Posted 24 ноября 2019,, 10:12

Published 24 ноября 2019,, 10:12

Modified 16 октября 2022,, 18:15

Updated 16 октября 2022,, 18:15

Почему в Ставрополе не выживают альтернативные концертные площадки?

24 ноября 2019, 10:12
Почему жители Ставрополя вынуждены ездить на концерты любимых групп в другие города, можно ли заработать на организации концертов и почему концертные площадки закрываются, не успев открыться, разбирался корреспондент NewsTracker.

Ставрополь прекрасный, но скучный

В последние годы Ставрополь часто признают хорошим городом для жизни. Действительно благоустройство и инфраструктура стали лучше. Но если говорить о досуге, встает большой вопрос. Тут почти нет альтернативных выставочных площадок и концертных залов.

Многие ставропольчане уже считают привычным ездить на концерты своих любимых музыкантов в соседние города — Ростов-на-Дону и Краснодар. Часто на сервисах вроде Blablacar можно встретить поиск попутчиков именно на концерты, об этом водители и пассажиры заранее говорят в публикации поездки.

Недавно о проблеме написал на своей странице в социальной сети коммерческий директор «Зелёной точки» Андрей Репин, который не раз поднимал актуальные вопросы, связанные с комфортной жизнью в краевой столице.

«Ставрополю нужны не опера и аквапарк. Нам нужна универсальная площадка, выставочно-концертный комплекс. Трансформер, где можно проводить любые массовые мероприятия. Ибо проводить концерты рок-групп в ДК с сидячими местами это просто карикатурно. И многие группы не едут, потому что негде выступать», — говорится в посте.

По его мнению, Ставрополь — город прекрасный, но скучный. Жители вынуждены сидеть по домам, а немногочисленные клубы города в основной массе не рассчитаны на интересные тусовки.

«И в том числе, потому что нет мест для массового досуга. Концертная площадка грамотным промоушном и привозом годных современных исполнителей в какой-то мере могла бы решить проблему. Кроме того, там же можно было создавать выставки (в том числе и крупные отраслевые), ставить спектакли, арт-акции и прочее. Вокруг объекта формировалось бы сообщество. Творческая молодежь могла бы тоже там выступать, проводить концерты за небольшие деньги», — говорит Репин.

Он отмечает, что на таких площадках можно объединять разные форматы — музыку, пантомиму, танцевальные номера, стендап, лекции. И главное сформировать культуру хождения на концерты.

Если выйдешь, уже не зайдешь

С мнением Репина согласились и многие другие активные горожане. Почти все сошлись на том, что есть ряд исполнителей, которые ежегодно приезжают выступать в ДКиС, собирают полный зал. Афиши с их выступлениями висят на каждом углу. Но в основном это представители эстрады, попсы или титаны русского рока.

«Скоро в ДК выступит одна из моих любимых групп — Агата Кристи. И я бы все отдала, чтобы оказаться там, но вспоминаю свои школьные и студенческие годы и не хочу. Все эти сидячие концерты, на которых ни потанцевать под любимую музыку, ни в туалет выйти — на входе всегда стоит работница, которая угрожает тем, что если выйдешь, обратно не пустят. Какой уж тут отдых?», — посетовала одна из опрошенных.

По ее мнению, когда в Ставрополе начали появляться альтернативные концертные площадки, стало гораздо проще, там никто не ограничивает свободу гостей.

Мало кто проживает больше года

За все годы в Ставрополе появлялось огромное количество альтернативных площадок, но все они закрывались. Здесь можно вспомнить старые рок-клубы во главе с Кириллом Собачинским и более новые бары или клубы, арт-пространства, которые открывались и закрывались десятками.

Своим мнением о причинах феномена NewsTracker рассказал Александр Вдовин, который занимается организацией концертов в Ставрополе, был арт-директором многих заведений и главным в недавно закрывшемся пространстве «БРО».

К слову, сейчас Александр покидает пост арт-директора «Мажора», который буквально только что пережил очередное рождение. Когда-то там проходили концерты набирающих популярность в России групп «Слот», «Ляпис Трубецкой», «Noize MC». Расположение подходило идеально — есть просторный танцпол и комфортная зона со столами. Но потом заведение закрылось, его несколько раз пытались перезапускать, но даже возвращение к старому формату удачи директору не принесло. Не прошло и полугода, как «Мажор» было решено закрыть.

«Мы хотели сделать здесь площадку для всех. Чтобы люди приходили сюда, как в клуб по интересам. Но выяснилось, что там много сложностей с приведением помещения в нормальное состояние — пожарные, прокуратура и другие инстанции огласили такой список „исправлений“, что ни один человек на это не пойдет. Суммы работ огромные. Даже если представить наиболее удачные условия, вложения отобьются не скоро», — рассказал Вдовин.

Он обратил внимание, что «Мажор» пустовал долгое время, и таких площадок в городе хватает. В прошлом успешные танцевальные клубы закрылись, а места так и не смогли приспособить под что-то другое. И при желании в них можно попробовать зайти, но всегда есть опасность подводных камней, как произошло с «Мажором», или резких и сильных повышений аренды.

Плохие — не интересны, а на хороших денег нет

Конечно, открытие подобных площадок всегда упирается в деньги. Тут и всевозможные проверки и новые нормы, которым не соответствует «Мажор», и аренда помещения, и налоги, и гонорары артистам.

По мнению Вдовина, в Ставрополе не набирается достаточное количество зрителей, чтобы окупиться.

«К нам едут группы, которые работают на кассу. Далеко не все они понимают реалии провинции. Они представляют себе одну сумму, а по факту получается другая. И второй раз они могут уже не приехать. Вот недавний концерт „Маврина“ вышел в минус. Хотя назвать его ноунеймом нельзя, музыкант известный, на нем выросло не одно поколение», — вспоминает собеседник.

По его словам, тут можно винить организаторов, которые возможно не все силы вложили в рекламу, с другой стороны, накладывает свой отпечаток наступление заключительной стадии рок-культуры не только в Ставрополе, но и в России.

«В итоге получается, что в Ставрополь не выгодно возить артистов. Нет, конечно Лепса и Ирину Круг, которые сто процентов соберут зал, возить можно. Но если мы говорим о каких-то более альтернативных, андеграундных командах, то о выгоде здесь речь не идет. И при этом, многие понимают, что хорошие коллективы в Ставрополь зачастую не везут, потому что они дорогие, а на плохих зрители не собираются», — рассказал Вдовин.

Он вспомнил, что когда организовывал концерты местным группам «Trust» или Конкроид, музыканты просили менять ценовую политику на баре — снижать цены на еду на напитки в заведении.

«А это говорит о том, что у людей скорее всего просто нет денег. И схема простая: когда открывается заведение, люди приходят, смотрят, а там цены как в ГОЛДИ — ресторанные, и больше они не придут, или придут и будут тянуть чашечку чая весь концерт. А если деньги за вход забирает коллектив, то заведение не получит ничего», — сообщил собеседник.

Вот и получается, что в Ставрополе выживают либо тысячные залы, которые не любят рисковать и возят только проверенных десятилетиями «звезд», либо заведения, в которые без слез не войдешь, там страшно что-то заказывать, зато ценник бюджетный.

Тоже самое к слову работает и в размерах заведений. ДКиС имеет вместительность около 2000 человек, а бары, которые выживают в концертной деятельности — максимум 100. Есть, конечно и третья категория — заведения ламповые на 30-40 человек, но там концерт не проведешь, максимум квартирник с акустической гитарой. Но здесь другая история.

Не хватает концерт-холла средней вместительности, чтобы и танцпол был и столики, чтобы замахнуться на хорошую группу. Там должно быть комфортно и зрителям, и артистам. При этом не переплачивать за пустые места ДК. В Ставрополе такого места нет.

Спрос на альтернативные площадки

Спрос есть. В Ставрополе много групп и сообществ творческих людей, которым, к сожалению, некуда идти. Александр Вдовин в свое время открывал пространство «Бро» (прим. на месте бывшего клуба «Товарищ»).

«“Бро» задумывался, как концертная площадка. Он не работал как обычный бар, двери открывались только по заявкам. Но он быстро стал домом для всех, кто не подходит под формат ДК. Рокеры, реперы, танцоры, поэты, тут даже проводились чемпионаты по баскетболу. И даже если не говорить о крупных событиях, в «Бро» постоянно что-то происходило, сегодня книжный клуб, завтра ребята устраивают подобие Версуса, послезавтра студенты из африки устраивают тематическую вечеринку. Мы были открыты для диалога», — вспоминает Вдовин.

Пространство просуществовало несколько лет, пока не поднялась аренда. По мнению Александра, арендодатели в Ставрополе не сильно завышают цены и почти всегда готовы идти на уступки, особенно в начале пути. Но это не всегда спасет заведение от гибели.

«Да, в „Бро“ надо было делать ремонт, закупать новую мебель — нужно было вкладываться, но постоянные недоборы со входа, повышения аренды и прочее практически не оставляли возможности это делать. А позже появился Loft, который по сути преследует те же цели, только бесплатно. И я понял, что нишу заняли», — добавил Вдовин.

Но и Loft не идеален. Так как он работает на базе госучреждения, здесь жесткий график работы, нельзя ограничить вход или сделать его платным.

Вот и получается, что Ставрополь — город крайностей — или дорого, или бесплатно, или огромный зал ДК, или ламповое кафе на 3 столика. А как найти золотую середину, остается загадкой.

"