Как деньги курорта «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии уходят депутатам и миллиардерам
Аналитика

Как деньги курорта «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии уходят депутатам и миллиардерам

23 октября , 20:14Photo: коллаж / pixabay.com
Эльбрус — высочайшая гора России и Европы. Туристы посещают курорт и оставляют здесь свои деньги более полувека. Корреспондент Newstracker попытался выяснить, кому идет эта прибыль сейчас.

Причем здесь питерский миллиардер

По данным «Курортов Северного Кавказа» (КСК), всесезонный туристско-рекреационный комплекс «Эльбрус» благоустроен 15,4 километрами горнолыжных трасс, семью подъемниками (из них три современных гондольного типа), примерно 800 местами размещения. Посещаемость «Эльбруса» растет: в 2019 году там отдыхали более 424 тысяч человек — это больше показателей предыдущего года на 8%. КСК — одна из основных организаций, которая занимается развитием курорта.

Photo:resort-elbrus.ru

Самый крупных контракт по «Эльбрусу», заключенный КСК в 2019 году, — договор на выполнение второго этапа проектно-изыскательских работ по горнолыжной инфраструктуре комплекса. Цена составила 256,6 миллионов рублей, исполнителем стало ООО «Мегаполис».

«Мегаполис» занимается работой в сфере архитектуры, инженерных изысканий и консультирует в этих областях. Компания зарегистрирована в Санкт-Петербурге, ее гендиректором числится Евгений Плетнев. Что касается финансовых показателей фирмы, то в 2019 году она заработала девять миллионов рублей. А годом ранее понесла убытки на 129 миллионов.

Большей частью «Мегаполиса», 52%, владеет Андрей Евдокимов, остальное принадлежит группе компаний «Гранит», конечным собственником которой является все тот же Евдокимов. Бизнесмен также числится президентом «Морского яхтклуба», гендиректором «Горной инвестиционной компании», владельцем «Центра управления проектов». Ему принадлежат доли в «Джамп.Сити», «Джамп.Южный» и других активах. СМИ сообщают, что компания Евдокимова занималась строительством курорта «Альпика-Сервис» на Красной Поляне и участвовала в возведении «Розы хутор». Евдокимова называют миллиардером.

Кто ремонтирует гаражи и строит трассы

Что касается 2020 года, то, как следует из данных закупок, в январе «Курорты Северного Кавказа» объявили конкурс на ремонт гаража гондол на ВТРК «Эльбрус». Максимальная цена — 5,9 миллионов рублей. Заявку подал один участник — ООО «Салауат». Предложив за работу 4,86 миллиона, компания выиграла контракт. До этого закупку с такой же суммой объявляли в конце 2019 года, но тогда никто не подал заявку.

Photo:pexels.com

«Салауат» — преуспевающая компания из села Верхняя Балкария Черекского района, которая занимается строительством жилых и нежилых зданий. В 2019 году она выполнила поставки на 85 миллионов рублей, годом ранее значительно меньше — на 29 миллионов. Гендиректором и владельцем «Салауат» является Аслан Созаев — однофамилец или родственник председателя регионального отделения КБР Общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей Тимура Созаева. В целом, за предыдущий год фирма заработала 11 миллионов рублей.

В апреле 2020 КСК объявила открытый конкурс на создание горнолыжной трассы ЕР27 для ВТРК «Эльбрус» за 228,9 миллионов рублей. Контракт выиграла ООО «Ассо» из Нальчика — единственный участник конкурса. При этом в августе 2019 года КСК объявила точно такой же конкурс, но тогда предлагалось выполнить работу за 187 миллионов. Та закупка была отменена.

В 2019 году «Ассо» выполнила поставки на 342,9 миллионов рублей — за эти деньги фирма должна была построить школу в сельском поселении Ново-Ивановское Майского района. Владельцем компании является Алисолтан Настаев. Он является зампредседателя комитета парламента Кабардино-Балкарии по бюджету, налогам и финансовому рынку, а также членом комитета по межнациональным отношениям.

Последняя закупка в открытом доступе была объявлена в августе, она касалась страхования имущества и спецтехники КСК, находящихся на территории комплекса «Эльбрус». Участником аукциона стала одна московская компания — САО «РЕСО-Гарантия», предложившая цену в 1,6 миллиона.

Многократные попытки улучшить инфраструктуру

В сообщении на сайте КСК указано, что в сентябре прошло совещание по поводу развития комплекса «Эльбрус». На нем глава Кабардино-Балкарии Казбек Коков заявил, что в этом месте в первую очередь стоит заняться дорогами, водоснабжением и водоотведением, электрификацией, благоустройством.

Photo:Вадим Украинцев/CC0flickr.com

Из последних закупок в этой сфере — в августе 2020 года Администрация сельского поселения «Эльбрус» объявила аукцион на реконструкцию системы водоснабжения в одноименных сельском поселении и селе. Согласно открытым данным, максимальная стоимость контракта — 13,7 миллионов рублей. В первый раз аукцион отменили, во второй раз подал заявку единственный участник, ООО «Салауат». Однако в документах выявили нарушения, в итоге контракт не заключили. Администрация объявила аукцион в третий раз, сейчас идет работа комиссии.

В августе администрация подала еще одну заявку на реконструкцию систем водоснабжения в тех же местах с максимальной ценой в 5,9 миллионов. В первый раз аукцион отменили. Во второй раз поступили две заявки: от ООО «Россы» и ООО «Салауат». Выиграла контракт вторая компания, предложив выполнить работу за 4,428 миллионов рублей.

В июле администрация объявила электронный аукцион на разработку схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории сельского поселения «Эльбрус». Максимальная цена — 828 тысячи рублей. На сайте есть сведения об одном участнике, консалтинговой компании «Фемида». Она предложила за работу 236 тысяч (меньше максимальной цены в 3,5 раза) и выиграла контракт.

Банкротные корни «Курорта Эльбрус»

Еще одной компанией, которая связана с «Эльбрусом», является АО «Курорт Эльбрус». Фирма специализируется на перевозке пассажиров фуникулерами, подвесными канатными дорогами и лыжными подъемниками. В 2019 году она заработала 23 миллиона рублей.

Организация принадлежит нескольким владельцам: 71% — Минимущества КБР, по 9,4% — «Канатные дороги Приэльбрусья», ООО «Кси-озон» и АО «Эльбрустурист».

«Канатными дорогами Приэльбрусья» тоже владеет Минимущества КБР, на компанию заведено дело о банкротстве, назначен конкурсный управляющий.

Вторая фирма, «Кси-озон» занимается гостиничным бизнесом. Она на 4% принадлежит Рифхату Эфендиеву, который также входит в совет директоров «Курорта Эльбрус». Еще одним совладельцем «Кси-озон» с 29% значится Хаджимурат Закураев, бизнесмен владеет половиной ресторана «Звезда Долинска». Этих двух людей объединяет гостиничная компания «Озон-Чегет»: Эфендиев был ее директором, Закураев является ее нынешним владельцем.

Что касается «Эльбрустуриста», то эта фирма также принадлежит Минимуществу КБР. Ей управляет Курман Непеев, входящий в совет директоров ДРСУ № 2 и Алагирское ДРСУ. В обеих организациях есть дела о банкротствах, назначены конкурсные управляющие. В совете директоров фирмы указано имя ХусенаТимижева — родственника или однофамильца гендиректора одной из основных фирм, развивающих «Эльбрус» — «Курорты Северного Кавказа», Хасана Тимижева. Во всяком случае, отчества у этих людей совпадают.

В свою очередь «Эльбрустурист» владеет 27% базы отдыха «Эльбрус» и 11.5% физкультурно-спортивного комплекса «Олимпийский». В 2015 году больше 74% последней принадлежали Зауру Канокову. Как сказано в открытых источниках, этот человек владеет больше десятка компаний, многие из которых специализируются на сельском хозяйстве. СМИ сообщают, что Заур Каноков является экс-главой сельского поселения Шитхала в Урванском районе КБР. Это поселение — родина бывшего главы республики действующего члена Совета Федерации Арсена Канокова.

Директором «Курорта Эльбрус» является Хиса Беккаев. Бизнесмену в прошлом принадлежала половина ООО «Эльборос» и 42% «Кси-озон» (сейчас она владеет долей в АО «Курорт Эльбрус»). Беккаев также значится руководителем Федерации горнолыжного спорта и сноуборда КБР.

То есть, в целом, владельцы и управляющие «Курорта Эльбрус» тесно связаны. Кроме этого, совет директоров организации имеет прямое отношение к «Курортам Северного Кавказа» и клану Каноковых.

Поставки от карточного лидера и КСК

При этом компания «Курорт Эльбрус» последний раз выступала поставщиком в 2018 году именно для КСК: тогда за эксплуатацию объектов ВТРК 'Эльбрус' ей заплатили 46,4 миллионов рублей.

Photo:pravitelstvo.kbr.ru

После этого «Курорт Эльбрус» был, в основном, заказчиком. В 2020 году компания разыграла контракты почти на 16 миллионов рублей, в 2019 — на 106 миллионов.

Что касается крупных закупок, то в июне 2020 года организация опубликовала тендер на поставку геомата (геосетки 3D) (материала, применяемого против эрозии — NewsTracker) почти за 2,6 миллионов рублей. Было подано пять заявок, первое место заняло ООО «Миаком СПБ”с предложением 1,84 миллиона. Компания занимается производством технических и промышленных текстильных изделий довольно успешно: в 2019 году заработала на этом 39 миллионов, годом ранее — 52 миллиона. «Миаком» принадлежит двум родственникам: Чиквашвили Давиду и Даниелу.

В сентябре организация «Курорт Эльбрус» объявила закупку на изготовление и поставку смарт-карт за 1,22 миллиона рублей. Комиссия поручила заключить договор с единственным участником — ООО «Орен-карт» из Оренбурга. Фирма выполняла поставки этому заказчику и в прошлом, так, в 2019 году ей заплатили 783 тысячи за такие же карты. По итогу года она получила прибыль в пять миллионов рублей, годом ранее 19 миллионом. Бенефициаром компании является Андрей Фролов, который также владеет ООО «Оренкарт» в Московской области — одного из ведущих производителей пластиковых карт в России.

В том же месяце появилась закупка у единственного поставщика на лизинг на пассажирского автобуса Mercedes-Benz за 4,4 миллиона рублей. Исполнителем стал «Сбербанк Лизинг».

Photo:wikimedia.org

В январе «Курорту Эльбрус» понадобилась поставка ГСМ топливными картами за 1,5 миллиона. Опять проводилась закупка у единственного поставщика, победителем стало ООО «РН-Карт». Компания занимается обработкой данных и размещением информации, за год она заработала 680 миллионов рублей. «РН-Карт» — это гигант поставок в госучреждения: в 2019 году компания заключила контрактов на 21 миллиард рублей, годом ранее — 30,6 миллиардов. Фирма принадлежит АО «РН-Москва» и «НК Роснефть -Ставрополье», конечным бенефициаром которой является правительство РФ.

В двух заявках, опубликованных в августе, победила архитектурная компания ООО «Югпроектконсалтинг» из Ростовской области. Она должна выполнить ежегодное техническое освидетельствование двух типов: с поузловой диагностику методами неразрушающего контроля за 612 тысяч и с геодезическими работами по проверке положения опор за 307 тысяч. В этом году «Югпроектконсалтинг» также подала две заявки на работы в «Ясной поляне» на общую сумму больше 500 тысяч.

Что касается более давних закупок, то самая большая за 2019 год — поставка гусеничных снегоуплотнительных машин за 74,5 миллионов рублей. Это была закупка у единственного поставщика, которую выиграло ООО «Национальные канатные дороги», большая часть которой принадлежит «Курортам Северного Кавказа».

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter