Posted 25 ноября 2021,, 07:45

Published 25 ноября 2021,, 07:45

Modified 16 октября 2022,, 19:09

Updated 16 октября 2022,, 19:09

Дорога ценой деревьев: эксперты усомнились в проекте ставропольских властей

25 ноября 2021, 07:45
Почему проект новой объездной дороги не покорил ставропольчан, и как строительство повлияет на автомобильный трафик в городе, а также флору и фауну Русского леса, мнения экспертов и специалистов выслушал корреспондент NewsTracker.

В чем проблема?

Проблема загруженности проспекта Кулакова в Ставрополе существует давно, и уже не раз поднимались вопросы о строительстве дороги-дублера или объезда. Но эти разговоры обычно ни к чему не приводили. Однако на этой неделе о новой объездной заговорили всерьез, как минимум для того, чтобы пустить транзитный трафик по другому пути.

Об идее строительства автодорожного объезда Ставрополя — от гипермаркета «Лента» на Кулакова до 45-й параллели — на своей странице в Instagram высказался губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.

«Дорога поможет разгрузить проспект Кулакова, а также улицы Ленина, Доваторцев и ряд других улиц в Промышленном районе и в центре города. Меньше пробок, быстрее движение — в том числе для машин экстренных служб. А чтобы из Михайловска попасть на Юго-Запад Ставрополя, можно будет в город даже не заезжать», — отметил глава региона.

Он написал, что сейчас завершается проработка трассы, и даже опубликовал примерную схему ее расположения, основанную на существующей сетке грунтовых дорог.

«Трасса может затронуть территорию Русского леса — около 0,1% его площади. Теоретически, новую объездную можно пустить и в обход. Но это сделает ее на пару десятков километров длиннее — так себе будет объезд. А стоимость такого объекта будет как четверть или треть от всего краевого бюджета. Построить такое быстро — нереально. Вместе с тем приступить к проектированию мы сможем, только выверив все позиции», — заявил Владимиров.

Губернатор даже запустил у себя на странице в Instagram опрос, чего ставропольчанам хочется больше: сохранить лес или получить новую дорогу.

Но все ли так просто?

Эксперт АНО «Города за здравый смысл», урбанист Дмитрий Шевелев отметил, что вопросы к этому масштабному проекту ровно такие же, как и к предыдущему — трехуровневой развязке на пересечении Ленина-Кулакова.

«Напомню, она должна была победить вообще все пробки в городе и поэтому строилась ровно в центре этой пробки, стоила 3 миллиарда, создавала коллапс на 3 года ее строительства. Тут вопрос ровно тот же. С чего власти взяли, что это поможет? Откуда выводы, что трафик транзитный, а не маятниковый? Они уверены, что именно так надо бороться с пробками? Кто посчитал трафик? Кто смоделировал, кто сделал проект, из скольких проектов был выбран именно этот? Ну и самый важный из них — на сколько лет это поможет? Какие риски?», — перечислил свои вопросы эксперт.

И сам же на них ответил. Он подчеркнул, что с пробками надо бороться совершенно не так, как представляют чиновники, особенно с учетом огромного бюджета на строительство. Но если и бороться таким образом, то должен быть проект.

«Хорошо просчитанный проект, сделанный учеными транспортниками, желательно теми, кто поддерживает свой уровень квалификации. Это должен быть лучший из нескольких — поверьте мне, возможно тогда строительства очередной дороги вообще не будет в списке предложений. Почему? Потому что она исчерпает себя за год-два. И окажется, что нам надо не 4 полосы, а 6, или 8. Мы строим дорогу в поле, в этом поле буквально за год могут построить сотни тысяч квартир, если туда придет застройщик вместо индивидуального жилого строительства. Примеров таких полно», — пояснил свою позицию Шевелев.

Особое внимание он обратил на то, что строить дорогу власти предлагают в центре заказника с природными памятниками, внутри настоящего леса с кабанами, лисами и зайцами. По его мнению, не найдется ни одного эколога, который бы сказал, что ничего страшного, это никому не навредит.

Или найдется?

NewsTracker также пообщался с экологом Викторией Костиковой. Она подчеркнула, что там складывается очень сложная ситуация, потому что этот участок земли — часть заказника.

«Для того, чтобы там проложить дорогу, еще должны быть проведены работы по выводу этой территории из границ особо охраняемых природных территорий. А для этого должны быть проведены геологические изыскания и составлено обоснование. Я ущерб биоразнообразию вот так навскидку даже не могу оценить, так как это большая работа, которой, по всей видимости, тоже никто не озадачился при возникновении этой идеи», — рассказала Костикова.

По ее мнению, таким проектам должна предстоять оценка воздействия на окружающую среду со всей процедурой, включая общественные слушания. Тем более, что заказник биологический и предназначен для сохранения самого крупного естественного массива леса в Предкавказье с редкими сохранившимися видами растений и животных.

«Лес выполняет несколько экологических функций: климатообразующую, водорегулирующую и склонозащитную, что важно в нашем оползневом районе. Строительство дороги не обосновывает причин потери части высокоценных территорий. Кроме того, если прочитать федеральный закон об особо охраняемых природных территориях, то там сказано, что на территории заказника запрещается любая деятельность, которая противоречит целям создания заказника», — заявила собеседница агентства.

Она призналась, что надеется, что с такими исходными данными проект не пройдет экспертизу, однако опасения, что власти все равно сделают так, как удобно и хочется им, остаются.

Многоэтажка без этажа

Другой эксперт «Городов за здравый смысл» Алексей Целиковский подчеркнул, что лес — это не просто деревья, которые можно как-то компенсировать в другом месте.

«Это целая экосистема, складывающаяся веками. Любое ее нарушение может привести к экологической катастрофе. В информации губернатора говорится о 0,1%, но по данным из других источников, эта площадь может быть больше в 5 раз, что сравнимо с половиной Ботанического сада. Но в любом случае распилить лес пополам — значит нарушить естественные процессы, в том числе миграции животных. Все равно, что убрать один этаж из многоэтажки», — отметил эксперт.

Он также заявил о необходимости проведения серьезных исследований, не только касательно дороги. Нужно понять, какую проблему необходимо решить: пробки в результате суточной миграции или в результате транзитного трафика. Или, может быть, проблема в дисбалансе развития агломерации, когда людям приходится для решения своих задач преодолевать огромные расстояния на машине. Нет точного понимания проблемы, есть только решение построить дорогу посреди леса.

«Дорогу позиционируют для транзитного трафика. Однако даже если оперировать интуитивными соображениями, смысл строительства не очевиден. Основная нагрузка на магистрали приходится именно в утренние и вечерние часы, когда люди едут на работу. Каков процент людей из них стремится в невинномысском направлении? Мне он не видится большим. Пробок из большегрузов, например, на Кулакова тоже не наблюдается», — поделился наблюдениями Целиковский.

Вопрос интерпретации

Алексей Целиковский также заметил, что даже если построить трассу, которая заберет на себя часть трафика, эффект будет временный.

По его словам, существуют множество исследований о том, что любое увеличение пропускной способности дороги приводит к индуцированному спросу на автомобилепользование. Другими словами, как только дороги становятся свободнее, люди начинают больше ездить на машине. Подтверждением этого является огромное количество данных о трафике за несколько десятилетий из США и Европы, где аналогичный бум автомобилизации происходил в середине прошлого века.

«Например, свободный проспект Кулакова спровоцирует постройку нового ЖК в пригороде вместо создания там рабочих мест. В итоге через пару лет дорога вновь забьется, и эффекта можно вообще не заметить. Последствия же останутся с нами навсегда», — сообщил собеседник агентства.

Кроме того, многие общественники отмечали, что опрос в Instagram — не лучший способ решить судьбу такого дорогого и возможно бесполезного проекта. Их смущают формулировки чаш весов: «вместо срубленных деревьев высадить новые» против «все и так привыкли к пробкам на Кулакова, Ленина, двух объездных и Доваторцев».

Да и в сети уже появились истории про то, как руководство спускало своим подчиненным указ принять участие в голосовании.

Сейчас голосование закончилось с перевесом всего в 1% в пользу строительства дороги. Как власти будут интерпретировать эти результаты, покажет время.

"