Posted 25 сентября 2020,, 13:54

Published 25 сентября 2020,, 13:54

Modified 16 октября 2022,, 18:33

Updated 16 октября 2022,, 18:33

Борьба с ветряными мельницами: жители Ставрополя 12 лет сражаются за свои дома

25 сентября 2020, 13:54
Частный сектор в Северо-Западном районе Ставрополя с 4-х сторон окружили многоэтажками. Двенадцать лет жители этого района пытаются добиться правды и не дать себя взять в плен.

Фокусы с землей

Когда-то давно участок, расположенный по адресу Ставрополь, улица, Октябрьская, 235, принадлежал колхозу «Русь», потом он был передан керамзитовому заводу за 6-7 миллионов рублей по договору о переуступке аренды. В первоначальном договоре отмечено, что на участке нет недвижимости, однако позже старые полуразрушенные объекты, оставшиеся от завода, оформили как недвижимость.

По документам, предоставленным местными жителями, на развалины Росреестр выписал розовые свидетельства, но если в договоре аренды недвижимости нет, она не могла появиться. Потом срок аренды изменился с 3 до 10 лет, а участок поменял свою конфигурацию, изменил форму, чтобы подготовить землю для строительства домов.

Все это проводили с помощью судебных исков, чтобы избежать аукционов: земля была передана застройщику, от застройщика - частному лицу, что и позволило последнему решить все земельные споры не в арбитражных судах, а в судах общей юридической практики. К слову, махинаторам удалось сбить и кадастровую стоимость объекта с 112 миллионов рублей до 63 миллионов рублей, и рыночную. Так итоговый застройщик купил 64 сотки земли в черте города менее чем за миллион рублей.

Местные жители уже собрали огромное количество подтверждений нарушений, допущенных застройщиком. Например, выписка градостроительного плана на умершего полгода назад человека. Также они предполагают подлог в заключении экспертизы, так как делали ее в Вологде. В планах отсутствует автозаправка и, собственно, многострадальный частный сектор — от которых по закону нужно отступать определенное расстояние.

Ранее участок входил в санитарно-защитные зоны, где строительство довольно серьезно ограничено. На территории было запрещено строительство зданий выше 3 этажей из-за опасности обвалов и оползней. Но несколько лет назад ограничение сняли, и если взглянуть на карту, то из зоны вывели только эти 64 сотки, остальная земля вокруг все еще охраняется постановлениями.

Нарушение равновесия

Местные жители вспоминают, что по всем нормам закона их должны были приглашать на публичные слушания, чтобы те, как жители этого района, смогли высказаться, но слушания провели втихую, без объявлений и оповещений или не проводили вовсе.

«Я несколько лет выписывала газеты, в которых всегда дают анонсы слушаний, чтобы не пропустить, но так и не увидела на их страницах адреса данного участка, не было и объявлений на местах. Я в прошлом году пошла в библиотеку и просмотрела и откопировала все газеты, на которые ссылались застройщики по факту объявления о слушаниях. Потом они признались, что решили судьбу участка кулуарно», — рассказала местная жительница.

Проблема в том, что дом по Октябрьской — не единственный. А значит в зоне строительства Ж — 3 (прим. Зона блокированной и усадебной застройки без превышения допустимых уровней воздействия на окружающую среду) на нестабильную сложную почву давит сразу несколько высоток. И земля поползла.

«У меня дом трещит, отходят галтели, пристройка отошла. У соседа (заслуженного врача края) дом лопнул на три части. На верхних этажах все стены пошли мелкой трещиной, разорвала канализация — стыки разошлись. Вызывали аварийные службы и спасателей, которые подтвердили, что причина в строительстве многоэтажки за забором. Делали экспертизу, и дом признали аварийным, а потом подсчитали, что на восстановление уйдет не меньше 50 миллионов рублей», — посетовала женщина.

Согласно выводу государственного эксперта, оба фундамента находятся на одной плите, и неравномерная нагрузка привела к тому, что структура грунта изменилась.

«Считаю, что при устройстве монолитной фундаментной подушки весом 1800 тонн произошло набухание и подъем водонасыщенных грунтов в радиусе 15 метров. Вода не сжимается, дом стал подниматься на несколько сантиметров, в результате чего подвергся и будет продолжать подвергаться деформации. Трещины будут расширяться», — указано в заключении эксперта.

Исчезающая дорога

Еще одна серьезная проблема, с которой столкнулись жители частного сектора, потерянная дорога. Застройщик должен был «вписывать» свой дом в существующий городской план с учетом построек и дорог общего пользования. Границы участка действительно были скорректированы, только не так, как должно быть по закону.

«Раньше участок был неровный, а сейчас растянулся аккурат под многоквартирный дом в обход наших домов, в том числе они включил в себя дорогу общего пользования. У нас есть улица, штамп в паспорте, разрешение на строительство домов на конкретной улице, мы же не в воздухе строили свои дома, а с приходом застройщиков дорога неожиданно пропала с городских планов», — рассказали жители.

Дорогу огородили забором сначала наполовину, потом, оставив узкий проход, где и вдвоем сложно разойтись, а потом начали отправлять местных жителей в обход через двор другого многоквартирного дома. Получается, что если и с той стороны жители поставят забор, то частный сектор и вовсе окажется отрезанным от мира.

«Ни скорая, ни пожарная к нам приехать не могут. Однажды был пожар, машина покрутилась и подъезда не нашла. Хорошо, возгорание не серьезное было, своими силами потушили. Сейчас здесь просто опасно жить стало», — вспоминают жильцы частного сектора.

Потерянное уединение

И это не единственная опасность. С началом строительства домовладельцы стали получать серьезные угрозы в ответ на борьбу за свои права.

«Мы строились в этом районе в том числе и потому, что участок был защищен от высоток, с минимальной загруженностью, свободой и уединением. А теперь к нам во дворы вывели 400 окон, и мы оказались под круглосуточным наблюдением. Сейчас в домах никто не живет, но уже был случай, когда у соседа дочка пошла купаться в бассейне во дворе, строители начали наблюдать, свистеть, кричать, оскорблять», — рассказала собеседница агентства.

Она вспоминает, как к ним в дома приходили какие-то вымышленные электрики, угрожали расправой домовладельцам и их семьям — говорили, что украдут дочь, вернут беременную через год. Одну женщину и вовсе вывозили на реку «топить».

Другая опасность подкралась с другой стороны. Дом строится слишком близко к автозаправке «Ли Лук», расстояние от которой должно составлять не менее 100 метров. В противном случае, любой брошенный с балкона окурок может стать причиной взрыва.

Проблем нет

На последнее нарушение прокуратура Октябрьского района не раз обращала внимание, но дальше дело не пошло. Жители частного сектора обращались и писали письма во все возможные инстанции, даже в приемную президента. Но ответы не радуют.

Так, недавно жильцам пришел ответ от прокуратуры города Ставрополя, в котором специалисты указывают, что все изменения в Генеральном плане города проводились в соответствии с законом, автозаправочная станция находится за границей санитарно-защитной зоны, а слушания были проведены, и об этом сообщалось в одной из газет.

«Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 09.12.2019 в удовлетворении искового заявления к ООО „Специализированный застройщик ‚Главстрой-Н‘“ о признании объекта незавершенного строительства самовольным, обязании его сноса и возмещении материального ущерба владельцам, пострадавших от строительства домов, отказано. Указанная дорога не входит в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. По результатам рассмотрения, установлено, что публичный сервитут в отношении указанного проезда не устанавливается», — сообщается в ответе ведомства.

Сервитут — это получение возможности на ограниченное пользование недвижимостью, вещью или землей, которые находятся в чужой собственности. А значит, что по мнению прокуратуры, улица, на которой стоят дома, теперь перекрыта для прохода и проезда жителей этой улицы.

Вот и получается, что за 12 лет проблем ставропольчан никто не то, что не решил, даже не увидел.

Сейчас на помощь попавшим в плен домовладельцам пришел депутат Ставропольской краевой думы Николай Новопашин. Он изучил все собранные за 12 лет документы и направил запрос прокурору края Александру Лоренцу.

«Прошу вас обратить внимание на сложившуюся ситуацию, на сегодняшний день многоквартирный дом не заселен, но его дальнейшая эксплуатация должна быть одобрена только после тщательной повторной всесторонней проверки контрольно-надзорными органами. Я прошу рассмотреть обращение, материалы, привлечь экспертов для изучения геодезических изысканий в границах указанного участка, проверить законность выдачи разрешений на строительство, присвоения вида разрешенного использования земли, соблюдения градостроительных норм и требований пожарной безопасности», — пишет в запросе Новопашин.

А пока ответ на его обращение не получен, жители цепляются за последнюю надежду и выходят с одиночными пикетами к зданию краевой прокуратуры.