Posted 19 ноября 2021, 06:50

Published 19 ноября 2021, 06:50

Modified 16 октября 2022, 19:05

Updated 16 октября 2022, 19:05

Задушили проверками и налогами: эксперты назвали вымирающим бизнес на Ставрополье

19 ноября 2021, 06:50
Станут ли пандемия коронавируса, налоги и проверки последними гвоздями в гроб малого и среднего бизнеса на Ставрополье, обсудили эксперты в рамках открытой дискуссии, сообщает корреспондент NewsTracker.

На этой неделе в Ставрополе состоялась открытая дискуссия Общероссийского гражданского форума, в ней приняли участие предприниматели, общественники Ставропольского края, а также ряд федеральных экспертов. И в первую очередь попытались понять, где же сегодня находится ставропольский бизнес и какие у него перспективы могут быть в ближайшее время.

Сократилось втрое

Борис Оболенец отметил, что несмотря на пандемию, на Ставрополье растет количество малого и среднего предпринимательства, однако этому совершенно не способствуют высокие налоговые ставки. В то время, как в других регионах снижают налоги для предпринимателей в 2, а порой почти в 3 раза, снижают транспортный налог для перевозчиков или создают возможность местного субсидирования, на Ставрополье бизнес никак не поддерживается. ТПП пыталась внести законопроект о снижении налоговой ставки, но не успела по срокам.

«В СМИ проходила информация о том, что число средних и малых предпринимательств выросло на Ставрополье на 25%, но по данным налоговой, — этого роста не произошло. По факту они просто подсчитали самозанятых», — пояснил Оболенец.

По словам сопредседателя ставропольского краевого отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Павле Мрвалевича, на самом деле скорее идет падение с 126 тысяч до 95 тысяч субъектов МСП. Он также рассказал о портрете ставропольского предпринимателя.

«У нас порядка 95% — это микропредприятия, то есть до 15 сотрудников и до 120 миллионов оборота. Из общего числа 85% — торговля в разных формах. Но торговля меняется за счет появления интернет-сервисов. И есть вероятность, что скоро 85% этих наших предпринимателей будут уходить, потому что покупатель сможет напрямую заказывать товар у производителя», — заявил спикер.

Ухудшает положение малого бизнеса, по его мнению, и то, что у него нет ресурсов, например, на аналитику или качественную бухгалтерию. Поэтому он постоянно делает ошибки и бывает за это наказан. Мрвалевич сравнил такое положение вещей с игрой начинающего шахматиста с гроссмейстером. Но государство вместо того, чтобы помогать, обучать, советовать и направлять, может только направлять проверки и наказывать.

Поддержки бизнеса не существует

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае Кирилл Кузьмин начал свое выступление с того, что поддержки бизнеса на самом деле не существует. Во время пандемии «поддержка малого и среднего бизнеса» звучала везде, но по факту потратить полученные деньги на развитие дела нельзя — это средства исключительно на поддержку рынка труда, то есть эти деньги можно было потратить только на зарплаты сотрудникам.

При этом налоги за пандемию выросли. Сейчас налогов собрано в Ставропольском крае 4,3 миллиарда рублей, в прошлом году 3, а в 2019 году — 1,3 миллиарда. Люди работают меньше, люди работают хуже, локдаун был. Налоговики объясняют это выводом в белую зону части бизнеса, но белого бизнеса за 2 года в три раза больше не стало. Эти цифры говорят о том, что сервисы государство стало эффективнее применять с точки зрения получения ресурсов с конкретных предпринимателей. Налоговая нагрузка меньше не становится, она стабильно высокая», — заявил Кузьмин.

Также он продемонстрировал результаты опроса ставропольских предпринимателей об оценке работы компании по итогам 9 месяцев 2021 года, в котором приняли участие более 200 человек.

«Почти 60% опрошенных считают, что обороты их фирмы так и не восстановились с начала пандемии. В вопросе „С какими трудностями чаще всего сталкивается ваша компания?“ проявились три явных лидера: рост издержек в связи с ростом закупочных цен, спрос так и не восстановился с начала пандемии и нестабильность режима ограничений. Эти проблемы в своих опросных листах отметили больше половины опрошенных», — пояснил спикер.

Также он отметил, что порядка 80% респондентов отметили рост стоимости закупочных товаров и услуг на 10-50%. А в случае нового локдауна почти 30% предпринимателей будут вынуждены распустить часть сотрудников. Согласно опросу, 37% считают, что если в экономической позиции ничего не изменится, то перспектив нет и падение неизбежно.

Подводя итог, он вывел два направления для изменений: нужен дешевый кредит и дешевые деньги для бизнеса и нужно решать проблему с коррупционными издержками.

Бизнес под «уголовкой»

Вторая часть дискуссии была посвящена росту уголовного давления на предпринимателей. Модератор темы — руководитель юридической фирмы, советник бизнес-омбудсмена Ставропольского края Сергей Владимиров рассказал, что по данным правоохранительных органов, за последние 10-15 лет ничего не поменялось в плане самых частых нарушений со стороны бизнеса.

«Как была обналичка, так и осталась, как была черная и серая зарплата, так и осталась. Как строились многоэтажки вместо ИЖС, так и строятся. По мнению правоохранителей, бизнесмены как были преступниками, так и остались. Поэтому от них ждать системных изменений не приходится», — пояснил Владимиров.

Кроме того, он обратил внимание на глубинные проблемы понимания уголовно-процессуального кодекса. Привел в пример случай в Ставропольском крае, когда государство купило у предпринимателя детский садик, но он не отвечал требованиям, несмотря на то, что туда приходили десятки инспекторов и проверок. А в итоге предпринимателю стали задавать вопросы «Зачем он продал государству то, что ему не подходит?».

Помощник бизнес-омбудсмена Павел Аветиков привел статистику за последние три года. Он отметил, что цифры нарушений и уголовных преследований растут.

«Чаще всего встречаются такие нарушения как неверная и ошибочная квалификация преступлений, резиновая 159 статья (прим. Мошенничество), под которую можно подогнать все, что угодно, недостаточная оценка фактических обстоятельств дела, искусственное затягивание следственных действий, подмена гражданско-правовых отношений уголовно-правовыми. В арестах мы видим положительную динамику, сейчас все чаще избирают меру пресечения в виде домашнего ареста. Но это не решает ситуацию, потому что руководители бизнеса все равно лишаются возможности руководить», — пояснил спикер.

Также он обратил внимание, что предпринимателям часто говорят, что возбуждение уголовного дела не помешает им и они могут дальше осуществлять свою деятельность, пока идет следствие, но статистика оправдательных приговоров — а это меньше одного процента — говорит о том, что переживать есть о чем.

Своим мнением поделились и приглашенные эксперты — адвокаты из Москвы. Они обратили внимание, что хуже всего обстоят дела в госконтрактах как раз у малого и среднего бизнеса особенно при упрощенной системе налогообложения. По их словам, это как красная тряпка для правоохранителей. Предприниматели в таких случаях должны не только доказывать то, что они выполнили все работы, но и то, что они деньги себе оставили, а не вернули все на откатах.

Поэтому они посоветовали предпринимателям несколько раз подумать, прежде чем ввязываться в государственные контракты.

На дискуссии поднималось и много других тем. По итогу встречи организаторы планируют создать список предложений и действий по отработке проблем и улучшения положения малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае.

Подпишитесь