Posted 21 февраля 2020, 17:05

Published 21 февраля 2020, 17:05

Modified 16 октября 2022, 18:21

Updated 16 октября 2022, 18:21

Террор роботов-коллекторов: какая судьба ждет должников Ставрополья

21 февраля 2020, 17:05
Минюстом РФ разработан законопроект, позволяющий коллекторам не называть свои имена людям, которых уговаривают отдать долги. Насколько сильно это отразится на ставропольцах – разбирался NewsTracker.

Угроза гражданам?

В середине декабря 2019 года на сайте Министерства юстиции России появилась информация о том, что ведомство разработало проект федерального закона «О деятельности в сфере взыскания просроченной задолженности физических лиц и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данным законопроектом предлагается реформировать правовое регулирование в области внесудебного возврата долгов физлиц. На данный момент это регулируется законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

«По сравнению с действующим правовым регулированием законопроектом предлагается расширить и уточнить используемый понятийный аппарат, в частности, вводятся такие понятия как автоматизированный интеллектуальный агент («робот-коллектор») и профессиональная коллекторская организация», – указано на сайте Минюста РФ.

Законопроект предусматривает порядок возврата долга: обращение в суд может произойти только после отказа должника возвращать просроченную задолженность или невозвращения просроченной задолженности после получения предложения о возврате либо неполучения ответа в тридцатидневный срок.

Взыскивать долги за жилищно-коммунальные услуги смогут только управляющие компании, ресурсоснабжающие организации, ТСЖ, жилищные или иные потребительские кооперативы, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Полномочия судебных приставов распространятся на все организации, которые занимаются возвратом долгов, вне зависимости от того, заявлен ли в их учредительных документах такой вид деятельности как основной или нет.

В государственный реестр, который ведет ФССП, планируется включать не только профессиональных коллекторов, но и кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и так далее.

Благодаря включению в госреестр организации получают полномочия по работе с должниками при помощи встреч, телефона, «робота-коллектора» и сообщений. Но если юрлицо не находится в госреестре, то с должниками оно может общаться лишь по почте. При этом к организациям из госреестра будут предъявляться особые требования, такие как аудиозапись всех случаев взаимодействия, всех сообщений, хранение информации и бумажных документов, составленных и полученных в ходе взаимодействия с должником в бумажном и электронном виде не менее двух лет. Помимо этого, организации должны будут иметь свой сайт, электронную почту и заключить договор обязательного страхования ответственности.

Судебным приставам предлагается дать новые полномочия, такие как установление ограничений отдельных способов взаимодействия с должниками. Также им сохранено право исключать организации из госреестра «при совершении грубых, систематических или иных нарушений, определенных законопроектом».

Также рабочая версия содержит норму, благодаря которой коллекторы и сотрудники банков смогут не называть должникам свои имена при взаимодействии. Их планируется заменить специальными цифровыми идентификаторами.

Именно эта норма вызвала возмущение у главы партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова.

«Получается, что у банки и коллекторы смогут использовать практически любую информацию о заемщиках, а люди не смогут узнать даже имена тех, с кем имеют дело. К чему такая странная конспирация, будто бы речь о работе спецагентов под прикрытием? У кого возникла такая странная идея защищать коллекторов от должников?», – отметил политик в заявлении, размещенном на своем сайте, и пообещал, что «Справедливая Россия» будет голосовать против законопроекта, пока там содержится данная норма.

Ситуация с коллекторами ухудшилась в два раза

В Управлении Федеральной службы судебных приставов (УФССП) по Ставропольскому краю отметили, что при работе с должниками существуют жесткие правила.

«Кредитор или юридическое лицо, действующее от его имени и в его интересах, вправе взаимодействовать с должником непосредственно, то есть посредством телефонных переговоров, не более 1 раза в сутки, не более 2 раз в неделю, встречаться лично не более 1 раза в неделю. Также должнику можно посылать текстовые, голосовые, электронные сообщения не более 2 раз в день и не более 4 раз в неделю. При этом во всех случаях кредиторам и их представителям запрещается оказывать психологическое давление, вводить в заблуждение должников, в том числе относительно последствий неисполнения обязательств, угрожать жизни и здоровью», – отметили эксперты. Также они сообщили, что кредиторы и коллекторы вправе взаимодействовать с родственниками, знакомыми и иными третьими лицами, но только в том случае, если сам должник дал согласие на взаимодействие с третьими лицами и третьими лицами не выражено несогласие на взаимодействие с ними.

Согласно статистике УФССП, в 2019 году в Ставропольском крае на действия коллекторов пожаловалось почти в два раза больше граждан.

«В 2019 году в Управление поступило более 500 обращений граждан по вопросам, связанным с неправомерными действиями кредиторов и «коллекторов» при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Это почти в 2 раза больше по сравнению с количеством обращений, поступивших в 2018 году», – сообщили в пресс-службе ведомства.

Основная доля жалоб приходится на микрофинансовые и микрокредитные организации.

«Преимущественно, граждане жалуются на микрофинансовые и микрокредитные организации (45 % от общего количества заявлений). Доля жалоб на коллекторские организации от общего количества заявлений составляет 24%, на банки – 18%. В обращениях граждане жалуются на большое количество звонков, взаимодействие со стороны кредиторов и коллекторов с третьими лицами, введение в заблуждение относительно последствий неисполнения должниками обязательства и, конечно, на психологическое давление», – таковы статистические данные.

УФССП реагирует на заявления внеплановыми проверками и административными расследованиями.

«За 2019 год работниками Управления назначено 30 внеплановых проверок в отношении поднадзорных субъектов, что в 3 раза больше, чем в 2018 году. В отношении микрофинансовых (микрокредитных) организаций, а также неустановленных лиц должностными лицами Управления проведено 35 административных расследований. По результатам рассмотрения поступивших обращений каждое 8 заявление признано обоснованным, наибольшее количество нарушений установлено со стороны микрофинансовых и микрокредитных организаций», – поделились информацией сотрудники.

При вопиющих нарушениях или злостных повторениях предусмотрены штрафы.

«За нарушение прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности в 2019 году должностными лицами Управления возбуждено 51 дело об административном правонарушении, что в 2 раза больше по сравнению с 2018 годом. По результатам рассмотрения дел, направленных Управлением, соответствующими судами наложено штрафов на общую сумму более 2,4 млн рублей», – рассказали в УФССП по Ставропольскому краю.

Коллекторам невыгоден беспредел

Главный специалист-эксперт отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функцию по возврату просроченных задолженностей УФССП по Ставропольскому краю Лилия Клименко, напомнила, что законопроект пока рассматривается, однако стоит отметить, что коллекторские агентства, когда встают на государственный реестр, являясь подконтрольными УФССП субъектами, в случае проведения внеплановой или плановой проверки, предоставляют сведения ведомству.

«Сами нововведения, как мы полагаем, будут вводиться с целью защиты сотрудников коллекторских агентств, потому что зачастую сами должники некорректно себя ведут и даже угрожают коллекторам. Сейчас, согласно законодательству, сотрудник коллекторского агентства при звонке представляется, говорит фамилию, имя и отчество и в его отношении со стороны должника могут быть произведены некорректные действия. Согласно законопроекту, внутри организации сотрудникам будут даваться коды для работы с должниками, то есть при взаимодействии они будут называть код. Однако в случае проверки жалобы нами мы сможем установить виновное лицо: гражданин жалуется нам на нарушение своих прав, говорит, что ему звонили с такого-то номера, человек представился коллектором такого-то агентства с таким-то номером, а мы, проводя проверку, будем запрашивать у этого агентства аудиозапись разговоров, которая должна быть, и ФИО сотрудника», – рассказала Клименко.

Однако при прослушивании записей бывает всякое: иногда жалобы подтверждаются, иногда нет, а иногда бывает, что человек жалуется на грубость и угрозы коллектора, приставы слушают, а там наоборот: и хамство, и грубость, и ненормативная лексика.

«К сожалению, у людей сложилось мнение, коллекторы им вообще не имеют право звонить и что-то требовать, несмотря на то, что законодатель установил такое взаимодействие, как работа с должником на досудебной стадии, ведь это выгодней должнику, чем последующие выплаты судебных издержек, зачастую коллекторы предлагают различные варианты, скидки, как проще решить вопрос с долгом. Но если человек категорически отказывается платить, то у него, естественно, и негатив возникает. Сам факт поступления звонка от коллектора – это еще не повод писать заявление, возможно, с ними получится выстроить конструктивный диалог», – указала эксперт.

Дело в том, что коллекторам самим невыгодно вести себя неправильно.

«Ведь если они будут исключены из госреестра, им либо придется прекратить эту деятельность, либо работать нелегально: а это колоссальные штрафы. Им попросту нет смысла рисковать. Бывает, конечно, что и коллекторы плохо себя ведут и их приходится штрафовать. Этим обычно грешат микрофинансовые организации, потому что они не являются нашими подконтрольными субъектами, к ним не такие строгие правила и требования, как к коллекторским организациям, вот они и «отличаются», бывает, очень сильно хамят», – отметила Клименко.

Также она привела примеры ненормальной деятельности микрофинансовых организаций.

«Как-то заявитель написал заявление, что к нему домой приехали сотрудники из похоронного бюро с гробом и спросили, кого хоронить, в итоге выяснилось, что нелегальные коллекторы из микрофинансовой организации позвонили в похоронное бюро, заказали гроб и атрибутику и отправили по адресу должника. Случается, заказывают на дом должникам пиццу. К ним привозят, должник удивляется и тут же звонит коллектор: «сегодня тебе пиццу привезли, а завтра что-нибудь другое привезут, если ты не заплатишь. Иногда люди говорят, что подозревают слежку», – рассказала собеседница. При этом она подчеркнула, что на случаи избиения не было ни одного заявления.

По ее словам, на территории Ставропольского края есть две микрофинансовые организации, которые работают под товарным знаком.

«Юридически они называются по-другому, но фактически деятельность по выдаче займов населению они осуществляют именно под определенным товарным знаком: все эти ларьки на рынках и так далее. У них в Санкт-Петербурге есть нелегальный центр и они в телефонном режиме занимаются нехорошим. Когда мы проверяем телефоны, с которых звонят, обнаруживаем, что часть из них зарегистрирована вообще не за гражданами РФ, часть – за людьми, которые не знают, что за ними закреплен данный номер. Мы, конечно, реагируем, направляем информацию и в Роскомнадзор, и в мобильную компанию, чтобы блокировали эти номера», – поделилась информацией сотрудник УФССП.

Чтобы избежать неприятных ситуаций, она рекомендует обращаться за займами исключительно в банки.

«Мы во всех своих комментариях призываем граждан обращаться в банки, потому что это более серьезные организации, да и не с такими огромными процентами: 750% годовых – это кошмар. Долг копится, а с них требуют, причем находят и терроризируют соседей, сотрудников, сейчас легко найти информацию о каждом», – предупреждает эксперт.

В завершение беседы Клименко порекомендовала гражданам обращаться в УФССП в случае нарушения их прав.

«Коллектор не имеет права оказывать психологическое давление на должника, угрожать, вводить его в заблуждение, использовать в разговоре выражения, унижающие человеческое достоинство. Если гражданин считает, что его права нарушаются коллекторами, то ему следует обратиться в УФССП по Ставропольскому краю и написать соответствующее заявление, так как именно мы осуществляем контрольно-надзорную функцию в сфере возврата просроченных задолженностей», – сообщила главный специалист-эксперт отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функцию по возврату просроченных задолженностей УФССП по Ставропольскому краю.

Подпишитесь