Posted 21 февраля 2020,, 16:46

Published 21 февраля 2020,, 16:46

Modified 16 октября 2022,, 18:21

Updated 16 октября 2022,, 18:21

Фактор пранка в Ставрополе — на что способны «жертвы соцсетей» ради лайков

21 февраля 2020, 16:46
Как ставропольцы отнеслись к волне пранков и проигранным спорам, голым танцам на проезжей части и хулиганству ради подписчиков и лайков, разбирался корреспондент NewsTracker.

От доброты и света к ударам по лицу

За последний год слово «Пранк» хорошо засело в сознании ставропольцев, даже тех, что далек от YouTube. Некий Некит Михеев, например, поставил перед собой цель собрать ни много ни мало — 100 тысяч подписчиков любой ценой. А самой недорогой платой оказались пранки.

Но он был не первый, кто принес это направление в Ставрополь. Наиболее раскрученным, наверное, можно назвать группу StavPranks, которая активно действовала в 2016 году. Ребята поставили перед собой интересную цель — проводить социальные эксперименты — «роняли» крупные купюры перед попрошайками, «издевались» над промоутерами, «воровали» детей. Все это проделывалось с одной целью — увидеть, способен ли человек сделать добро ближнему, защитить слабых.

Но Некит Михеев решил пойти по другому пути. Сейчас сложно найти человека, который бы ничего не слышал про его выходки. Они бросали ненастоящие камни в витрины кафе, где были посетители и снимали их реакцию, разбрасывали деньги, приставали к посетителям торговых центров, за что к слову, главный герой получил по лицу.

Последняя их выходка было посвящена тому, что они перевалили за 10 тысяч подписчиков. В одном из супермаркетов Некит разделся до нижнего белья, разлил по полу молоко и «плавал» в нем, его спутница танцевала тверк, а закончилось все тортом в лицо. Самым громким этот пранк стал из-за того, что ребят арестовали за мелкое хулиганство после этой выходки.

Недолюбили, недохвалили

Клинический психолог Марина Грицай, оценивая поведение новых ставропольских пранкеров, предложила опираться на теорию поглаживаний, суть которой сводится к тому, что каждому человеку нужно признание. И это поглаживание — это единица признания.

«Это не обязательно тактильные прикосновения, сюда относится и взгляд, и слова. Поглаживания могут быть позитивными и негативными. Если у человека не удовлетворена потребность в признании, если у него недостаточно позитивных поглаживаний, которые он получает от окружающих, если он не может давать себе позитивные самопоглаживания, тогда психика переворачивает эту потребность в обратную сторону, таким образом, что человек стремится получать не позитивные, а негативные поглаживания», — рассказала психолог.

По ее мнению, если нет позитивных поглаживаний, нужно получить негативные любым способом, который человек только сможет придумать. Поэтому очень частые явления нарушений связаны с тем, что людям не хватает позитивных поглаживаний, они не знают, как удовлетворить свою потребность в признании другим способом, недевиантным.

Как отметила Грицай, еще одна сложность, существующая в современном обществе, это отсутствие аутентичной близости. Здесь речь идет не о сексуальном контакте, а о ментальной, духовной, физической близости вместе.

Сейчас людям проще закрыться, сидеть в каких-то социальных сетях и не удовлетворять эту потребность или удовлетворять, но таким очень запутанным, пустым способом, в виде получения лайков, пустых переписок.

«Мне кажется, что если очень хочется стать пранкером, то лучше обратиться к психологу, потому что это очень странный способ удовлетворения потребностей в признании. Плюс не стоит забывать, что рамки дозволенного — это там, где заканчиваются мои границы и начинаются границы другого человека», — рассказала собеседница агентства.

По ее мнению, пранк — это опасное явление в обществе, как для самого пранкера, так и для тех, кто случайно окажется в этой «шутке».

«Я боюсь этих людей, потому что часто человек оказывается в очень уязвимом положении, когда становится случайно вплетенным в пранк, который нарушает его границы, это очень неприятно. Мне это неприятно, я этого боюсь. При этом я предполагаю, что окажись я в центре их шутки, я смогу дать им отпор. И я бы ставила разграничение, юмор ли это? Потому что если юмор, то это совсем не смешно», — добавила клинический психолог Марина Грицай.

Аудитория дурака

Экс-кавээнщик, ведущий, блогер Тигран Мелик-Адамян считает, что так называемые пранкеры в последнее время пытаются только выпендриться, не вкладывая ничего в содержание своих роликов.

«Я отношусь к этому отрицательно, потому что все пранки, которые я видел за последнее время у нас в Ставрополе, они ничего в себе не несут: ни смысловой нагрузки, ни цели, ни юмора. Только желание просто себя показать, выпендриться. Нулевое содержание, набор чего-то эпатирующего и вызывающего у адекватных мыслящей людей отрицательные эмоции», — рассказал собеседник.

По его мнению, если пранк имеет под собой шутку, даже если сам пранк немного жестковат, его восприятие зависит от уровня самоиронии человека, над которым пошутили. Он привел пример удачного смешного пранка: в пляжной душевой человек идет смывать с себя соль, а пранкер постоянно сверху подливает ему шампунь. Получается человек пытается смыть шампунь, а шампунь все не смывается.

«Вроде ничего страшного, но можно и за такое получить. Тут зависит все от человека, оказавшегося в центре пранка. Это хоть и на грани, но забавно, особенно, если сам человек посмеется, когда все поймет. Или есть пранки, которые несут полезную составляющую, в таких людям и самим приятно участвовать», — отметил экс-кавээнщик.

Он привел пример пранка, пошедшего из-за рубежа. Там пранкер шел по улице с двумя подушками и неожиданно бросал одну из них случайному прохожему, вызывая его на бой.

«Это здорово, это поднимает настроение, никто не пострадал — побились подушками, посмеялись и разошлись. Забавно. Совсем не то, что творят в Ставрополе. Мне кажется этот человек потерял понимание того, что он делает и для чего», — прокомментировал Тигран.

По его словам, то, что делали StavPranks — имело цель, чтобы люди посмотрели и сделали выводы. А какой вывод можно сделать из тверка и купания в молоке?

«Что у него в голове? Он просто выплескивает свои гормоны? Это глупость и нарушение общественного порядка. Тоже самое, что заехать на площадь к Ангелу-хранителю на машине, включить музыку и выложить это в интернет. А таких тоже не мало. И один за одним они оказывались в ГИБДД», — вспоминает собеседник.

Он заметил тенденцию современной молодежи — многим из них кажется, что если выложить что-то вызывающее на YouTube, то они сразу станут популярными и к ним побегут работодатели.

«Если говорить про пранк с социальным подтекстом, он больше наберет и просмотров и нужной, думающей, интересующейся аудитории. Все понимают, что блогер — это профессия XXI века, что на этом можно заработать. Но никто из них не анализирует, как зависит качество контента и аудитории на рекламодателя. То есть привлекая определенного рода аудиторию, блогер привлекает определенного рода рекламодателей. Но кто пойдет на аудиторию дурака?», — подытожил Мелик-Адамян.

Талант и творчество не по тому руслу пошли

Депутат Николай Новопашин после скандального пранка в супермаркете опубликовал пост на своей странице в фейсбук по этому поводу. Он признался, что несколько дней был вынужден наблюдать в ленте новостей видео этих «неадекватных товарищей», которые в поиске известности и славы пузом моют пол в супермаркете.

«У меня у самого сын instagram серьезно пытается заниматься, старается, но аудитория все равно маленькая, говорит, чтобы собрать подписчиков, нужно что вот такое вычудить. В своем посте я предлагал их не арестовывать, а их арестовали, и это не очень хорошо. Они выйдут героями, их будут встречать такие же пранкеры, блогеры. А все они нормальная молодежь, причем творческая и талантливая. Они хотят что-то сделать, но не знают, как и что», — поделился мнением Новопашин.

По его словам, их энергию надо направить в доброе русло, о чем и писал у себя на странице. Арест, он считает, тут неправильная мера, нужно было у Министерства социальной защиты попросить 10 адресов, например, тружеников тыла или детей войны, тем более что президент России объявил 2020 год годом славы и памяти в честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне.

«Направлять этих ребят мыть подъезды ветеранам, пусть снимают оттуда свой блог, посмотрим, сколько просмотров наберет. Если выдержит эта джазбригада, снимет видео и наберет такое же количество просмотров, как моет пол или стирает дама в шортах занавески у людей, отдавших годы и здоровье для вот таких представителей безбашенного поколения, готов заказать по значку „Герой YouTube“ и вручить перед родителями вместе с поощрительно-утешительным призом», — сообщил собеседник агентства.

На что идти ради славы и денег

По его мнению, некоторые такие пранкеры своими выходками набирают 10-20 тысяч подписчиков и потом раскрученные аккаунты продают. А чтобы подписчиков было побольше, а значит и цена аккаунта была повыше, они на многое способны.

Николай Новопашин как активный пользователь социальных сетей не мог не заметить и другие выходки ставропольчан.

«Эта задницей потрясла, на днях выложили видео, где голая девушка на оживленной дороге голая танцевала. А до чего мы дойдем завтра в погоне за подписчиками? Стрелять друг в друга будут? Поэтому сейчас нужно озаботиться, как в мирное русло направлять молодежь, которая на самом деле очень талантливая и хочет себя проявить, но не знает как», — сообщил депутат.

Он признался, что периодически ходит на встречи со студентами и заметил, что среди них есть всегда несколько человек, которые сидят с телефонами с включенными камерами, задают провокационные вопросы, пытаются подловить на чем-то в надежде заснять сенсацию и набрать лайков.

Он также вспомнил нашумевшую арт-группу ПуссиРайот, которые тоже постоянно делали что-то из ряда вот, целовали полицейских в засос в метро, устраивали оргию в зоологическом музее. Но все это было направлено на конкретную цель, у них была позиция против власти, и чтобы привлечь внимание к своей точке зрения, они устраивали такие акции. Однако искусства, коим они себя называют, Новопашин в действиях девушек в балаклавах не увидел.

«Они просто привлекали к себе внимание. Выкинуть какую-то чушь и сказать, что я этим высказался против Трампа — ерунда какая-то. Просто мы сегодня не знаем, что делать с блогерами с телефонами, которые есть у всех. Да я и сам такой, думаю, чтобы такого написать в facebook, чтобы побольше лайков собрать», — признался собеседник.

Дурной пример заразителен

Юрист и эко-активист Вячеслав Маркин считает, что подобное явление нужно гасить в самом начале.

«С точки зрения юриспруденции это можно расценивать как мелкое хулиганство и нужно подвергать участников подобных акций штрафам или административным арестам. Да, я отношусь к такой деятельности отрицательно. А хуже всего то, что такая популярность мало того, что сомнительная, так еще и активно тиражируется, подогревает желание у других отчаянных ребят подобное повторить», — сообщил Маркин.

И, действительно, все чаще в социальных сетях стали появляться «проигранные споры». Голые танцы на проезжей части один из недавних случаев, на прошлой неделе мужчина зашел в магазин в одних трусах и вылил на себя ведро воды со словами, что он проиграл спор.

Если «шутка» направлена на себя и не переходит чужие границы, возможно они имеют место быть. Но все чаще мирные жители попадают под это влияние. Не стоит забывать о том, что не все «шутники» убирают последствия своих поступков. Продавщица магазина призналась, что почти час убирала воду с пола после того, как проигравший спор выполнил условия проигрыша.

Получается, что подобное вызывает подобное, но как не стать «жертвой» пранка, защитить от пагубного влияния проигранных споров и голой славы своих детей — вопрос открытый.

"