Posted 24 мая 2021, 10:22
Published 24 мая 2021, 10:22
Modified 16 октября 2022, 19:02
Updated 16 октября 2022, 19:02
Все друг друга напрягают
В социальных сетях и в целом в обществе все больше чувствуется противостояние: пешеходам не нравится засилье велосипедистов, которым, в свою очередь, мешают самокатчики. Последние и вовсе стали «героями» соцсетей.
Так, недавно на порчу самокатчиками городского имущества пожаловались участники сообщества Stav.urban | Архитектура и урбанистика. Речь шла об объектах городской инфраструктуры напротив дома по адресу проспект Октябрьской Революции 11б (Аллея фонтанов). Автор поста написал, что проблема назрела давно.
«Первое время жильцы дома пытались бороться с этим явлением, но любителей покататься так много и они настолько упертые, что никакого результата это не принесло. Вижу решение проблемы в сооружении на пятачке нескольких металлических конструкций, подходящих для скейтеров, и установку предупредительных табличек с указанием штрафа за порчу имущества», — пишет автор сообщения.
По словам экспертов, проблема кроется в отсутствии инфраструктуры в городе.
«То, что все друг друга напрягают, — следствие слабо развитой инфраструктуры. У нас тротуары становятся меньше, автомобильные дороги становятся шире. Эта автомобильная наркомания, когда город развивается для машин, а пешеходы, велосипедисты и самокатчики бьются за 1,5 метровый тротуар, ни к чему хорошему не приведет. Поэтому сейчас главное — развивать комфортную городскую среду, в которой разделены все потоки и никто никому не мешает», — рассказал NewsTracker эксперт НКО «Города за здравый смысл» Дмитрий Шевелев.
По его мнению, в некоторых местах есть возможность, пожертвовав бесплатной парковкой или неактуальной полосой автодороги, построить параллельно и тротуар, и велодорожку, и дорожку для самокатов. Пока же в Ставрополе чувствуется сильный дисбаланс средств и усилий, вкладываемых в инфраструктуру для машин и всех остальных.
Экстремалы экстремалам рознь
Есть еще один немаловажный фактор, который часто напрягает горожан, — трюкачи и экстремалы, то есть те, кто использует самокат не как средство передвижения, а именно как снаряд для занятий экстремальным спортом.
На них часто жалуются жители и прохожие, например, на Александровской площади. Подростки, оттачивая мастерство, разбивают лавочки, перила, ступени.
По мнению Шевелева, это тоже подчеркивает недостаток развития инфраструктуры.
«В развитых городах экстрим-парки, скейт-парки строят в каждом сквере, в каждом квартале. Мы пока до этого не дошли. У нас есть несколько, но их не хватает. Сейчас вот делают в Центральном парке, когда его откроют, часть самокатчиков уйдет туда, но не все», — отметил собеседник.
Он подчеркнул, что есть такое направление, как стрит-скейтеры, которым важно кататься именно по элементам городской инфраструктуры, — и это часть городской жизни, которую надо понять. Можно установить для них специальные объекты на той же самой пешеходной улице у каскадных фонтанов.
Напомним, что самый первый скейт-парк в Ставрополе был построен именно в Центральном парке. Однако новый объект строится не на его базе. Узнать подробности о размерах и особенностях экстрим-парка у создателей NewsTracker пока не удалось.
Электросамокаты несут опасность?
Но это все негатив, вызванный обычными самокатами, а в этом году повышенное внимание на себя обратили именно электросамокаты. Тут речь идет даже не о чужеродности в инфраструктуре, а о безопасности всех участников дорожного движения.
Напомним, не так давно сообщество потрясла новость о заслуженном артисте Северной Осетии, солисте Мариинского театра Давиде Залееве. Он получил тяжелую черепно-мозговую травму, катаясь на электросамокате, после чего ему пришлось делать трепанацию черепа, убирать гематому и вводить его в состояние искусственной комы.
Это событие спровоцировало очередную волну обсуждения о набирающем популярность виде транспорта, в том числе на Ставрополье. Однако, по мнению экспертов, все не так однозначно.
«Если ты едешь более или менее ровно по ровному асфальту, тебе даже падать некуда. Я сам пользователь электросамоката и могу сказать, что при скорости 20-25 километров в час, если самокат ударится, споткнется и начнет падать, достаточно просто с него соскочить, пробежать 3 шага и остановиться. Даже с велосипеда падать сложнее, на нем невозможно сгруппироваться. Поэтому скорее всего Залеев либо превысил скорость, либо совсем неудачно спрыгнул», — считает Шевелев.
Он напомнил, что министерство транспорта РФ уже вносило поправки в пользование самокатов. И, по мнению собеседника, эти поправки вполне логичны и правильны. Там речь идет как раз о том, что при скорости 20 километров в час самокатчик считается пешеходом и никому не угрожает. При скорости 25-30-40 километров в час человек переквалифицируется в водителя скутера, а значит ему необходимо надеть шлем, получить права, использовать поворотники и все остальные атрибуты транспортного средства.
«Подразумевается, что у тебя совсем другие риски, ты более опасен. В обсуждаемом случае Залеева скорее всего шлем бы спас от серьезной травмы. Но у данных поправок есть и обратная сторона — ГИБДД теперь хочет вообще всех одеть в шлемы, спасательные жилеты и заставить сдавать на права. Пока же у нас действует правовая анархия, и никто, даже сами самокатчики, не знают своих прав, обязанностей и правил, что приводит к неразберихе», — пояснил собеседник.
Попытка ГИБДД подвести всех под одну гребенку, по его мнению, может привести к ситуации, когда все будут обязаны, но никто ничего не будет соблюдать.
«На самокате лично я не превышаю разрешенные 20 км/ч. На сноуборде и велосипеде, где риски и скорости выше, я всегда использую шлем. Поэтому надо четко разделять и четко прописать это в законе, чтобы не было слухов, разночтений, домыслов», — добавил Шевелев.
К слову, Владимир Палиев, который являлся генеральным директором ООО «Ставшеринг» (прим. на сегодняшний день деятельность проката приостановлена), и несколько лет занимался прокатом велосипедов и электросамокатов в Ставрополе, пояснил, что в прокатных гаджетах программно установлено ограничение скорости в 20 км/ч. То есть все те, кто гоняет по тротуарам и проезжей части на больших скоростях, нарушают правила именно на своей технике.
Из этого выходит, что после принятия поправок шеринги смогут также продолжать свою деятельность, не переживая за наличие прав на вождение самокатов у клиентов.
Вопросы мощности
За объяснениями NewsTracker также обратился в отдел безопасности ДПС ГИБДД краевой столицы. В ведомстве отметили, что в Ставрополе дорожно-транспортные происшествия с участием электросамокатов не часты.
«В регионе могут установить скоростные ограничения для пользователей электросамокатов, гироскутеров и велосипедов. Важно отметить, что такой электротранспорт является опасным и может развивать значительную скорость, что при ограниченной маневренности создает высокую вероятность потери управления. При этом многие пользователи устройств, выезжая на проезжую часть, не используют защитную экипировку, чем подвергают опасности свою жизнь и жизнь окружающих», — отметили в отделе безопасности дорожного движения.
На сегодняшний день, по словам собеседника в Госавтоинспекции, существуют определенные правила пользования. Так, устройства менее 250 Вт должны двигаться по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам, если вышеперечисленного нет на данном участке, то по обочине, если и обочины нет, то по краю проезжей части дороги навстречу потоку автомобилей.
А вот устройства свыше 250 Вт должны двигаться по дороге по правому краю проезжей части или полосе для велосипедистов, а также по обочине при условии, что при этом нет помех пешеходам.
«Мы настоятельно просим не перевозить детей, пассажиров или крупногабаритные грузы. Не пользоваться мобильным телефоном во время движения. Также не советуем надевать наушники, чтобы не пропустить гудок машины. Шлем и защитная амуниция необязательны, но желательны. Не стоит надевать для езды длинные и объемные вещи. Их элементы цепляются за столбики ограждений, кусты и ветки деревьев, и можно упасть или порвать одежду», — обратили внимание в ведомстве.
Также собеседник добавил, что аналогично всем вышеописанным градациям, наказания по КоАП РФ аналогично: если устройство имеет меньше 250 Вт мощности, то для них действуют штрафы как для пешеходов; для мощных электросамокатов штрафы устанавливаются уже как для водителей транспортных средств.