний отдых горожан превращается в настоящий экстрим.

«Я каждый день гуляю с семьей и каждый день вижу там „скорую помощь“. А недавно на „холодных родниках“ скорая помощь, которая приезжала на вызов нескольким любителям покататься с Королевской горки на ватрушках, не смогла подняться в гору. На подмогу приехали спасатели, которые совместно с неравнодушными прохожими вызволили машину на ровный участок дороги», — рассказал Новопашин.

По его словам, в региональном Минздраве сообщили, что с начала года за помощью обратились более 20 человек, получивших травмы во время зимнего отдыха. У них диагностировали растяжения, ушибы суставов, переломы конечностей.

«Как многодетный отец, я считаю, что надо в каждом районе Ставрополя в зимний период, когда выпадает обильный снег, в безопасном месте делать горку для катания на санках, закрытую бортами, чтобы дети не боялись влететь в дерево, и приставлять к месту отдыха наряд спасателей», — написал в своем Telegram-канале депутат.

Первый в регионе

Николай Новопашин обратил внимание на то, что на Ставрополье уже приступили к реализации подобного проекта. Новатором стал поселок Иноземцево, который входит в состав Железноводска.

«Действительно, в период, когда выпадает снег, население с детьми, санками, надувными шайбами идут в лес, и как итог — получают травмы, переломы, а это дополнительная нагрузка на врачей. Там же думают о молодежи, живущей в построенном ими микрорайоне, и приступили к реализации первой в крае парковой горки для катания на санках и роликах», — рассказал Новопашин.

Он отметил, что парковая горка расположится на заброшенной территории на площади 8,6 тысячи квадратных метров.

«Жители сами предложили по проекту „Комфортная городская среда“. Горка будет построена в новом парке „Школьный“ сквер. Сейчас идет начальная стадия реализации. В сквере также будет обустроено поле для мини-гольфа, спортивные площадки и амфитеатр», — рассказали в администрации муниципалитета.

Точный проект NewsTracker получить не удалось, однако известно, что парк откроется уже 1 июня 2021 года. А на благоустройство сквера по решению губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова было выделено 44 миллиона рублей.

Не коньками едиными

Но вернемся в Ставрополь. Насколько нужен такой проект городу, NewsTracker обсудил с жителями.

«У меня странное ощущение. Я понимаю, что если бы у нас было, я бы пользовалась. Если по уму, конечно, с прокатами снаряжения, медпунктом, бугелями и другой инфраструктурой. Потому что ездить на нормальный курорт редко получается», — рассказала ставропольчанка.

Она призналась, что любит кататься на сноуборде, но без собственного авто на федеральные горнолыжные курорты не накатаешься. В тот же Домбай прямой автобус из Ставрополя не идет, да и уикенд для семьи в горах с гостиницей и проездом влетает в копеечку. Поэтому на сноуборде приходится кататься раз в 5 лет.

«Катки у нас строят, целые ледовые дворцы, а вот горок нет. Хотя я бы каждые выходные ходила кататься, если бы возможность была. С другой стороны, у нас ведь вообще нет условий. На холодных родниках не удобно, там погреться/переодеться в сухое после покатушек негде, такси туда вызвать не получится, как и заехать на машине. Да и кто решится там все благоустраивать ради месяца работы в год? Ну, а искусственный снег — это что-то из области фантастики», — посетовала собеседница.

Другая жительница города призналась, что сама не катается, но вот вопрос, куда водить дочь кататься на санках, остается открытым.

«Во дворе не накатаешься, а горок нет. Можно использовать городской рельеф, но там машины везде ездят. Помню когда-то на площади Ленина насыпали горки снежные, но уже давно так не делают», — поделилась мнением ставропольчанка.

Она также обратила внимание, что ватрушки — это самые опасные для катания средства. Они почти не управляемые, из них нельзя выпрыгнуть или упасть на бок для экстренного торможения. Поэтому для ватрушек вообще нужны специальные трассы, с четкой колеей, и располагаться они должны явно не в лесу, где легко можно врезаться в дерево.

Мимо климата

В администрации Ставрополя рассказали, что о создании горки для зимнего отдыха не думали, в первую очередь из-за непопадания в климат.

«Катание на лыжах и санках — это для регионов, где хотя бы в течение 1,5-2 месяцев стабильная зима и снежный покров, который не тает хотя бы в лесопарковых зонах, а температура воздуха держится на отрицательных отметках. При нашей зиме ни один инвестор не пойдет на реализацию подобного проекта», — сообщил собеседник.

Ставрополь же действительно не отличается регулярной зимой. Только на днях первый заместитель главы Ставрополя Дмитрий Семенов рассказал о том, что 2021 год с почти метровым снегом, выпавшим за неделю, побил рекорд 2014 года.

Обычно же в Ставрополе снег не лежит больше 2-3 дней, а зачастую тает, едва коснувшись земли. Так что эта зима скорее считается аномально снежной.

Для поиска решений в сложившейся ситуации NewsTracker обратился в НКО «Города за здравый смысл».

«На самом деле, решение уже заложили в иноземцевском парке — сделать площадку мультисезонной. Даже Архыз, по крайней мере его первая очередь, является мультисезонной — к ним летом приезжают велосипедисты, там есть горные трассы для BMX. В Ставрополе тоже есть сообщество велосипедистов-экстремалов, которые организовали трассу для тренировок и соревнований в лесу на Корытах, а, значит, они заинтересованы были бы в такой площадке», — рассказал руководитель «Городов за здравый смысл» Станислав Киреев.

По его мнению, это хорошая идея, и такое пространство городу действительно нужно, но только в том случае, если его правильно спроектировать. И все эти вопросы можно и нужно решать в общественной дискуссии.

Закон хранит «Королеву»

Кроме того, урбанисты обратили внимание на то, что тот участок, о котором говорит Николай Новопашин, входит в состав так называемого «зеленого пояса» города Ставрополя, а значит любое благоустройство там запрещено.

«Мы уже обсуждали эту тему на заседании клуба общественно-политических дебатов „Горбачев“. Любое благоустройство там будет вызывать сложности и недовольство горожан, поэтому в полной мере обустроить этот участок для всесезонного катания там не получится», — рассказал Киреев.

По словам руководителя «Городов», любое более или менее серьезное благоустройство в лесу вызывает отторжение у горожан, потому что перед глазами всегда стоит неудачный пример «благоустройства» — Парк Победы, который представляет собой не самое удачное использование лесного пространства.

«Мы определенно согласны с тем, что вот таких стихийных горок нельзя лишать горожан, но там необходимо устраивать хоть какую-то безопасность, или минимально обустраивать. Мы все на свой страх и риск будучи детьми катались с этой „Королевской горки“ или „Смертелки“. Раньше там располагалась какая-то часть ставропольского горнолыжного клуба, там стоял вагончик. Вполне вероятно, что надо этим любителям горных лыж вернуться на территорию в качестве общественников, следить за порядком, разрабатывать маршруты, можно вверить им бугельный подъемник», — предложил Станислав Киреев.

По его мнению, более серьезное благоустройство потянет за собой коммерциализацию проекта — кафе, магазины, закрытая территория, платный вход или платные услуги. А это уже может не понравиться многим жителям Ставрополя, привыкшим проводить там свое свободное время.

В любом случае, такой проект стоит немалых денег — туда необходимо протянуть освящение, провести работы по укреплению грунтов. Значит встает вопрос финансирования.

По мнению Киреева, выделять деньги из бюджета на пока еще сомнительный проект не стоит, однако создать благоприятные условия для инвесторов власти города вполне могут.

«Хоть мы и не зимний город, но любые направления досуга при должном обеспечении могут перерасти в профессиональный или зрелищный уровень. Главное найти удачное место для реализации этой здравой инициативы», — добавил собеседник.

"