Posted 23 апреля 2021,, 12:49

Published 23 апреля 2021,, 12:49

Modified 16 октября 2022,, 18:53

Updated 16 октября 2022,, 18:53

Конец КМВ: почему власти рвутся перекраивать границы особо охраняемых территорий

23 апреля 2021, 12:49
Депутаты Думы Ставропольского края внесли в Госдуму законопроект, в котором прописана процедура изменений границ природных заказников. К чему по факту может привести данная инициатива – разбирался NewsTracker.

Страсти вокруг КМВ

В минувшем году губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров подписал несколько документов, изменяющих границы памятников природы краевого значения гор Змейка, Машук и Бештау, а также Бештаугорского заказника. В общей сложности охраняемая природа уменьшилась на почти 300 гектаров. Также из состава заказника вывели все технические грунтовые дороги. Столь масштабные изменения власти объясняли строительством лагеря «Машук», туристско-развлекательного комплекса и велотерренкура.

Однако общественность возмутилась, а прокуратура поддержала граждан, обратившись в суд. В суд подали и экоактивисты. В итоге суды полностью поддержали защитников природы.

А недавно стало известно содержание письма губернатора края министру здравоохранения России Михаилу Мурашко. В нем Владимиров сетует на то, что «сдерживающим фактором развития крупнейшего курортного и туристского региона Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод является наличие природоохранных ограничений по ведению хозяйственной деятельности». Владимиров просит министра посодействовать изменениям законодательства, некоторые из которых вызвали возмущение населения.

На этом дело не закончилось, и депутаты Думы Ставропольского края внесли в Госдуму законопроект, в котором прописана процедура изменений границ природных заказников, говорится в постановлении региональной Думы. Парламентарии хотят внести изменения в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». В документе говорится о природных заказниках и памятниках природы. По словам авторов, границы этих территорий постоянно меняются из-за различных факторов, в том числе из-за состояния окружающей среды.

Депутаты уверены, что периодически необходимо пересматривать границы, чтобы более эффективно заниматься охраной территорий. Однако сейчас в законе не прописаны нормы, которые определяют процедуру внесения изменений. Авторы хотят внести несколько оснований для изменения границ, в том числе при увеличении площади заказников и размещении объектов рекреационной инфраструктуры.

«Последний гвоздь в гроб КМВ»

Эколог-эксперт Общественной палаты Ставропольского края, а в 1980-е годы – ведущий гидрогеолог «Кавминкурортресурсов» Владимир Супруненко инициативу депутатов воспринял с ужасом.

«В крышку гроба Кавказских Минеральных Вод вбивают последние гвозди. Это преступление против природы, против государства, против людей. Совершенно ясно, какая тут подоплека: земля, бизнес, подминание курортов под инвестиционные коммерческие объекты», – уверен ученый.

Он обращает внимание, что в документе, подготовленном депутатами, говорится об «актуализации», и подчеркивает, что такого слова вообще не существует применительно к зонам санитарной охраны, текущие границы которых были созданы на основании десятилетних исследований.

«Подробные исследования проводились еще при Сталине: прошлые зоны были установлены в 1949 году. Прошло 30 лет, за это время было разведано еще много месторождений, и правительство поручило изменить «сталинские» зоны. Проект составлялся более 10 лет сотрудниками 10 институтов. Проводились колоссальные исследования территории, инвентаризация всех объектов, находящихся на территории региона. Материал хозяйственной нагрузки, демографической и социальной ситуации, гидрогеологических, геоморфологических, гидрохимических и других исследований тщательно собирался и изучался», – вспомнил Супруненко.

И только на основании анализа всех этих данных были определены нынешние зоны санитарной охраны, которые должны обеспечить сохранение минеральных вод.

«Точка в исследованиях была поставлена в 1985 году, именно тогда и были определены зоны. После этого была разработана территориально-комплексная схема охраны природы КМВ. А с 1990 года никто не занимается регионом, хотя за эти 30 лет он сильно изменился. Ведь за прошедшее время, например, утроилось население: было 600 тысяч, а теперь 2 миллиона. Десятикратно выросла техногенная нагрузка. Да, это требует корректировки границ зон санитарной охраны, но в сторону расширения и увеличения, сноса всей гадости, что здесь понастроено», – отметил собеседник.

А сейчас законотворцы хотят «росчерком пера» разрешить менять границы зон.

«Прежде, чем говорить о какой-либо корректировке зон санитарной охраны, необходимо провести масштабные исследования, как делалось раньше: а что у нас здесь сейчас происходит? Власти ратуют за уменьшение безо всяких исследований, чтобы понастроить свои объекты. А на то, что курорты спасали и спасают миллионы людей – всем плевать. Если за дело и браться – то необходимо на федеральном (категорически не местном) уровне провести комплексное многолетнее исследование, наметить санитарно-восстановительные мероприятия для уже изгаженных курортов и уже после этого думать, как менять границы зон, естественно, в сторону расширения», – поделился мнением Супруненко.

Оторвать кусок до выборов

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев назвал варианты, кто может быть «локомотивом» шокирующего законопроекта.

«Обычно такие законопроекты выгодны конкретной группе лиц, которые группируются вокруг одной из ключевых фигур во власти Ставрополья, иначе у него бы не было ресурсов и сил усиленно тащить эту инициативу. Другой вариант – за этим может стоять некий крупный московский чиновник, но это менее вероятно, так как для Москвы это мелковато», – отметил эксперт.

Для выгодополучателей критически важно добиться своего до выборов.

«Скорее всего, это крупные фигуры из местных элит, так как крупные «варяги», пришедшие с губернатором, понимают, что с собой все не увезешь, а времени у них остается мало. Если в результате происходящих на Ставрополье событий политическая система будет разнесена, то лакомые куски могут достаться другим. А большая федеральная власть пока не следит за происходящим, она обратит внимание на него, только если после выборов Ставрополье покажет неподходящие цифры, тогда произойдет смена руководства, чистки, но бенефициары уже получат все, что хотели, именно поэтому они торопятся до выборов», – рассказал Журавлев.

Интересно, что скандальный законопроект напрямую вредит «Единой России», тем более перед выборами, но он проталкивается вопреки партийным интересам.

«Вполне возможно, что местную «Единую Россию» никто и не спрашивал, ибо не партия принимает решение, а органы административной власти. Значит, в этих органах эти земли кому-то очень нужны. А местная «Единая Россия» пусть потом сама занимается своими проблемами – главное, что она сделала то, что от нее требовали большие начальники. Не думаю, что в этой ситуации партия рвется создавать себе проблемы, но есть ли у нее выбор? Все делается ради больших денег: то есть бенефициары получат его, а дальше «Единая Россия» пусть избирается как хочет. При этом не исключено, что «Единая Россия» в Москве будет тормозить все эти процессы, так как ей невыгодно резкое падение популярности в регионе», – поделился мнением политолог.

"