Posted 24 декабря 2021,, 14:28

Published 24 декабря 2021,, 14:28

Modified 16 октября 2022,, 19:27

Updated 16 октября 2022,, 19:27

Угрозы за откаты: свидетели по делу экс-зампреда Ставрополья рассказали о контрактах

24 декабря 2021, 14:28
Новые подробности о сумме откатов, покушения за отказы платить и обналичка субподрядчиков — свидетели раскрыли новые факты строительного беспредела на суде бывшего заместителя губернатора Ставрополья.

С конца сентября Промышленный суд города Ставрополя рассматривает уголовное дело в отношении экс-зампреда правительства Ставрополья Александра Золотарева. Его подозревают в получении взяток в особо крупном размере. По версии следствия, три года подряд Золотарев, находясь в должности, получал крупные суммы от фирм, выступавших подрядчиками на строительстве крупных объектов здравоохранения в Ставрополе.

Изначально вместе с ним по делу о взяточничестве был задержан и экс-министр строительства Алексей Когарлыцкий. Он согласился дать показания против своего бывшего руководителя. Но его фамилия продолжает всплывать в показаниях свидетелей. А сейчас дело Когарлыцкого также передали на рассмотрение в Промышленный районный суд города Ставрополя.

Откаты от «Гипроздрав»

На этой неделе несколько свидетелей давали свои показания посредством видеоконференцсвязи из Хамовнического районного суда города Москвы.

Первый заместитель генерального директора АО «Гипроздрав» Елена Мурашова рассказала, что не знает Якименко и Золотарева лично, но в курсе, кто они такие, так как продолжает работать на территории Ставропольского края.

По ее словам, «Гипроздрав» как специализированная организация отправляла свои заявки на разработку проектов Ставропольской краевой детской больницы, Онкологического и Кардиологического диспансеров по закону и полностью в срок закрывала госконтракт.

Первый контракт по детской больнице заключался с министерством здравоохранения СК и Управлением капитального строительства СК на сумму порядка 18 миллионов рублей.

Она отметила, что в связи с приближением конца года и особой значимостью объекта для региона «Гипроздрав» работал быстрее, чем обычно. Для этого АО было вынуждено привлекать региональных субподрядчиков.

«Во время работ по проектированию детской больницы раздался звонок на мой телефон. Это был человек, который представился Андреем из Ставрополя (прим. позже ей стала известна фамилия Андрея — Горькавенко). Он настоятельно просил встретиться. Сказал, что чтобы наша компания не попала в реестр недобросовестных подрядчиков, мы должны передать некую сумму денег. Но это было невозможно, так как мы работаем с федеральным бюджетом и не имеем возможности снимать средства со счета. Тогда нам предложили заключить субподряд с региональной организацией, среди предложенных была и компания „Мистер Дом“», — рассказала Мурашова.

По ее словам, стоимость подряда составила порядка 15% от общей суммы контракта, то есть 2,5 миллиона рублей. Посредник конкретно не говорил, для кого предназначены эти деньги, но намекал на неких влиятельных людей Ставропольского края, уже позже в разговорах стала проскальзывать информация, что он действует в интересах министра строительства Алексея Когарлыцкого.

Чем дальше в лес

По другим эпизодам схема была похожей. По онкологическому диспансеру стоимость контракта составляла более 112 миллионов рублей, Горькавенко запросил 40% от этой суммы — 20 миллионов рублей ООО «Вектор», более 6 миллионов ООО «Деловые отношения» и почти 19 миллионов ООО «Мистер Дом». По кардиологическому диспансеру сумма субподряда в пользу компании ООО «Мистер дом» составила более 15 миллионов, то есть 30% от общей суммы государственного контракта.

«Каждый последующий контракт был больше предыдущего, и Горькавенко уже не скрывал, что эти деньги предназначаются Когарлыцкому. В случае неуплаты откатов он обещал, что вне зависимости от качества выполнения проекта мы не пройдем экспертизу, а значит, нам не подпишут акты выполненных работ. Когарлыцкий же мог дать распоряжения подведомственной организации — Государственной экспертизе — например, безотлагательно рассмотреть проект или дать поручения лицам, которые выдают технические условия. Ничего экзотического в наш адрес не происходило», — рассказала Мурашова.

Она подчеркнула, что всего «Гипроздрав» выполнил в Ставропольском крае 6 государственных контрактов в период с 2018 года и до задержания Когарлыцкого. Отказались от участия в откатной схеме на четвертом объекте.

«Я сообщила Горькавенко, что это теряет всяческий смысл, потому что становится убыточным. Об инициативе такого сотрудничества мы спрашивали у самого Когарлыцкого, но ответа не получили. Мы отказались перечислять организациям 50% от суммы контракта, чем разозлили Горькавенко», — вспоминает свидетельница.

На вопрос адвоката о поокушении на нее Мурашова заявила, что не хочет давать показания об этом, так как считает, что данный случай не имеет отношения к этому уголовному делу, кроме того, она никуда не обращалась по этому факту. При этом сама же сообщила, что когда она отказалась перечислять деньги, Горькавенко угрожал ей физической расправой.

«На тот момент люди, для которых он требовал деньги, были уже недоступны (прим. по ее словам это произошло через несколько месяцев после задержания Когарлыцкого) и мы предположили, что это самодеятельность Горькавенко», — заявила свидетельница.

Она также отметила, что знакома была с Кемалом Теунаевым, который, по ее мнению, был компаньоном Горькавенко в «откатных делах», так как Горькавенко всегда консультировался с Теунаевым во время обсуждения деталей контрактов.

Попытки уменьшить откат

Главный инженер проектов в АО «Гипроздрав» Денис Васенков рассказал, что на момент проектирования Детский краевой больницы объект курировал другой человек.

«Мне он достался, когда там уже стройка началась. Онкологический и кардиологический диспансеры я вел с самого начала. Субподрядные организации привлекались. ООО „Мистер Дом“ был. Я у них был, руководителей не видел, помню там женщина была. Несколько раз я забирал от них документацию», — вспоминает свидетель.

Он предположил, что субподряды привлекались из-за большой загруженности и невозможности уложиться в сроки. Тем более, что сроки действительно были очень сжатые на реализацию проектов. Насколько ему известно, они выполняли работы. Но речь об откатах при нем заходила между Мурашовой и Горькавенко. Однако сам он в схемах и разговорах об откатах не принимал участия.

«Однажды меня отправили поговорить с чиновником и сказать, что 40% — это слишком много, а 20% — возможно. Я вел эту беседу с Алексеем Когарлыцким. Но он ничего не ответил, но показал, что услышал меня. При мне никто никогда Золотарева не упоминал», — ответил Васенков на вопросы сторон.

Он также рассказал все, что слышал про нападение на Мурашову. С ее слов, Мурашову вместе с водителем преследовали длительное время на машине, а потом довольно жестко поговорили. Он добавил, что нападение было связано с деятельностью «Гипроздрав» на Ставрополье и невыплатой откатов.

Неудавшиеся конкуренты «Гипроздрава»

Помощник генерального директора АО «Атомэнергомонтаж» Татьяна Николаевна рассказала суду, что ее компания принимала участие в конкурсах на государственные контракты на территории Ставропольского края.

«Это было два открытых конкурса по онкологическому и кардиологическому диспансерам в Ставропольском крае. Собрали документацию, отвезли в Ставропольский край. Но конкурс не выиграли. Возможно, из-за нехватки опыта в проектировании», — посетовала свидетельница.

Напомним, несколько заседаний назад свидетели рассказали, как именно и почему результаты конкурсов, где проигрывало АО «Гипроздрав», были отменены.

«Один контракт мы предлагали сделать за 55 миллионов, а второй за 70. Но конкурсы выиграло АО „Гипроздрав“», — рассказала помощница генерального директора АО «Атомэнергомонтаж».

Обналичка и мошенничество

Также на суде выступила экс-бухгалтер по первичной документации компании ООО «Мистер дом», которая рассказала об обналичке средств руководителем компании Ерванд Григорян.

«Одна из карт фирмы была оформлена на руководителя, оттуда он самостоятельно снимал деньги. Также деньги снимались со счета с помощью чековой книжки. Этим занималась я и отдавала эти деньги ему под отчет. Отчета о расходовании этих денег он мне не подавал», — рассказала бывшая сотрудница.

По ее словам, она снимала по 100 тысяч за раз. Иногда 1 раз в неделю, иногда чаще. Снимала деньги со счета по звонку руководителя.

Другой свидетель — председатель директоров «Промсвязьбанка» в Ставрополе — рассказал, что ООО «Инженер», которое занималось строительством Легкоатлетического манежа в Ставрополе (прим. один из эпизодов дела), являлось клиентом его банка.

Он пояснил, что у банка не было никаких вопросов и претензий к подрядчику и правительству Ставропольского края. Однако позже стало ему известно, что руководитель «Инженера» разыскивается за мошенничество. По его мнению, это связано с тем, что подрядчик приступил к работам несвоевременно, спустя несколько месяцев после заключения госконтракта и получения гарантии от банка, и из-за этого начались проблемы со сроками.

Однако свидетель подчеркнул, что банковскую гарантию подрядчик погасил.

Содействие по просьбе

Руководитель комитета градостроительства города Ставрополя Андрей Уваров (до этого работал заместителем министра строительства и архитектуры Ставропольского края) был допрошен по строительству автомойки на улице Пригородной, об этом объекте речь на судебных заседаниях уже не раз заходила.

Он рассказал, что ему позвонил Алексей Когарлыцкий и попросил посодействовать предпринимателю. Тот проконсультировал его и рассказал, почему он получает отказы в разрешении на строительство.

На вопрос прокурора сказал, что знает и другой часто упоминаемый участок на 528 квартале Ставрополя, где сейчас располагается офисное здание.

«Когарлыцкий звонил и спрашивал, что там с этим объектом. Это самовольное строительство и мы долго судились. В итоге он введен в эксплуатацию не был», — рассказал Уваров.

По поводу ввода в эксплуатацию легкоатлетического манежа он также толком ничего пояснить не смог, лишь то, что к ним поступил пакет документов 31 марта 2019 года. А выезд специалистов на объект не предусмотрен. При этом Когарлыцкий ему звонил с просьбой побыстрее рассмотреть пакет документов, однако не указывал, какое именно решение нужно принять и в самих документах не было причин для отказа. А вот имел ли отношение к манежу Золотарев, Уваров не в курсе.

"