Posted 23 сентября 2022,, 11:00

Published 23 сентября 2022,, 11:00

Modified 16 октября 2022,, 19:24

Updated 16 октября 2022,, 19:24

Почему суд может разрушить курорты, убить бизнес и частную собственность на КМВ

23 сентября 2022, 11:00
Суд Москвы принял решение, способное лишить Кавминводы большого числа санаториев, убить предпринимательство и научить государство отнимать частную собственность, сообщает корреспондент NewsTracker со встречи представителей организаций, попавших под удар.

Власти Ставропольского края регулярно сообщают, что туристический поток региона выходит на новый уровень, а это, в свою очередь, благоприятно сказывается на развитии края, привлечении инвесторов, повышении уровня жизни населения и пополнении бюджета региона. Так, например, министр оздоровительных курортов края Александр Сысоев недавно озвучил прогнозы на 2022 год, за который регион посетят не менее 1,6 миллиона отдыхающих — то есть, показатели вернутся на допандемийный уровень.

И, казалось бы, все отлично, есть повод продолжать работу в этом направлении, но люди, от которых этот самый туристический поток зависит напрямую, бьют тревогу.

На неделе в Ессентуках представители санаторно-курортного комплекса городов КМВ встретились с уполномоченным по правам предпринимателей на Ставрополье Кириллом Кузьминым и журналистами, чтобы рассказать о возможном грядущем крахе всей сферы.

В чем суть иска?

Как в самом начале встречи отметил бизнес-омбудсмен, проблема не просто резонансная, она жизненно важная для бизнеса, людей, работающих в этой сфере, да и целого региона Кавказских Минеральных Вод как ведущего туристического кластера страны.

«Буквально в начале августа Гагаринский суд города Москвы вынес удивительное решение, удовлетворив иск Генпрокуратуры об обращении в доход государства объектов, переданных в установленном законом порядке в 90-е годы под юрисдикцию независимых профсоюзов России. Часть из них позднее стала частью курортной инфраструктуры КМВ», — рассказал Кирилл Кузьмин.

Такое решение предприниматели посчитали неоднозначным и незаконным. Дело в том, что речь идет о более чем 700 объектах, которые были законно приобретены предпринимателями. То есть, решение пытается отменить законные сделки по прошествию десятков лет.

Как отметил Кузьмин, прокуратура Ставрополья уже инициировала подобные иски, но получала отказные решения. Но в этот раз через Генпрокуратуру и московский суд им удалось выиграть иск. Но, по мнению предпринимателей, там было множество нарушений.

Далее свои истории и вопросы к решению суда высказали представители самих «спорных» объектов. В основном, это санатории, которые обеспечивают работой сотни людей, платят большие суммы в виде налогов в бюджеты разных уровней.

История у всех одна. С 90-х годов в разные периоды времени предприниматели выкупали разрушенные или полуразрушенные объекты, зачастую уже руины, и по согласованию с администрацией городов-курортов строили на месте развалин новые современные санатории, закупали дорогостоящее оборудование. Все это делалось за счет самих предпринимателей и инвесторов. Профсоюзы не имели к возведению никакого отношения. Вложения могли превышать десятки миллионов рублей.

Им вменяют, что эти санатории были приобретены 20 лет назад коррупционным путем. Но по факту они выкупали никому не нужные развалины честным путем и вкладывали в них свои средства.

Но, если изначально в иске звучали понятия «коррупция», «заниженная стоимость», «солидарная ответственность», то позже истец отказался от доказывания любых этих фактов.

Экономический крах КМВ

Так, представитель санатория «Арника» Юрий Клешня отметил, что экономические последствия у такого судебного решения могут быть незамедлительными и катастрофическими.

«Если говорить о санаторных объектах, то сразу после второго решения суда, как только оно вступит в силу, все указанные в иске санатории перейдут в собственность государства. Все эти предприятия единовременно потеряют лицензию и перестанут действовать. А значит, работу потеряют тысячи людей. И другого варианта быть не может», — рассказал предприниматель.

Заверения, что изменится только собственник, лукавы. Когда за кадром остается то, что новому владельцу остаются лишь стены. А вот оборудование, купленное за собственные деньги, бывший владелец вправе забрать с собой. Как минимум поэтому санаторий не получится запустить в работу сразу. На это могут уйти годы, не считая набора нового персонала.

При этом будет затронуто более половины санаториев высокого уровня сервиса, это примерно 10% санаторно-курортного бизнеса всех КМВ.

«Закрытие санатория — это десятки миллионов рублей, недополученных бюджетом Ставропольского края. Так как отъем происходит, в основном, санаториев высокого класса. У каждого такого санатория уже есть несколько многомиллиардных инвестпроектов в работе, но при смене руководства санатория договоренности будут нарушены, планы нарушатся», — пояснил Клешня.

Также он усомнился в эффективности использования полученных объектов. Так, например, государство за 15 лет не отреставрировало ни один объект культурного наследия или памятник, который им достался по распределению для восстановления.

То же самое может произойти и с санаториями. Предприниматели боятся, что их «детища» будут заброшены, доведены до аварийного состояния и разрушены.

Антиконституционное решение

Представитель санаториев «Солнечный», «Петергоф» и «Росток» Мухтар Кубанов напомнил, что статьей 35 Конституции РФ закреплено право любого гражданина на частную собственность. По его мнению, этим судебным решением создается антиконституционный прецедент по изъятию частной собственности в пользу государства.

«Если это решение вступит в силу, следующим шагом можно будет отнимать квартиры, дома и другую частную собственность. Подобные решения заставляют зарубежных и российских инвесторов отказываться от участия в развитии санаторно-курортных областей», — отметил представитель бизнеса.

Он добавил, что такая практика уже запустилась в других регионах, там прокуратура пытается подавать такие же иски, но пока ждет решения по Ставрополью.

Представитель санатория «Источник» Татьяна Мирошниченко отметила также, что в иске есть очень интересные «ошибки». Например, спорный объект располагался изначально на площади 5 тысяч квадратных метров, а санаторий располагается на территории 26 тысяч. Но изъять хотят все.

Пансионат «Крас Отель» представлял на встрече Сергей Сирко. Он рассказал, что данное судебное решение выставляет их виновными и лишает права на защиту.

Руководитель СПА-отеля «Понтос Плаза» Дмитрий Кайшев посетовал, что это решение противоречит посланию президента РФ Владимира Путина о том, что «хватит кошмарить бизнес». Тем более, что если санатории начнут закрываться, то спадет турпоток, а значит, начнут умирать и другие отрасли бизнеса — магазины, рестораны и развлекательные центры.

Не только санатории попали в иск. Тут и медицинские центры, и спортивные, патриотические, детские клубы. Есть даже сельскохозяйственные предприятия.

Предпринимателей в том числе волнует вопрос, почему каждый случай не рассматривается отдельно и зачем их всех объединили в один иск?

Под правовым углом

Представитель ООО «Бригантина», ООО «Прометей», СПК «Кочхарташ» Дмитрий Маркарян рассмотрел вопрос под правовым углом.

«Дело рассматривается в Москве, хотя все объекты расположены в 4 городах Ставропольского края. Но участие в процессе собственников там и здесь — это совершенно разные истории и по процессу, и по средствам, так как посылать туда представителей невозможно. Сейчас на заседаниях бывает около 10 представителей при том, что всего участников процесса более 300», — рассказал Маркарян.

Не соблюдается требование гражданско- процессуального характера. Например, почти никто не получил исковое заявление, а повестки раздавались заместителем прокурора. Другая ситуация — истец подает 200 листов уточнения иска, а суд дает всего 15 минут на ознакомление, или когда 12 коробок документов приобщаются к материалам дела без ознакомления с ними.

Есть ответчики в иске, к которым нет исковых требований. Есть объекты, которые хотят изъять, но нет истца. Встречаются ошибки в площадях, датах, понятиях, названиях, двойные требования, манипулирование терминами.

«Нарушены сроки по выдаче решения. Физически оно выдано 6 сентября, но датировано 19 августа. Но почти все собственники успевают подать апелляционные жалобы. Надо понимать, что минимум одна такая пересылка выходит собственнику в 30 тысяч рублей», — отметил юрист.

Он признался, что остается два пути. Первый путь — апелляционная инстанция прочитает закон так, как он написан и отменит решение суда первой инстанции. Второй путь — решение оставят без изменения. Тогда предпринимателям придется пройти кассацию и возможно идти вплоть до Верховного суда.

Но, если и это не спасет, под откос полетит весомая часть всей санаторно-курортной инфраструктуры Ставрополья, регион будут покидать инвесторы, путевки будут аннулированы.

"