Posted 22 декабря 2017,, 08:25

Published 22 декабря 2017,, 08:25

Modified 16 октября 2022,, 17:44

Updated 16 октября 2022,, 17:44

«Майские указы» Путина пять лет спустя. Почему ничего не изменилось?

22 декабря 2017, 08:25
Текущий президентский срок Владимир Путин начал с подписания «майских указов», которые должны были решить основные проблемы страны. NewsTracker опросил экспертов о том, почему за 5 лет мало что изменилось.

На фоне протестов

Пакет из 11 указов Путин подписал в первый же день своего третьего президентского срока. Подписанный пакет содержал больше 200 поручений к правительству, которые затрагивали самые важные сферы — образование, медицина, оборона, внешняя политика, межнациональные отношения, жилье.

Указы совпали с протестом на Болотной площади в Москве, который поднялся в связи с результатами президентских выборов. Тогда тысячи избирателей были возмущены рокировкой Путина и Дмитрия Медведева на посту президента страны. Протестная волна спала уже к концу 2012 года, а обязательства по «майским указам» остаются до сих пор.

Проблемы с исполнением этих указов принято связывать с кризисом 2014 года. Но некоторые пункты с самого начала выполнить было практически невозможно. Сам президент признался в этом на недавней пресс-конференции 14 декабря. Экономисты, по его словам, предупреждали, что заложенный в указах рост зарплат для бюджетников обгоняет темпы роста производительности труда, что тормозит развитие экономики.

«Когда они только вышли, сразу начался плач Ярославны по поводу того, что они неисполнимы, что это слишком большая нагрузка на бюджет всех уровней, что это потащит развитие экономики вниз, что нельзя так планировать повышение заработных плат… На самом деле, отчасти это правда. Но тем не менее я посчитал это правильным и необходимым», — заявил Путин.

Ожидания не оправдались

Основная цель «майских указов», по мнению политолога Дмитрия Фетисова, была в улучшении жизни населения. Указами было запланировано создание 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест, рост средней зарплаты по стране в 1,5 раза, и рост зарплат учителей и врачей до средней в регионах. Фактически эти планы не выполнены и не выполнимы в текущих экономических и политических условиях, утверждают эксперты.

Например, учителя действительно способны получать среднестатистическую зарплату в 25 тысяч рублей, но только за счет переработки. «Чтобы заработать 25 тысяч рублей, учитель средней школы должен работать не менее, чем на полторы-две ставки, выполнять абсолютно все пожелания министерства, писать кучу документов, заполнять электронные, обычные классные журналы, проводить классные часы, работать с родителями и нести ответственность за абсолютно все, что думает и делает ребенок», — рассказывает сопредседатель регионального штаба ОНФ в Ставропольском крае, директор гимназии № 24 города Ставрополя Александра Будяк.

Порочный круг экономики

С новыми рабочими местами тоже мало что получилось. За все время действия указов в Ставропольском крае открыли всего порядка 400 рабочих мест, которые можно назвать высокопроизводительными, считает сопредседатель регионального отделения «Опоры России» Павле Мрвалевич. (Реальных цифр в ответ на запрос NewsTracker правительство края не предоставило).

Затяжной кризис, по мнению Мрвалевича, вынуждает производителей сокращать производственные партии, поскольку снижается спрос. Производство уменьшенных партий обходится бизнесу дороже, поэтому снижается рентабельность. На эти внезапные проблемы накладываются давно сложившееся налоговое бремя, которое составляет в общей сложности 43% от дохода каждого сотрудника, отмечает эксперт.

«Есть масса таких вещей, которые мешают пока развитию бизнеса. То есть бизнес сейчас находится в стадии самосохранения, как бактерия в спороидальной форме — в неблагоприятных условиях бактерия обретает спороидальную форму и пережидает неблагоприятные времена», — считает Мрвалевич.

Сложности с зарплатами бюджетников, по его мнению, напрямую связаны с проблемами бизнеса. «Это же связано с тем, что должно быть поступление денег в бюджет. А оно откуда будет поступать? Малый бизнес поставляет 32% доходов в бюджет от всего бизнеса в стране. Раз доходность бизнеса упала, то сократилась и налоговая база», — объясняет Мрвалевич.

Бизнесу, по его словам, нужнее нефинансовая поддержка государства, потому что финансирование требует гораздо больших затрат, чем бюджет может себе позволить.

«Бизнес ценит, что поддержка есть. Но в крае 111 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства… У нас бывали годы, когда по линии Минэка всего 30-40 человек получали поддержку из 111 тысяч. То есть этими суммами и цифрами ни переломить, ни исправить ситуацию нельзя», — считает Мрвалевич.

Эффективнее, по его мнению, было бы создавать типовые производственные проекты. Только малый бизнес, по мнению Мрвалевича, мог бы экономить на разработке проектов производственных зданий до 15% от стартового капитала.

Бизнес-сообщество поддерживает идею нефинансовой помощи от государства. «Сложность исполнения установок майских указов связана не только с кризисными внешними конъюнктурными условиями. Многое зависит от слабых внутренних стимулов для развития бизнеса, неблагоприятного инвестиционного климата, нереформированной судебной системы. Для качественного изменения экономических и социальных параметров, соответствующих майским указам, недостаточно только финансирования. Необходимы радикальные преобразования в перечисленных сферах», — считает аналитик группы компаний TeleTrade Марк Гойхман.

Свита за все ответит

Итоги большинства «майских указов» можно будет подводить в начале 2018 года, это рубеж для большинства поручений президента в социальной сфере. Но итогом эксперты видят не изменения во внутренней или внешней политике, а очередную кадровую чистку.

«Политические риски есть, но они у администраций, правительства РФ, министерств и ведомств. Я думаю, после выборов президента он оценит работу чиновников. Тем более перед предвыборной кампанией президент поменял с десяток губернаторов. Думаю, и после выборов будет обновление. Никто не останется без внимания», — отметил Мрвалевич.

С его мнением согласен политолог Дмитрий Фетисов. Сам президент никаких рисков не несет, считает собеседник. «Если майские указы будут плохо реализовываться на местах, то у нас все равно система выстроена так, что ответственными за реализацию являются губернаторы. Спрашивать, соответственно, будут с них. То есть непосредственно для президента рисков нет», — пояснил Фетисов.

Главным ответчиком в Ставропольском крае, по его словам, станет губернатор Владимир Владимиров. По мнению Фетисова, «майские указы» — это одно из важнейших преимуществ Владимирова, которое позволяет ему оставаться на своем посту, несмотря на скандальные промахи уходящего года — проблемы с выплатами пострадавшим от наводнения, увольнение мэра Минвод, арест министра строительства. При этом исполнение «майских указов», по мнению Фетисова, в крае можно оценить на «четверку».

«Если серьезные вопросы будут, то это уже позволяет оппонентам Владимирова показать его неэффективность и поднимать перед Кремлем вопрос о его возможной отставке. В этом плане эти политические риски для Владимирова, связанные с майскими указами, самые серьезные», — отметил политолог.

"