Posted 20 декабря 2020,, 09:09

Published 20 декабря 2020,, 09:09

Modified 16 октября 2022,, 18:59

Updated 16 октября 2022,, 18:59

Убытки и связи с чиновниками: кто кормит школьников Северной Осетии

20 декабря 2020, 09:09
С начала учебного года всем ученикам начальной школы Северной Осетии предоставляют горячее питание. Однако к ним есть замечания из-за остывшей еды и несоответствия меню. Корреспондент NewsTracker попытался разобраться, кто и как обеспечивает питание детей.

Почему школьников кормят остывшей едой

На сайте правительства республики сообщается, что с сентября 2020 года все школьники 1-4 классов должны питаться по меню, утверждённому министром образования Северной Осетии и руководителем Роспотребнадзора республики.

На сайте одной из школ опубликовано осенне-зимнее меню на десять дней. Так, согласно документу, школьникам первой смены на второй день полагается сливочное масло, отварная сосиска, картофельное пюре со сливочным маслом, хлеб пшеничный и ржаной, чай с сахаром и банан.

Ученики второй смены в этот же день должны получить салат витаминный, суп с макаронными изделиями, отварную сосиску и картофельное пюре со сливочным маслом (как и первая смена), компот из свежих яблок и черной смородины, пшеничный хлеб, вафли.

На сайте ОНФ сообщается, что с начала учебного года организация проверила горячее питание школьников 15 учебных учреждений Владикавказа. Координатор по организационным вопросам ОНФ в Северной Осетии Олег Хачиров рассказал, что эти проверки показали разные отклонения.

«В некоторых школах не было специализированных помещений под столовую. То есть, какие-то помещения выделялись, но они не были изначально подготовлены под это. Нам говорили, что стараются спланировать, как это исправить», — сообщил Хачиров.

При проверке школ общественники сталкивались с тем, что еда учеников была остывшей. «Это происходило как раз из-за отсутствия специализированных помещений. Еду привозят чуть раньше, чем начинается завтрак. И есть место, чтобы покушать, но не всегда есть место, чтобы разогреть завтрак. Поэтому первые школьники едят горячую еду, а последующие — остывающую», — отметил собеседник.

Еще одним замечанием стали отклонения от меню. «Иногда бывает, что поставки печенья, вафель, фруктов не совпадают с меню на сегодняшний день. Небольшие несовпадения бывают, но основные блюда обычно соответствуют», — пояснил Хачиров.

Координатор также рассказал, что в комбинате школьного питания не хватало сотрудников. «Из-за возросшей нагрузки какое-то время не могли подстроиться», — добавил он.

Последняя проверка питания прошла в декабре. Тогда общественники проверили школу № 47 и нашли недовес: порция говядины с тушеной капустой вместо прописанных 150 граммов весила почти вдвое меньше — 74 грамма. «Как нам сказали в Роспотребнадзоре, мы не совсем правильно провели взвешивание. Надо было несколько порций взвесить и узнать среднюю массу. А мы взвесили одну порцию на выбор, она была меньше положенного. Плюс к тому, мы заметили, что тушеной капусты с мясом нет в списке согласованных блюд», — рассказал координатор.

Комбинат

Что касается финансовой стороны вопроса, то в 2020 году на организацию горячего питания республике выделена субсидия более 161 миллионов рублей, об этом сообщается в информации правительства республики. Отмечается, что также идет софинансирование из регионального и муниципального бюджетов в размере более 12 миллионов рублей.

Питанием школьников в столице республики занимается «Владикавказский комбинат питания». На сайте Общественной палаты Северной Осетии, которая мониторит эту тему, сообщается, что комбинат поставляет полуфабрикаты в 42 школы города, охватывая порядка 14 тысяч детей. «Специалисты комбината принимали непосредственное участие в разработке единого меню», — сказано в тексте.

ОАО «Владикавказский комбинат питания» — малое предприятие, в котором работает около 187 человек. Уставной капитал комбината немаленький — более 153 миллионов рублей, все акции принадлежат Управлению муниципального имущества и земельных ресурсов Владикавказа.

Генеральным директором предприятия указана Ольга Чельдиева, которая полностью владеет другой компанией — ООО «Подкова». Эта фирма занимается услугами в области бухгалтерского учета, проведением финансового аудита, налоговым консультированием, а также розничной торговлей фруктами и овощами, мясом и мясными продуктами и прочим в специализированных магазинах. На конец 2017 года в компании числилось два сотрудника, данных о заключенных контрактах с госорганизациями в открытом доступе нет.

Согласно данным открытых источников, в 2019 году комбинат выручил 233 миллиона рублей и понес убытки на 957 тысяч. Годом ранее показатели были еще хуже: при 137,6 миллиона выручки почти 12 миллионов убытков. В открытых источниках есть сведения о приостановке операций по счетам комбината из-за неуплаты налогов, сборов, пени или штрафа.

Закупки и связь с Битаровым

«Владикавказский комбинат питания» выступал как поставщиком услуг по контрактам для других госорганизаций, так и их заказчиком. Однако все закупки проходили до 2020 года и времени, когда появилась обязанность кормить всех учеников начальной школы.

Что касается поставок для госучреждений, то в открытых источниках нет информации о выигранных контрактах 2019 года. Годом ранее предприятие участвовало в конкурсе на услуги по организации питания дошкольников (26,7 миллиона) и на поставку молочных продуктов для нужд ГКОУ ДД-Ш «Виктория» (113,5 тысяча). Однако в обоих случаях комбинат не допустили к участию в конкурсе.

Так как предприятие является муниципальным, то оно также было заказчиком услуг. В июле 2019 года организация объявила закупку сахара за 1,85 миллиона. Комиссия решила заключить договор с ООО «Кей Продактс Ритэйл Групп», которое предложило наименьшую цену — 1,76 миллиона. Однако сведений о заключенном контракте в открытом доступе нет. Кроме этого, предприятие пыталось дважды закупить молоко за 3,15 миллиона, однако никто не подал заявку на участие в конкурсе.

Ранее заказы комбината были более удачливыми. Так, в 2018 году предприятие заключило контракты на 18 миллионов. Самый крупный поставщик того года — ООО ТД «Фроствей» (4,6 миллиона), который перестал заключать договоры с госучреждениями после 2018 года. Этот торговый дом принадлежит бизнесмену Казбеку Цаликову, который является владельцем сети ресторанов «Премьер КРЮ», торгующего пивом оптом ООО «Снега» и другим бизнесом.

Суммы закупок учреждения сильно отличаются год от года: в 2017 комбинат заключил контракты на шесть миллионов рублей, в 2016 — на 66 миллионов.

Пик договоров пришелся на 2015 год, тогда сумма заказанных услуг составила 269,7 миллионов. Самый крупный поставщик (договоры почти на 47 миллионов) — ООО «Авилс», которое занимается производством молока. Среднесписочная численность компании — один человек, ее нынешний владелец — Аслан Битаров.

Еще одним крупным поставщиком 2015 года стала компания «ФАТ-АГРО», которая заключила договоры с комбинатом на 22,4 миллиона. Управляющей компанией этой фирмы является «Бавария», а конечным владельцем — Вячеслав Битаров.

На сайте правительства Северной Осетии сообщается, что глава республики Вячеслав Битаров был гендиректором ООО «Группа компаний «Пивоваренный дом «Бавария» в 2007–2010 годах, в 2012 он снова вернулся в группу.

Никаких завышений

На сайте администрации Владикавказа опубликовано опровержение завышения цен на продукты без даты. По сообщениям СМИ, можно предположить, что текст был опубликован в июле 2017 года.

В материале сообщается, что врио Министра финансов РСО-Алания Казбек Царикаев посчитал, что закупочная стоимость по всему ассортименту продукции «Владикавказского комбината школьного питания» была выше установленной Министерством экономического развития РСО-Алания.

После этого заявления провели проверку комбината, который поставляет горячие блюда и полуфабрикаты в столовые школ Владикавказа. «При этом комбинат не реализует сырьевые продукты питания, а при изготовлении готовых блюд применяет по многим позициям наценку 10-30%, которая согласно постановлению Правительства РСО-Алания может быть и 80%», — сообщается в тексте. Отмечается, что стоимость завтрака составляет 25 рублей на одного ученика, цена обеда — 60 рублей.

«Согласно элементарным математическим и логическим расчетам ясно, что в том случае, если предприятие предлагает готовую продукцию по низким ценам, оно не может закупать продукты для изготовления этих блюд по высоким ценам», — сказано в сообщении.

Однако не отмечается, что в этом случае предприятие может просто нести убытки. Так, согласно открытым источникам, в 2017 году убытки комбината составили 13 миллионов.

Что закупают сами школы

Что касается 2020 года, то в открытом доступе есть информация о планах на закупку продуктов. Так, согласно плану-графика от конца января, МБОУ СОШ села Майское планировала закупить продуктов на 800 тысяч рублей. Школа имени И. С. Багаева села Сунжа — на миллион рублей. СОШ № 3 села Чермен — на два миллиона. Однако данных о том, что закупки провели, в открытой информации нет.

Последние контракты, которые заключали школы, на организацию питания учеников начальных классов, датированы 2016–2017 годами. Один из таких контрактов заключили школа станицы Ново-Осетинской Моздокского района и предпринимательница Марина Созанова почти на 162 тысячи рублей.

Школы также закупали оборудование для готовки. В частности, школа имени военного летчика капитана Р. А. Хордаева села Предгорное Моздокского района объявила о закупке электрической плиты в ноябре за 53 тысячи. Заявку подал один желающий — компания «Мегатекс», с ней и заключили контракт.

Эта же школа планировала закупить бытовые приборы (среди которых есть холодильники) и две мясорубки. В итоге школа заключила контракт с Ириной Старчевой на мясорубки за 35 тысяч рублей, договор на поставку остальных приборов пока не заключен.

"