Posted 25 сентября 2018, 15:10

Published 25 сентября 2018, 15:10

Modified 16 октября 2022, 17:54

Updated 16 октября 2022, 17:54

Борьба за территорию: две республики СКФО оспаривают свои границы

25 сентября 2018, 15:10
С момента подписания главой Чеченской республики Рамзаном Кадыровым указа о создании спецкомиссии по «уточнению» административной границы между Чечней и Ингушетией наступило временное затишье. Какого решения ждут стороны конфликта от вышестоящих органов власти, разбирался NewsTracker.

«Дан приказ ему…»

В указе Рамзана Кадырова, размещенном на сайте администрации чеченского правительства, говорится о «создании республиканской госкомиссии для уточнения административной границы Чечни».

«В целях создания организационно-правовых условий для подготовки документов и обосновывающих материалов, необходимых для уточнения местоположения и установления административной границы Чеченской республики в соответствии с законодательством РФ и разрешения спорных вопросов при ее установлении, создать государственную комиссию Чеченской республики» — написано в документе.

Комиссия состоит из премьер-министра Чечни Муслима Хучиева, муфтия Салах-Хаджи Межиева, глав министерств и ведомств республики. Возглавляет группу спикер чеченского парламента Магомед Даудов.

В обязанности комиссии входит сбор, подготовка и анализ документов и материалов для работы по определению границ региона.

Органам госвласти и местного самоуправления вменено оказание «необходимого содействия и помощи» в работе комиссии.

Глава Чечни Рамзан Кадыров берет процесс под личный контроль.

Следует напомнить, что в апреле 2013 года подобная инициатива закончилась перестрелкой силовиков. Шестеро ингушских полицейских были ранены.

«Раздел имущества» по согласию сторон

С начала 90-х годов, когда ЧИАССР была разделена на две республики – Чечню и Ингушетию, между ними периодически происходили территориальные споры. Не помогает даже договор, подписанный в 1993 году президентом Чечни Джохаром Дудаевым и главой Ингушетии Русланом Аушевым. Согласно договору, Ингушетии принадлежит Сунженский район, за исключением Серноводска и станицы Ассиновской, которые остались в ведении Чеченской республики.

Одна из последних официальных попыток пересмотра границ состоялась в сентябре 2012 года. Тогда главой Чеченской республики Рамзаном Кадыровым была создана комиссия, аналогичная нынешней. Она провела соответствующую работу и сделала определенные выводы, которые были направлены в федеральный центр.

В Москве подтвердили правомерность пересмотра границ между субъектами. Более того, Минрегионразвития было готово подвести документальную базу для установления административных границ между Чечней и Ингушетией к 1 января 2013 года.

В то же время территориальные споры Чечни с Северной Осетией остались под запретом. Что уже говорит о двойном стандарте подхода к вопросу. А если учесть, что официальная причина запрета состояла в том, что «изменение границ между регионами возможно только по взаимной договоренности», то получается, что Чечня и Ингушетия «полюбовно» договорились о пересмотре границ. Ну а Москва не может отказать двум героям России Рамзану Кадырову и Юнус-Беку Евкурову в этом вопросе.

Стабильность границ – гарантия мира

В то же время глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров оказался не совсем в курсе этой «дружеской» договоренности.

«Граница между Ингушетией и Чечней – она устоявшаяся. Был принят закон о местном самоуправлении, проведены – и не раз – выборы в разных субъектах (Чечне и Ингушетии). Границы устоялись не только между республиками, но и между унитарными предприятиями, министерствами и так далее. Этим административным отношениям – не один десяток лет. Попытка любой стороны пересмотреть их приведет к конфликту. С учетом этого руководство Республики Ингушетия за то, чтобы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой граница проходила по уже устоявшимся территориям», – написал тогда Евкуров в своем ЖЖ.

С тех пор прошло шесть лет и вопрос о пересмотре границ, казалось бы, канул в лету. Но в начале сентября сегмент северо-кавказских соцсетей, «подогретый» соответствующим указом главы Чечни, был возбужден информацией от Минавтодора Чечни о том, что чеченские рабочие заасфальтировали чуть более 4 километров гравийной дороги на границе с Ингушетией. Дорожники ведут строительство автомобильной дороги из населенного пункта Ассиновская в направлении населенного пункта Аршты в Сунженском районе.

Справка NT: В конце января 2013 года глава Чечни Рамзан Кадыров подписал закон, в соответствии с которым ряд населенных пунктов Сунженского района Ингушетии должен перейти под юрисдикцию Чечни. 6 марта того же года он потребовал включить в состав Сунженского района Чечни населенный пункт Аршты.

«Голландские высоты» северо-востока СКФО

Магомед Муцольгов, руководитель ингушской правозащитной организации «Машр», считает провокацией происходящее в Сунженском районе. Правозащитник выразил опасения, что ситуация может выйти из-под контроля, «если простые люди выйдут, чтобы отстоять границы Ингушетии» на фоне бездействия властей республики.

Ингушские активисты - Багаудин Хаутиев, Исмаил Нальгиев, Исмаил Булгучев и Хасан Кациев поддержали Муцольгова. Они также упрекнули власти за отсутствие реакции на происходящее в Сунженском районе Ингушетии. В опубликованном на канале YouTube видеообращении, Хаутиев, в частности, напомнил, что власти Ингушетии так и не отреагировали на территориальные притязания Чечни еще в 2012 году, когда парламент этой республики принял закон о включении некоторых населенных пунктов Сунженского района Ингушетии в состав Чечни.

В Чечне решили не допустить эскалации «дальнейшего конфликта» и «ждут приезда представителей, которых назначит полпред в СКФО, ответственных за решения по переговорному процессу», сообщает Telegram-паблик «338», не уточнивший источники своей информации. По его данным, чеченская сторона «усилила блокпост силами штатных подразделений» силовиков. С ингушской стороны, также «за ситуацией наблюдают через призму бинокля» силовики и представители местной администрации.

Ранее пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов заявил, что на границе идут восстановительные работы на дороге, которая, по его словам, была разрушена во время военных действий. В той же статье приводились слова министра Ингушетии по национальной политике Муслима Яндиева о том, что властям региона не известно, зачем и в каком направлении чеченские рабочие ведут дорогу.

Глава Ингушетии, правительство и парламент республики пока никак не отреагировали на эту ситуацию.

Подпишитесь