Posted 25 июля 2021, 12:13
Published 25 июля 2021, 12:13
Modified 16 октября 2022, 19:05
Updated 16 октября 2022, 19:05
Хейт
Во Владикавказе 16 июля прошел одиночный пикет. В Сети разошлись видео с пикетчицей, которая стоит с плакатом «Моя бабуля носила шорты, а я ношу перцовый баллончик». На ролике видно, как несколько проходящих девушек обнимают демонстрантку.
Акция вызвала широкий общественный резонанс. В частности, в одном из Telegram-каналов было предположение, что пикетчица якобы понимает свободу как освобождение от рамок приличия, этики, морали. «Конечная точка обретения свободы — превращение человека в обезьяну. Только так мы можем освободиться от всех надоедливых социальных конструктов», — заключили в сообщении. В другом посте акцию назвали «псевдоборьбой» за право «вульгарно одеваться».
Кроме этого, появились сообщения о том, что девушкам «неуютно выкладывать фотографии» в национальных костюмах и выходить в такой одежде на проспект, потому что будут слишком выделяться. «И что тогда знают о притеснении защитники шорт?», — добавляют в сообщении.
После этого пикетчица, которой оказалась артистка Такума, опубликовала три видео с пояснениями. Первое из них касалось самого обсуждаемого плаката. «Едва ли целью акции было задеть чьи-либо чувства, я лишь немного хотела поддержать тех, чью свободу самовыражения через одежду или внешний вид в целом когда-либо задевали грубым словом, а тем более — делом. Человек в стремлении формироваться как личность в праве делать все, что гармонирует с его внутренним миром. Естественно, не нарушая свободу другого человека», — отметила девушка.
На пикете она использовала и два других плаката: «Воспитанных не дрессируют» и «Пока одни (м) читают нотации, другие (им) читают книги». «Интересно, почему эта карточка (последняя) не вызвала столько ажиотажа и не привлекала столько внимания? Ответ очевиден: чтобы захотеть залезть поглубже, нужно совершить усилие, ну и мозг непременно тоже нужен. А массы ждут зрелищ, и СМИ под это подстраиваются. Можете делать выводы. То, что вы увидели в акции — лишь отражение возможностей вашего сознания», — рассказала артистка.
Корреспондент Newstracker обратилась к пикетчице с просьбой дать комментарий, однако на момент публикации так его и не получила.
Разделение традиций
Руководитель медиацентра Северо-Осетинского государственного университета Артур Албегов отметил, что не стоит смешивать традиции и повседневную жизнь. «Если вы выйдете танцевать в шортах обрядовый танец, то, конечно, это неприемлемо. А в обычной бытовой жизни, когда за окном почти 40 градусов, конечно, люди надевают шорты», — отметил он.
На вопрос о том, почему плакат вызвал такую реакцию в соцсетях, он ответил, что тема является резонансной. «И те люди, которые ведут свои блоги, понимают, что на этом можно сейчас увеличить просмотры своих аккаунтов. Это, на самом деле, не проблема серьезных людей, я вас уверяю», — добавил собеседник.
Албегов полагает, что в основе этой ситуации нет проблемы морали осетин или того, насколько они продвинутые или замкнутые в себе. «Поверьте, здесь вполне полноценное общество, еще раз говорю — просто нужно уметь делить: есть традиции и есть сфера социальная», — заключил он.
Корреспондент спросила у правозащитника, волонтера движения «Марем» Светланы Анохиной о том, помогают ли подобные пикеты в решении проблем на Северном Кавказе.
«У пикетов нет задачи изменить ситуацию. Пикет, на мой взгляд, — это острое социальное высказывание, которое может быть провокационным, может даже вредить какому-то делу и вызывать негодование, ярость. Но в этом и есть цель пикета», — отметила собеседница.
Анохина отозвалась о заявлении артистки как о достаточно вменяемом. «Насколько оно соответствует реальности, я не знаю. Наверное, я отношусь к поколению ее бабушки, и действительно наблюдаю радикализацию во всех отношениях. При Советском Союзе, как бы я к нему не относилась, было поспокойнее, и на Кавказе тоже», — считает правозащитница. Собеседница добавила, что в целом, ей понравился этот одиночный пикет. «Мне кажется, что он показывает проблему под другим углом», — заключила Анохина.