Posted 21 июня 2019,, 18:48

Published 21 июня 2019,, 18:48

Modified 16 октября 2022,, 18:13

Updated 16 октября 2022,, 18:13

Испарившиеся миллионы: почему провалилась идея платных парковок в Ставрополе

21 июня 2019, 18:48
Почему идея платных парковок в столице Ставропольского края потерпела крах и кто должен за это ответить, разбирался NewsTracker.

Крах парковочного проекта

В 2015 году Ставрополь подписал соглашение с частным оператором по организации парковок из Краснодара ООО «Городские парковки». Сумма договора составила 715 миллионов рублей. Целью инициативы была организация платных парковок с соответствующим пополнением казны. При этом к 2017 году стало известно, что оператор организовал больше половины парковочных мест. Интересно, что 28 миллионов рублей из 35, поступивших в казну, были отданы оператору.

В итоге в начале года выяснилось, что новые парковки оказались нерентабельными, так как водители попросту отказываются платить. При этом парковки с установленными шлагбауми доход приносили, а с открытых парковок водители уезжали, игнорируя терминалы.

В итоге проект был признан нерентабельным.

Идея хороша, реализация – нет

Помощник уполномоченного по правам предпринимателей Ставрополья Сергей Владимиров сам автомобилист и поначалу принял идею хорошо.

«Идея, которая была в самом начале, о том что вы в середине дня, в рабочий день всегда сможете найти, где припарковаться, если вам очень надо и у вас есть лишние деньги, адекватна. Учитывая, что я совершаю много передвижений по городу, я был готов платить деньги за то, чтобы всегда точно уверенно припарковаться там, где мне надо. Когда ввели платные парковки, я первое время даже платил стабильно: положил деньги, все время оплачивал», – рассказал собеседник.

Потом выяснилось, что отсутствует специальное соглашение между МВД и администрацией, которая должна штрафовать.

«Город, подписывая соглашение, просто не разобрался в нормативном документе и соответственно просто изначально построил замок на песке. Дело в том, что юридически не существует возможности оштрафовать неплательщика: дело в персональных данных. Это был второй момент, когда я понял, что нет смысла платить, потому что привлечь к ответственности, если я буду сопротивляться, скорее всего, будет невозможно», – сообщил Владимиров.

Его возмутило уменьшение общей ширины проезжей части, пешеходного перехода и сдача коммерсантам муниципальной земли вместо того, чтобы самим на ней зарабатывать.

А потом выяснилось то, как это организуется.

«Когда мы проанализировали само соглашение между городом и этим оператором парковок, мы заметили, что коммерсант выделяет денежные средства на организацию парковок, город им это возмещает, а потом 90% заработанных денег оператор забирает себе, оставляя в городе только 10%. Тут стало понятно, что в таком варианте это не должно существовать в нашем городе», – поделился мнением помощник бизнес-омбудсмена.

Он считает, что сама идея с парковками правильная, и городу они нужны

«При этом парковки, которые под шлагбаумами, они работают, сейчас наладили оплату через банкоматы, работают эффективно, там и собираемость денег хорошая. Отсюда вывод, что тема в общем, правильная, парковки нужны, но их не нужно делать, где попало. Также нужно наладить работу по взиманию денег и штрафов», – отмечает Владимиров.

В противном случае парковки не выполняют основную функцию – разгрузку дорог.

«Основная цель была не заработать бизнесменам и городу, а цель была - разгрузить дороги и парковочные места, этого достигнуто не было, в этом смысле кампания провалилась полностью. А еще нам ставропольские предприниматели неоднократно выражали возмущение тем, что тендер выиграла не ставропольская, а краснодарская компания. То есть с точки зрения защиты местного бизнеса - это тоже большой вопрос: мало того, что отдали постороннему, да еще и так реализовали», – подчеркнул собеседник.

Депутаты ждут объяснений

Координатор ЛДПР в Ставропольском крае, депутат регионального парламента Александр Пелюх уверен, что история с парковками не обошлась без коррупции.

«Все связано только с коррупционной составляющей города Ставрополь – это чисто мошенническая схема. Вопросов много к главе города Ставрополя, очень много», – поделился мнением Пелюх.

Он сообщил, что сам пробовал разбирать ситуацию и считает, что нужно опросить сити-менеджера краевой столицы.

«Вся схема делалась через постановления и решения главы и думы города Ставрополя. Андрея Джатдоева нужно попросить к ответу, пусть отчитается, что это за парковки или проекты», – подчеркнул депутат.

Сам он выступает против платных парковок на муниципальной земле.

«Я против, это не просто плохо, это кощунственно: сейчас мы за мусор платим, за парковки, завтра скажут за воздух платить – я не удивлюсь. Должны быть культурные парковки, надо сделать транспортные карманы, а не действовать таким образом. Люди должны пользоваться благами городской среды бесплатно», – поделился мнением Пелюх.

Он также интересуется, почему ставропольские парковки отдали краснодарским предпринимателям.

«Деньги шли в Краснодарский край, это как вообще возможно? Почему Краснодар, у нас разве не было ставропольских бизнесменов, которые бы занялись этим?», – задается вопросами Пелюх.

Заместитель председателя краевой думы Александр Кузьмин также не в восторге от идеи платных парковок.

«Я тоже присоединяюсь к мнению многих депутатов, ко многим общественным деятелям, что этого делать нельзя. Мы за социальную справедливость, то есть все, что есть в городе, крае, стране, это все народное. Все должно быть для народа или бесплатно, или по самому минимуму. Это написано в Конституции Российской Федерации, которая является социальным государством», – сообщил политик.

Он отмечает непрозрачность реализации идеи.

По моему субъективному мнению, все эти конкурсы, которые состоялись, какие-то фирмы, которые их выиграли, все это было непрозрачно. Непонятно, куда шли эти деньги, ведь, по заверению главы города, там же были какие-то поступления, миллионы рублей, но я их не видел лично, не считал. И куда они шли, куда они растворялись в этом городском бюджете – это было все непрозрачно, они не смогли объяснить даже своим городским депутатам, куда идут эти деньги», – поделился мнением Кузьмин.

Он отметил, что провал затеи связан с отсутствием внятного контроля.

«Никто не контролировал, люди не платили, причем многие не платили из принципа. Потому что многие люди нормально воспринимают ситуацию, понимают, что это земля муниципальная, почему они должны за нее платить? И никто не хотел внятно объяснить это людям», – сообщил собеседник.

Он считает, что к таким последствиям приводит то, что в городе не проводятся выборы мэра народом.

«Глава города у нас не избирается, а назначается депутатами, они уже дошли до того, что назвали главу города избранным главой города, то есть собираются депутаты городского совета, думы, в нашем случае, Ставрополя, и избирают главу города на пять лет. Но это профанация, поэтому они считают, что они избранные, хотя если б на самом деле глава бы избирался, он бы был подотчетен людям и народу, а так никакой ответственности», – поделился мнением зампред краевой думы.

Политик считает, что стоит пообщаться с главой города и попросить объяснений.

«Мы можем вызвать главу города, поговорить с ним, потому что краевая дума – законодательный орган власти. Интересно, что мы его приглашали несколько раз, но я его ни разу не видел его в думе Ставропольского края, он ее просто игнорирует. Заняться вплотную этим – это моя прямая обязанность: я только рад буду этим заняться и понять, что там произошло, куда делись деньги на производство этих парковок», – подчеркнул Кузьмин.

"