Posted 24 декабря 2017,, 13:14

Published 24 декабря 2017,, 13:14

Modified 16 октября 2022,, 17:44

Updated 16 октября 2022,, 17:44

Спрос убивает предложение. Как выживают ставропольские производители одежды

24 декабря 2017, 13:14
Россияне в последние годы все чаще экономят на одежде. Что объяснимо, ведь, согласно статистическим отчетам, экономить в России приходится даже на еде.

В семейном бюджете среднестатистической ставропольской семьи расходы на гардероб не превышают 10%. Постепенное сокращение расходов продолжается последние 7 лет. Хотя в среднем по России этот показатель еще ниже (порядка 7%) и продолжает падать. Как в таких условиях продолжают работать местные производители одежды, выяснял корреспондент NewsTracker.

Особенности национального рынка

Характерно, что мужчины в России, очевидно, меньше заботятся о своем гардеробе. Сегмент мужской одежды составляет всего 25% отечественного рынка, большинство продаж (58%) приходится на женские модели. Остальное — белье и спортивная одежда.

Суммарный объем российского рынка одежды составляет около 1,3 триллиона рублей, по подсчетам издания «Бизнес-вектор», РБК. И это только взрослый сегмент. Ставропольский край, по официальным данным, занимает на этом рынке ничтожную долю (0,1%) с оборотом в 1,3 миллиарда рублей. Дело в том, что российский рынок крайне зависим от импорта. По данным РБК, на импортную одежду приходится около 90% продаж в России. Отечественным производителям таким образом достается всего порядка 130 миллиардов рублей. Хотя россияне начали понемногу отвоевывать рынок.

«Он стал меняться и достаточно значительно этот рынок, в лучшую сторону. Там все больше и больше российских производителей. За этот год где-то на 6,4% вырос объем реализованной продукции, произведенной в России», — отмечает президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

Рынок в руках ростовских конкурентов

Производством одежды в Ставропольском крае, по официальной статистике, занимаются порядка 300 предприятий и еще около 1 тысячи индивидуальных предпринимателей. Они делят оборот порядка 1,3 миллиарда рублей.

Неофициальная картина, по данным «СПАРК-Интерфакс», совершенно иная. В крае отмечены меньше 30 предприятий, которые занимаются пошивом верхней одежды, белья, униформы, спецовки, трикотажных и меховых изделий. Однако их суммарная выручка за минувший год превышает официальную цифру примерно в 26 раз. Хотя прибыль значительно скромнее — всего 3,7 миллиарда рублей.

Львиная доля ставропольского рынка, по данным «Спарк», принадлежит корпорации ЗАО «Глория джинс», которая управляется из Ростова-на-Дону. В Ставропольском крае, согласно «Спарку», находится одно из производств компании, оно размещено в Михайловске.

Конкурировать с ростовской корпорацией на Ставрополье не способны даже самые успешные предприятия. Если доход «Глории джинс» за прошедший год превысил 3,5 миллиарда рублей, то ближайшие конкуренты ООО «Арго-2000», ООО «Швея» и ООО «Блокпост» не заработали и 20 миллионов рублей.

Угнетение малого бизнеса

Из-за низкого спроса пошивом одежды в крае занимаются по большей части малые предприятия и индивидуальные предприниматели, на которых обычно работают не более 70 человек. Но как раз малый бизнес меньше всего защищен от административного давления, считают участники рынка.

Главной проблемой для малых предприятий становятся неподъемные тарифы энергоснабжающих компаний, считает директор ООО «Радуга» Валентина Степанова. Предприятие уже 30 лет выпускает трикотажные изделия в селе Марьинском Ставропольского края, но теперь вынуждено закрываться из-за непосильных тарифов на газ.

«Представьте себе, берут за обслуживание, которого нет, 18 тысяч рублей… Раньше был единый тариф — в цену газа, в цену света входило все. Сейчас отдельно берут те, кто занимается ремонтом, лаборатории отдельно, хозяйственная часть отдельно. И каждый накручивает», — рассказала Степанова.

Растущие тарифы заставляют предпринимателей экономить на самом важном — на сырье. По словам Степановой, многие ставропольские производители трикотажа в последние годы закупают в Китае синтетическую нить низкого качества.

«Везде на этикетках пишется — х/б (хлопчато-бумажная нить), но никто за этим не следит. Раньше, чтобы модели детской одежды утвердить, я ездила в отдел стандартизации Москву — нить проверяли. А сейчас нигде не утверждают — каждый как хочет, так и делает, и никто не проверяет», — жалуется Степанова.

Развивать производство могли бы помочь кредиты, но мелким производителям, по словам Степановой, они вообще недоступны.

«Банки перестраховывают себя, не хотят связываться с малым бизнесом. Во-вторых, проценты на самом деле гораздо больше 15-18%, как пишут. Берут еще за обслуживание и другие дополнительные услуги. Например, 2 года назад — реальная цифра была 25%», — пояснила она.

В результате ее предприятие находится в упадке последние 2 года, работы для швей хватает всего на 3-5 дней в месяц. «Когда выходил убыток 20%, я была счастлива», — вспоминает Степанова.

"