Posted 19 октября 2021,, 10:10

Published 19 октября 2021,, 10:10

Modified 16 октября 2022,, 19:22

Updated 16 октября 2022,, 19:22

Русские или казаки: перепись на Ставрополье поставила ребром вопрос национальности

19 октября 2021, 10:10
В связи с началом переписи населения на Ставрополье у казаков вновь возник «вечный вопрос», как записываться в графе национальность: как казак или как русский. В ситуации разбирался NewsTracker.

Обозначить казаков как народ

Всероссийская перепись населения проходит один раз в 10 лет и является важным событием, рекомендованным Организацией Объединенных Наций. Очередная, 12-я перепись населения Российской Федерации, пройдет в период с 15 октября по 14 ноября. Изначально она должна была пройти в 2020 году, однако из-за пандемии новой коронавирусной инфекции ее было принято перенести. Эта перепись станет первой переписью, проведенной в цифровом формате. Площадкой для нее станет Единый портал государственных услуг.

Несмотря на то, что графа «национальность» в паспорте гражданина РФ упразднена, в переписи люди имеют возможность указать свою национальную принадлежность. Одной из тенденций, которая уже наблюдается в данный момент, является осознание казаками своей идентичности как отдельного народа.

«Казаки массово указывают, что считают себя казаками по национальности — все мои друзья и сослуживцы поступают именно так. Мы и до революции, и после революции считались отдельным народом, так и фигурировали в документах. У нас особый быт, обычаи, традиции и многое другое, что отличает нас от других. Я считаю, что казакам надо обязательно себя обозначить как казаков и указать в переписи, что мы именно казаки, народ, живущий в России», — рассказал председатель Совета атаманов Ставропольского края Виталий Меленяко.

«Крайне спорная и опасная» идеология

Президент Института Национальной стратегии Михаил Ремизов напомнил, что идея «казачьей народности» не нова.

«Идеология, в соответствии с которой казаки — это самостоятельная народность, возникла не сегодня, она даже имела политический проект во время Гражданской войны в виде самостоятельных движений на Юге России. С исторической точки зрения — это идеология крайне спорная, с политической — крайне опасная. Аналогичное движение было и в Сибири, когда людей призывали записываться сибиряками», — рассказал эксперт.

С его точки зрения, это происходит потому, что сам статус национального меньшинства в системе координат российской национальной политики выгоднее, чем статус национального большинства.

«Причем это выгодно не только для самих носителей той либо иной идентичности, но и некоторым общественным активистам, которых иногда называют „этнические предприниматели“, которые используют эту деятельность для личных карьер и преференций. Акцентировать свою этническую „инаковость“ выгодно и региональным властям, потому что это усиливает их переговорную позицию в отношениях с федеральным центром», — указал политолог.

В качестве примеров возможных последствий он указывает на Беларусь и Украину.

«Система координат российской национальной политики устроена так, что она поощряет акцентирование „инаковости“ и, наоборот, дестимулирует русскую самоидентификацию. В перспективе это может привести к тому же, что случилось с отделением украинцев и белорусов как самостоятельных национальностей, потому что еще в начале XX века русская идентичность на западнорусских территориях была преобладающей при всем понимании особости и специфики Малороссии и Белоруссии», — напомнил Ремизов.

И то, что начиналось как «культурный проект», в итоге вылилось в отделение от России значительных территорий, а от русского народа — внезапно «осознавших себя» украинцев и белорусов.

«Тогда самоидентичность была двухуровневая: русская и региональная. Но в итоге пошли активные инвестиции в национальное строительство: вначале при крахе Российской империи, а потом при большевиках. Есть этап, когда эти инвестиции носят характер культурных практик, но есть и такой, когда включаются административные механизмы. При определенных обстоятельствах это может привести к тому же самому. Точно так же, как во второй половине XIX века созревали общественно-культурные предпосылки для украинского проекта без административного этапа, так как не было условий, но когда они появились — началась политическая реализация», — рассказал собеседник.

Чтобы этого не произошло, но и была возможность дать людям возможность самоидентификации, властям необходимо нормализовывать двухуровневую идентичность.

«С одной стороны, очень важно дать возможность самоидентификации представителям этого исторического сословия — казакам, а с другой — сохранить историческое и этнополитическое единство русского народа. Для этого казаки могут позиционироваться как субэтнос в рамках русского народа, как, например, те же поморы. То есть указывать региональную специфику не как альтернативную русской, а как ее дополнение, например: „русский, казак“ или „русский, помор“. И в таком варианте не будет отторжения», — поделился мнением политолог.

«Защитники русского народа»

Государственный советник II класса, бывший председатель Комитета по делам национальностей и казачества Сергей Попов напомнил, что определять свою национальность — конституционное право любого человека.

«Если я захочу записаться корейцем — то меня обязаны записать корейцем, так что казаки могут и должны записываться как казаки. Казаки всегда отличались и отличаются от русских общин и историей, и бытом, и традициями, поэтому нелогично записывать их в русских. Казачье внутреннее самоуправление совершенно иное, чем у остальных. Дело в том, что они никогда не были крепостными, имели выборных атаманов и многое другое, поэтому менталитет там совершенно иной. Поэтому казаки имеют полное право заявлять о себе как о народе и должны это делать. Тем более закон о репрессированных народах никто не отменял: в 1992 году казачество практически признали народом», — отметил собеседник.

Он указал и на то, что казачеством занимается не Министерство обороны, так что это не просто «военная структура». В Федеральном агентстве по делам национальностей уже есть отдел, занимающийся казачеством, так что фактически казачество и так рассматривается как народ.

Есть и вопрос территорий.

«Глядя на нынешний Северный Кавказ, где уже существуют мононациональные анклавы, можно с уверенностью заявить о провале идеологии „россиянства“ и страны как „плавильного котла“. Записываться казаками важно и потому, что историческое право на земли (Терского, Кубанского, Донского войска, которые были административными подразделениями со своим самоуправлением) принадлежит казакам», — сообщил Попов.

Позиционирование себя как казаков, по его мнению, поможет в непростых текущих условиях.

«На сегодняшний день на Кавказе до сих пор немало территориальных претензий возрастом лет 400 и присутствие казаков, которые также могут выдвинуть территориальные претензии в случае обострения, является сдерживающим фактором. Когда Ставропольский край вошел в состав СКФО, я настаивал на переименовании его в Ставропольскую Русскую республику, чтобы по статусу мы были наравне с соседями, но этого не произошло. И сейчас именно казачество отстаивает интересы русских на Кавказе, поэтому ему необходимо себя обозначить — это будет выгодно всем», — считает эксперт.

При несоблюдении в данный момент пропорционального представительства во власти всех народов, населяющих Россию, выделение казаков как народа поможет отрегулировать ситуацию.

«Согласно всем базовым принципам конфликтологии, во власти должны быть представлены представители всех народов, населяющих Россию на пропорциональных основах. Русских в России — 80%, но в органах власти, в частности, в Госдуме, такого количества русских нет. Указание же казачества народом поможет казакам быть обязательно представленными во власти, что русским будет только на руку. Надо не забывать, что ключевая задача казаков, прописанная во многих документах — это защита русского народа, и они по мере сил стараются ее выполнять. Также очень важно не поддаваться на провокации тех, кто хочет „столкнуть лбами“ русских и казаков — это не пойдет на пользу ни тем, ни другим, а только общим врагам», — поделился мнением Попов.

"