Posted 24 ноября 2017,, 15:19

Published 24 ноября 2017,, 15:19

Modified 16 октября 2022,, 17:42

Updated 16 октября 2022,, 17:42

Спасти Кавминводы: по чьему сценарию будет развиваться двухсотлетний курорт

24 ноября 2017, 15:19
В конце года в Общественной палате Российской Федерации состоятся публичные слушания, посвященные законопроекту, разработанному министерством Северного Кавказа. Однако инициативная группа экспертов при поддержке краевой Общественной палаты резко выступила против него. Почему – разбирался NewsTracker.

Закон как прикрытие

Проблема закона в том, что он создан не для сохранения экологии курорта, а для осуществления коммерческого проекта по созданию медкластера, считает председатель Общественного экологического совета Кисловодска Павел Мартиросов.

«На сегодняшний день существуют около 15 вариантов этого законопроекта. Мы предполагали, что он нужен для сохранения уникальных природных территорий Кавминвод и их бальнеологического потенциала. А оказалось, что министерству закон нужен для осуществления коммерческого проекта по созданию медицинского кластера, на который будут выделены десятки миллиардов рублей», – прокомментировал эксперт.

При этом Мартиросов отметил, что в кластере нет фактической привязки к действующим бальнеологическим курортам. Поэтому, внезапно в последний момент был принят окончательный вариант, который, на его взгляд, выглядит красиво и правильно, но содержит немало «вредоносных подводных камней»

Прежде всего, по словам Мартиросова, общественников удивляет исчезновение из документов определения Кавминвод как особо охраняемой эколого-природной зоны. Помимо этого, в документе, уверен эксперт, отсутствуют четко очерченные границы КМВ. Кавминводы же, по словам собеседника, находятся не только в Ставропольском крае, но и в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Из населенных пунктов к ним относятся не только города-курорты, но и сельские поселения, например, в Предгорном районе.

Сопредседатель региональной общественной организации «Союз защиты курортов», эколог-эксперт Общественной палаты края, а в 1980-е годы – ведущий гидрогеолог «Кавминкурортресуросов» Владимир Супруненко отмечает, что совершенно не ясно, кто должен руководить сохранением богатств и развитием курортов.

«У нас совершенно нарушена вертикаль власти. Раньше была единая администрация КМВ, через которую проходило все, что связано с курортами. Сейчас каждая администрация – это «удельное княжество», которое ведет собственную политику, составляет свои генпланы, ведет собственную хозяйственную и коммерческую деятельность так, как они считают нужным», – подчеркивает эколог.

По словам эксперта-эколога Общественной палаты, строительство медицинского кластера будет губительным для курортов.

«Медицинский кластер – это 16 000 человек персонала, фармацевтическая фабрика, учебные заведения, то есть целый город. Его планируют впритык разместить к Кисловодску, который и так задыхается: у Кисловодска котловинный характер, он не проветривается, а из-за автомобилей в центре города уже имеется 100-кратное превышение нормы загрязнения воздуха», – предупреждает Супруненко.

Эксперт считает, что кластер добавит Кисловодску еще нагрузки, которая сейчас и так чрезмерна. Особые опасения у специалистов в новом законе вызывает и возможность изменения горно-санитарных зон.

Супруненко рассказывает, что над законодательством 1983 года работали около 10 институтов и другие организации. После анализа обстановки, были естественные, созданные природой зоны распространения минеральных ресурсов. Эти зоны, уверен собеседник, не подлежат никакому изменению «под линейку», так как созданы не человеком. И таковыми они будут еще минимум 200 лет.

«В новом же законе прописано, что Минкавказа будет разрабатывать и корректировать зоны санитарной охраны. А «корректировка» зон проводится, причем уже сейчас, исходя из меркантильных соображений. Например, нужно продать какую-то землю в охраняемой зоне, ее переводят в другую зону. Этой возможности, лазейки в проекте быть не должно. Это категорически губительно для всей системы КМВ», – считает Супруненко, который сам принимал участие в этой работе.

На пути к экологической катастрофе

Чрезвычайно странным считают специалисты и отсутствие в новом законопроекте пункта о мониторинге текущей ситуации на Кавминводах.

«В новом законе не прописана необходимость оценки текущей ситуации на КМВ: например, техногенной нагрузки, состояния источников и много другого. Если бы такая оценка была проведена, то было бы, от чего отталкиваться при разработке нового закона. Это сразу же задало бы направление проектированию будущего. Без этого закон будет абстрагирован от реальности», – говорит эколог Супруненко.

Состояние, по мнению опрошенных экспертов, печальное и даже может привести к экологической катастрофе. Специалисты сообщили, что на КМВ изношены все сети. Центральному коллектору в Кисловодске почти 90 лет. Поэтому в случае масштабной аварии все содержимое потечет вниз, в грунтовые воды, а затем доберется и до источников, нанеся тем самым, непоправимый урон. Это, считают экологи, будет настоящая экологическая катастрофа для всего региона. Об этом, то есть, об улучшении инфраструктуры, в законопроекте также ничего не сказано.

В статье «К вопросу об управлении курортом «Кавказские Минеральные Воды» в издании «Общество и право» доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой экологического, земельного и трудового права СКФУ Элеонора Навасардова напоминает, что только по состоянию на 2011 год, канализация в городах-курортах была изношена на 70-80%. Причем по отдельным показателям предельно допустимые концентрации вредных веществ в почве и атмосферном воздухе во второй и третьей зонах округа горно-санитарной охраны превышают норму в 10-100 раз.

Такая же история и с лесным хозяйством. Общественники указывают, что в Минкавказа совершенно не озаботились и этой проблемой. Раньше леса сажали, а теперь они исчезают. Например, только в 1950-60-х годах было высажено 40 гектаров леса, чтобы корневая система деревьев сберегала поверхностные воды. Это тонкая, взаимосвязанная система, которую легко разрушить.

«Печальна участь лесов КМВ. При нормативе в 40% лесистость региона составляет лишь 10%. При этом идет рубка лесных насаждений», – констатирует в статье Навасардова.

Эксперты считают, что опасность угрожает и целебным водам курорта, о которых в законе ничего не сказано. Это связано с нарушением системы недропользования, на которую никто не обращает внимания. Специалисты считают, что недропользователь должен быть только один, и он должен быть подчинен государству. Либо все недропользователи должны подчиняться определенной государственной контролирующей структуре. Так как все месторождения тесно взаимосвязаны в единый артезианский бассейн, то бесконтрольный забор воды, по словам общественников, может закончиться плохо. Например, на Новоблагодарненском участке, где находятся воды «Ессентуки 4» и «Ессентуки 17», из-за перезабора вода «Ессентуки 4» набирает минерализацию «Ессентуков 17».

«Неумеренно возросшая техногенная нагрузка на КМВ привела к ухудшению качества воды. Это уже зафиксировано в Кисловодске и Пятигорске. В Железноводске пока нет за счет более глубокого залегания. Но это – вопрос времени, так как вся система взаимосвязана. Если не начать действовать, то курорты будут уничтожены» – предупреждает Супруненко.

Бумаг много, решения нет

Авторы обращения в Общественную палату РФ считают, что новый законопроект рассчитан совершенно не на сохранение курорта мирового значения.

Людям также интересно, почему проблемами Кавказских Минеральных Вод занимается министерство Северного Кавказа. Общественники отмечают, что это структура, занимающаяся экономической деятельностью, и вопросы сохранения курортного региона лежат вне ее компетенции.

«Минкавказа – это экономический блок, который не может иметь отношения к природоохранным вопросам. А экономика и экология, у нас так сложилось, занимают противоположные позиции. Потому как если ставить во главу угла экономику, то приоритетом станет заработок денег. А в экологию, наоборот, деньги нужно вкладывать. Заниматься вопросами КМВ должен, скорее, Минздрав или Минприроды», – считает Мартиросов.

Элеонора Навасардова указывает на творящийся в данный момент беспорядок в этой сфере.

«В настоящее время землями курортов практически бесконтрольно распоряжаются органы местного самоуправления городов-курортов, до недавнего времени даже не имевшие утвержденные в установленном порядке документы территориального планирования и правила землепользования и застройки,» – пишет в статье ученый.

В этом же материале она говорит о своем видении управления регионом.

«Упразднение администрации КМВ в том виде и с теми полномочиями, которые она имела до последнего времени – мера целесообразная. Однако, как показала практика последнего десятилетия, этот курортный регион должен иметь орган управления, наделенный властными, координационными полномочиями», – делится мнением эксперт.

Эти и многие другие вопросы общественники, ученые и врачи планируют поднять на чтениях законопроекта в Общественной палате Российской Федерации.

В прошлую среду, 15 ноября, в Общественной палате Российской Федерации состоялся семинар по вопросам формирования и деятельности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. На нем была выдвинута идея создать рабочую группу по вопросам сохранения источников КМВ в связи с непростым состоянием курортов.

«Сегодня ученые говорят, что эти знаменитые воды могут исчезнуть через два-три года. Они не только не смогут лечить, но и будут вредить. Именно поэтому несколько министерств и ведомств создают на площадке ОП РФ рабочую группу, чтобы попытаться этот вопрос «толкнуть». На данный момент бумаг написано много, а решения никакого нет – Кавказские Минеральные Воды продолжают деградировать», – отметил секретарь ОП РФ Валерий Фадеев.

По утверждению экспертов, общественников, экологов, генплан составлен разработчиками далекими от понимания, что намеченные ими пути развития не соответствует статусу города-курорта со специфической геоморфологией земли, природного ландшафта и градообразующего фактора – минеральных источников.

Редакция NewsTracker отправила в министерство Северного Кавказа информационный запрос для прояснения позиции ведомства по резонансному законопроекту. Спустя более недели ответ так и не был получен.

"