Posted 24 декабря 2017,, 17:30

Published 24 декабря 2017,, 17:30

Modified 16 октября 2022,, 17:44

Updated 16 октября 2022,, 17:44

Эксперты из Ставрополья не поддержали разделение культуры с финансами

24 декабря 2017, 17:30
Одной из главных тем заседания Президентского совета по культуре и искусству, прошедшего в четверг, стала проблема неучитывания творческой специфики при финансировании культуры. NewsTracker узнал у экспертов на Ставрополье, какую роль в культурной сфере должны играть государство и экономика.

Поводом для поднятия данного вопроса на Президентском совете стало дело режиссера Кирилла Серебренникова, обвиненного в растрате 68 миллионов рублей.

Закон не учитывает специфику культурной сферы

По данным следствия, эти деньги были выделены в 2011 – 2014 годах на реализацию проекта «Платформа». Сейчас Серебренников пребывает под домашним арестом. По мнению известных деятелей культуры, это может стать опасным прецедентом, когда каждый может угодить в тюрьму из-за того, что режиссеров и художественных руководителей вынуждают заниматься финансовыми вопросами.

Во вступительной речи Президент РФ Владимир Путин рассказал о собственном видении разрабатываемого закона о культуре.

«Новый закон, о котором мы говорим, должен максимально сохранить и развивать существующие успешные формы государственной поддержки культуры», – отметил глава государства.

По его словам, в правках нуждается и закон о контрактной системе.

«Очевидно, что он далеко не всегда учитывает специфику сферы культуры, ставит работающих здесь людей порой в двусмысленное положение. И в его корректировке, в установке понятных, логичных и прозрачных правил финансово-хозяйственной деятельности творческих организаций заинтересованы, безусловно, все: и представители культурного сообщества, и государство», – подчеркнул Путин.

Творчество и экономика: вместе или раздельно?

Известный независимый ставропольский режиссер Дмитрий Москвитин считает, что разделение творческой и экономической деятельности в наше время невозможно. Он не видит пути выхода из данной ситуации, но, вместе с тем, считает это преодолимым.

«Я уже не обращаю на это внимания, так как понимаю, что таковы наши жизненные реалии. Как можно здесь что-то исправить – неизвестно. Это устоявшаяся практика не только в России, но и во всем мире», – рассказывает режиссер.

Заместитель председателя Ставропольского регионального отделения «Союза писателей России», главный редактор альманаха «Литературное Ставрополье», писатель, поэт и бард Владимир Бутенко считает недопустимым отпуск культуры в «свободное плавание».

«Мои знакомые актеры и режиссеры говорят, что когда приоритетом становится хозяйственная деятельность, когда директор театра заинтересован, прежде всего, в прибыли, а не в том, насколько качественно будет выполнена творческая работа, это совершенно неприемлемо. Это ведет к творческой деградации», – делится мнением писатель. Он утверждает, что раньше в культуре существовала иная иерархия.

«Тогда действительно талантливые творческие люди обретали известность, которую определял не коммерческий успех. Во главу угла необходимо поставить значимость творчества конкретного человека, но не продаваемость», – вспоминает Бутенко.

Он считает, что в сложившейся ситуации государство должно поддерживать таланты путем грантов или стипендий, но которые должны обязательно проходить через творческие союзы.

Режиссер театра-студии Слово Евгений Пересыпкин предупреждает об опасности перехода культуры на финансовые рельсы.

«Самообеспечение культуры в данном контексте- это риск уйти в простую развлекаловку. Народ, к сожалению, предпочитает чтению Толстого и Достоевского литературу посредственных авторов, направленную исключительно на развлечение», – уверен режиссер.

Он считает, что при самообеспечении культуры из нее исчезнет воспитательная часть, которая необходима. Поэтому культуру нужно поддерживать со стороны государства, не ставя, однако, ее на службу политической пропаганды.

«Я всегда считал, что во всем нужна мера. Культура не может быть внеидеологична, потому что она формирует сознание людей. Но при этом культура должна не обслуживать государство, а способствовать формированию сознания нравственного и ответственного гражданина, который с уважением относится к стране, в которой он живет. Поэтому здесь необходимы формы, которые устроят обе стороны», – добавил Пересыпкин.

Творческие союзы и независимый кинематограф

Эксперты считают, что в культурной сфере края есть проблемы, но и решение их они видят.

Владимир Бутенко говорит о печальной ситуации в отечественном книгоиздании.

«Сейчас одним из самых слабых мест в отношениях государства и культуры является книгоиздательская политика. Издается, в основном, переводная литература. Достаточно зайти в любой книжный магазин, чтобы увидеть, что большинство литературы в нем – изданная на зарубежные гранты переводная фантастика. А наша прекрасная отечественная литература не востребована у российских издателей», – делится мнением писатель.

При этом в Ставропольском крае ситуация, по его словам, отличается от общероссийской, потому что здесь выделяются определенные средства на издание ставропольских писателей. Комиссия компетентных экспертов, по словам Бутенко, выбирает и принимает решение об издании лучших авторов, которые говорят о современности, поднимают важные моральные нравственные проблемы, прививают любовь к Родине.

"В новом готовящемся законе о культуре это все должно быть учтено. И ставропольские наработки могут быть полезны в федеральном масштабе", - добавил собеседник.

По мнению Бутенко, государство должно сотрудничать именно с творческими союзами, а не случайными организациями или сомнительными деятелями.

«Художественная самодеятельность – это хорошо, ее нужно поддерживать, но когда речь идет о высоком искусстве, высокой культуре, большой литературе, то общение должно вестись через творческие союзы», – подчеркивает писатель.

Также он считает, что окончательное решение о назначении того, либо иного человека на руководящие должности в области культуры должно решаться не на муниципальном, а на краевом уровне. При этом руководитель должен быть обязательно деятелем культуры.

Дмитрий Москвитин считает, что в России недостаточно внимания уделяется поддержке независимого кино, причем как финансовой, так и административной.

«Было бы неплохо создать какую-то платформу для проката малобюджетных фильмов, чтобы кинозалы выделяли площадки и какое-то количество времени для показа картин начинающих кинематографистов. Это была бы большая помощь. Административная поддержка очень нужна хотя бы в обеспечении локации для съемок, что практически всегда недешево. Тогда начинающим режиссерам было бы немного легче», – уверен режиссер.

На Евгении Пересыпкине, как на руководителе молодежного театра, лежат и творческие и экономические обязанности. Но в профессиональных театрах России, по его мнению, необходимо четко разделить обязанности на творческие и хозяйственно-экономические. При этом руководитель должен быть в курсе всего, что происходит.

«Режиссер, который ставит спектакль, не может быть не в курсе экономических дел: он заказывает костюмы, заказывает декорации, понимает, сколько это стоит, это база, на которой создаются спектакли. Это как в семье, где тоже есть и хозяйственная, и творческая часть. Полностью разорвать это невозможно, но важно понимать, что быть посвященным и заниматься – разные вещи, – говорит Пересыпкин.

Одним из важнейших факторов нормального функционирования культурной сферы он считает ответственность, отсутствие которой часто списывают на «творческое мышление»

«Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Если я запланировал спектакль поставить – я его поставлю в срок, есть у меня вдохновение или нет. Но при этом важно понимать, что художник сам диктует свои планы: он их заявляет, логично, что он несет ответственность за их выполнение», – уверен режиссер.

"