Posted 19 ноября 2021,, 12:48

Published 19 ноября 2021,, 12:48

Modified 16 октября 2022,, 19:06

Updated 16 октября 2022,, 19:06

Чиновники в ряд: бывшие госслужащие Ставрополья дали показания по делу экс-зампреда

19 ноября 2021, 12:48
Бывший министр спорта, экс-глава комитета по госзакупкам, экс-начальник Агентства по инвестициям на этой неделе дали в суде показания по делу экс-зампреда правительства Ставрополья Александра Золотарева, задержанного за взятки, на суде побывал корреспондент Newstracker.

Напомним, что с конца сентября Промышленный суд города Ставрополя рассматривает уголовное дело в отношении экс-зампреда правительства Ставрополья Александра Золотарева. Его подозревают в получении взяток в особо крупном размере. По версии следствия, три года подряд Золотарев, находясь в должности, получал крупные суммы от строительных фирм, выступавших подрядчиками на строительстве крупных объектов здравоохранения в Ставрополе.

Изначально вместе с ним по делу о взяточничестве был задержан и экс-министр строительства Алексей Когарлыцкий. Он согласился дать показания против своего бывшего руководителя. Однако его имя постоянно продолжает всплывать в показаниях свидетелей.

Обещания следователя

На этой неделе под конвоем в зал судебного заседания был доставлен бывший глава АО «Агентство инвестиционного развития», учредителем которого является министерство экономического развития края, Вадим Мерзляков. Александр Золотарев являлся одним из членов совета директоров компании, которую возглавлял Мерзляков.

При этом свидетель признался, что познакомились они около 10 лет назад еще в структуре банка, где они вместе работали.

Отвечая на опрос прокурора, он пояснил, что когда он пришел на эту должность, куратор АО, бывший министр Минэкономразвития Ставропольского края Валерий Сизов знакомил его с руководителями всех инвестпроектов, которые финансировались по линии Минкавказа, в том числе и с руководителем одного ООО «Техноставприцеп» Александром Сизовым.

«Мы с Александром встречались неоднократно и обсуждали технические процессы реализации проекта, никаких предложений и требований с его стороны не поступало. Хотя однажды он спрашивал, в каких отношениях я состою с Золотаревым, и могу ли я с ним обсудить нестандартные вопросы, например, коммерческие взаимоотношения. Сизов предлагал привести строителей, если Золотарев поможет ему выиграть тендер. Я отказался это обсуждать с Золотаревым», — заявил свидетель.

Он также отметил, что ему известно о родственных связях Александра Сизова и бывшего министра строительства Ставропольского края Когарлыцкого. Но Сизов почему-то идти к родственнику не хотел. Зато Мерзлякову Сизов якобы предлагал подарить Porsche Cayenne в качестве аванса за посредничество, однако от машины Мерзляков отказался.

Отвечая на вопросы сторон, Мерзляков пояснил, что против него возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 и части 4 статьи 160. Он был задержан в апреле 2021 года.

«Следователь мне сказала, что если я признаю свою вину по инкриминируемым мне преступлениям и дам показания против Золотарева, то задержание производиться не будет и мое уголовное дело останется под большим вопросом», — добавил Мерзляков.

Путаница в показаниях

Бывший министр физической культуры и спорта Роман Марков дал показания касаемо легкоатлетического манежа, расположенного в Ставрополе на улице Тухачевского. Марков напомнил, что комплексы начали строить по федеральной программе развития физической культуры и спорта 2015–2020 годов. На его строительство было выделено около 240 миллионов.

«Начало строительства было затянуто. Так как проект был переходным, сумма выделялась поэтапно. То есть, если мы выполняли работы, то на следующий год выделялись средства на окончание строительства. Отставание от графика было связано с переходом 2017–2018 годов около 12%, потом подтянулись. И деньги нам выделили с датой окончания строительства 31 декабря 2018 года. Но потом мы не успевали и перенесли сдачу объекта на 31 марта 2019 года», — рассказал свидетель.

Он пояснил, что из-за отставания он раз в неделю проводил рабочие совещания, где собиралось 10-15 человек, в том числе Золотарев и Когарлыцкий. Так как, если не укладываться в графики, федеральное финансирование могло прекратиться, и достраивать пришлось бы из бюджета края.

«К этому сроку в основном все работы были сделаны, по-моему были какие-то проблемы с вентиляцией. Я не помню, был ли он введен в эксплуатацию в срок, скорее всего нет. Но я никаких актов не подписывал. Последнее совещание было в конце апреля», — пояснил Марков.

Название подрядной организации, выигравшей тендер на строительство и ведущей работы, он не вспомнил. Он также не смог ответить на многие вопросы сторон и путался в показаниях. Поэтому прокурор и судья усмотрели противоречия между тем, что он говорил в суде и во время следственных мероприятий.

«Во время рабочих встреч и Золотаревым, и Когарлыцким высказывались обещания оплатить все работы, которые были ими выполнены для завершения данного объекта. Мне и всем остальным было понятно, что к сроку сдачи, то есть 29 марта, подрядчик завершить работы не успеет. Прием и подписание акта сдачи осуществлялось только сотрудниками министерства архитектуры и строительства Ставропольского края, как государственным заказчиком, и Золотаревым. Золотарев дал поручение Когарлыцкому ввести объект в эксплуатацию, невзирая на незавершенные работы. Все понимали, что эти указания являются незаконными», — процитировал протокол допроса прокурор.

Однозначно «Гипроздрав»

Третьим интересным свидетелем стал бывший председатель комитета по госзакупкам Александр Абалешев. До марта этого года он занимался организацией закупок для заказчиков на сумму от 3 миллионов рублей.

«На начальном этапе работы комитета Золотарев пригласил меня и познакомил с сотрудником министерства строительства, сказал, что он будет представлять министерство по всем закупкам по всем вопросам. Чуть позже Золотарев меня познакомил с Когарлыцким, обозначил, что это первый его заместитель. Когда он занял пост министра, Золотарев сказал, что теперь все вопросы министерства по части закупок будут осуществляться Когарлыцким», — вспоминает Абалешев.

По его словам, когда начались закупочные процедуры, экс-министр приезжал к председателю комитета и интересовался, какая ситуация, спрашивал, кто предварительно побеждает.

«У нас почти везде побеждал АО „Гипроздрав“, и Когарлыцкого это устраивало. Единственный эксцесс у нас произошел по онкодиспансеру, когда какой-то институт без практики и опыта сильно упал в цене и должен был выиграть. Но Когарлыцкий сказал, что им нужен однозначно „Гипроздрав“. Мы воспользовались единственным вариантом и нашли в заявке этого института нарушения, чтобы отклонить его заявку», — пояснил свидетель.

Он пояснил, что в таком случае, когда остался один участник в конкурсе, заявку просто должен был одобрить Минфин, но что-то пошло не так, и ее не одобрили. Потребовалась повторная процедура. Из-за этого оставался совсем маленький срок для подготовки документов перед отправкой в федеральные ведомства.

«Но Когарлыцкий сказал, что с подрядчиком все уже оговорено и к работам над проектом уже приступили заранее. На конкурс во второй раз вышел только один участник „Гипроздрав“, и соответственно выиграл», — сообщил свидетель.

Он признался, что несмотря на такой контроль со стороны Когарлыцкого, все действия комитета и комиссии, которая выбирала победителей конкурсов, были законными. АО «Гипроздрав» всегда самостоятельно выигрывали контракты за исключением вышеописанного случая. Однако и тогда им удалось выкрутиться законно. Всего, по словам свидетеля, «любимый подрядчик Минстроя» выиграл около 10 контрактов.

Ничего не знаем

Также в зале суда оказался пенсионер Сергей Кузнецов. На протяжении полугода он работал сторожем на легкоатлетическом манеже, пока тот еще строился.

«При мне клали тротуарную плитку, копали экскаватором траншеи, трубы укладывали, варили, закладывали. Но в основном — тротуарная плитка. В самом зале пол заливали, монтаж делали», — рассказал пенсионер.

Больше ни на какие вопросы сторон он ответить не смог, добавил лишь, что получал зарплату в конверте в размере 10 тысяч рублей и официально трудоустроен не был.

Также приходили на заседание в качестве свидетелей сотрудники компаний субподрядчиков — ООО «Мистер-дом» и РМК «Деловые линии», руководитель которой давал показания в суде на прошлой неделе. Они признались, что почти ничего не знают о ситуации, лишь какие-то детали, которые касались конкретно их фирм.

"