Posted 19 июля 2020,, 15:22

Published 19 июля 2020,, 15:22

Modified 16 октября 2022,, 18:32

Updated 16 октября 2022,, 18:32

«Создали все возможные барьеры». Как в центре Ставрополья появился район запустения

«Создали все возможные барьеры». Как в центре Ставрополья появился район запустения

19 июля 2020, 15:22
Фото: Медиахолдинг1Mi
Шпаковский район находится в пригороде Ставрополя и долгие годы остается в тени информационной повестки. Но 2020 год кое-что изменил: новый административный статус, новый глава района. Такие перемены выглядят как формальность, но что на самом деле они значат для центрального района Ставрополья, разбирался NewsTracker.

Последние жертвы муниципальной реформы

Шпаковский район попал в последний эшелон муниципальной реформы в крае. Последние 16 районов Ставрополья вместе с ним в этом году сменили статус на муниципальные округа.

Реформа, начавшаяся в 2014 году, почти завершена. Все формальности соблюдены, но окончательно свой статус районы сменят в следующем году. Но чем обоснованы эти формальные, на первый взгляд, перемены? С новой схемой местного самоуправления живут уже 10 районов в крае. И до сих пор не уменьшаются претензии к эффективности такой схемы управления на местах.

В округах сельские территории всего района объединяются в один муниципалитет, которым руководит единая администрация. Повод для такого сокращения — экономия бюджета за счет сокращения чиновничьего аппарата. По официальным данным, после замены районов на округа край начал экономить порядка 300 миллионов рублей в год.

Но экономический эффект от такого сокращения расходов вызывает вопросы. Диалог между бизнесом, сельским населением и властью усложняется. В результате исчезает практика кооперации с местными спонсорами.

«До объединения раньше бюджеты были у муниципалитетов. Плюс, работали программы местных инициатив. Много делалось внебюджетного. Бывшие колхозы, сельхозпредприятия в основном оказывали спонсорскую помощь. За их счет, например, раньше десятки улиц грейдировали, отдельные поселения в районе умудрялись десятки улиц грейдировать, а сейчас в среднем 3-4», — рассказал источник NewsTracker во властных структурах Георгиевского городского округа.

Такой же отрыв чиновников от проблем местного населения прогнозируют и в Шпаковском округе.

«Экономически это выглядит так — если раньше Михайловск тратил и так всего два оставшихся в его доходной части налога (на землю и на имущество)... Если это тратилось на обустройство Михайловска, то теперь с объединением в округ Михайловск фактически присоединяют ко всем селам. И у них будет единый бюджет. Здесь было бы целесообразнее Михайловск присоединять уже к Ставрополю, поскольку это уже практически сложившаяся единая агломерация. Но присоединение ко всем селам… С возникновением округа у всех сел уходит полностью местное самоуправление, там будут просто территориальные управления. Ни в одном селе к своему главе со своими бедами сельчане больше не придут», — поделился мнением источник NewsTracker, в прошлом связанный с властными структурами района.

Очередь в детсады — навсегда

Очередь в детские сады Шпаковского района не заканчивается уже много лет. Новые здания строят, но их все равно недостаточно.

В крае всего порядка 840 детсадов (по самым свежим официальным данным на 2018 год) на 132 тысячи детей. Мест в детсадах не хватало на тот момент 40% дошкольников. Из новых объектов на весь край в 2019 году — 900 новых мест в яслях (для детей до 3 лет). В нынешнем году готовятся к открытию объекты еще на 1,3 тысячи новых мест.

На Шпаковский район пришлось всего 3 объекта на 848 мест, еще 160 мест планируется открыть в текущем году. Но реальная потребность раз в 10 больше, по оценкам источников NewsTracker. Одной из причин нехватки мест для дошкольников местные эксперты считают разрастание Михайловска за счет жилого комплекса «Гармония».

«В 2014 году очередь детей в детские сады составляла 3,5 тысячи человек. Это еще не была заселена «Гармония», она только строилась. Сейчас, по моим приблизительным подсчетам, очередь около 8 тысяч детей точно», — рассказал собеседник агентства, знакомый с проектами районной администрации.

По данным источников, район исчерпал свои бюджетные лимиты на строительство дошкольных учреждений. На строительство 8 детсадов планировали выделить около 1 миллиарда рублей. Однако из-за бюрократических проволочек эти планы так и не были реализованы. А на ближайшие годы, по данным источников NewsTracker, дополнительные средства не предусмотрены.

Дорогие дороги

Управление бюджетом — один из проблемных вопросов для района. В прошлогоднем рейтинге Минфина Ставрополья Шпаковский район оказался на 16-м месте в крае по качеству управления бюджетным процессом.

На явные проблемы с расходованием бюджетов указывают источники NewsTracker. По мнению собеседников агентства, местные власти часто неэффективно расходуют средства на дорожное строительство. Бюджеты, по их оценке, выросли за последние 6 лет многократно, но расходовать их рационально власти не научились.

«Шесть лет назад какие-либо субсидии на дорожные работы составляли 7 миллионов рублей. Сейчас 450-500 миллионов. Укладывается это все исключительно в центральные дороги и уплотняются сметы удорожающими коэффициентами. Если бы эти деньги рационально распределить на все дороги, а не только на центральные улицы да еще и по тройной смете, то можно было бы навсегда закрыть вопрос обновления дорожного полотна», — считает эксперт.

В пример приводит благоустройство Михайловска, где сметы на дорожное строительство в городе сравнимы с «укладкой асфальта в чистом поле».

«Особенно меня потряс ремонт улицы Ишкова в Михайловске 2 года назад, когда действующую дорогу выкопали на 1 метр в глубину. Это смета строительства дороги в глухом поле. Это удорожание сметы в 3-4 раза. Можно догадаться, для каких целей», — отметил собеседник агентства.

Тот проект 2018 года обошелся бюджету в 38 миллионов рублей. Отремонтировать планировалось участок протяженностью около 5 километров. Даже если представить, что подрядчик выполнил полную замену асфальта, средняя цена выходит около 7,5 миллиона рублей за каждый километр.

По словам специалиста, не выдерживает критики и еще один дорогостоящий проект. Благоустройство аллеи здоровья в Михайловске стоимостью 48 миллионов рублей, по его мнению, тоже выполнено неэффективно.

«Этих денег могло бы хватить на обустройство еще 15 площадок в микрорайонах, чтобы люди пользовались хоть каким-то рекреационными услугами, потому что в Михайловске прогуляться людям негде совершенно», — поделился мнением эксперт.

Созданы все возможные барьеры

По мнению источников, в районе сложились слишком сложные условия для инвесторов. Поэтому крупных проектов нет в последние годы.

«Последний инвестиционный проект, который появился, — автозавод в Михайловске. Его затащили неимоверными усилиями. Это был из последних самый большой инвестпроект. Но для его реализации нужно было полностью идти навстречу предпринимателю, который собирается что-либо сделать», — отметил собеседник.

Излишне бюрократический подход особенно остро проявляется в земельных вопросах.

«В судах сейчас куча судебных споров, в которых люди практически достроили до конца магазин или что-то еще на участках, выданных ранее. Теперь администрация не продлевает им договор для завершения строительства. Доходит до таких курьезов, что даже из-за большой буквы в адресе объекта отказывают — якобы в договоре аренды неправильно, что указана маленькая буква», - рассказал эксперт.

В результате условия для инвесторов становятся настолько экстремальными, что добровольное вложение средств практически исключено.

«На уровне края проводятся совещания по борьбе с противодействием бизнесу, но на самом деле внизу все происходит иначе. Все барьеры, которые только могут быть, они выстраивают сейчас в администрации. Какой ненормальный захочет вкладывать свои деньги, когда такое творится», — сетует собеседник агентства.

Третий пошел

Новый глава Игорь Серов уже третий за последние 2 года руководитель администрации Шпаковского района. Чиновник, строящий карьеру с 2004 года в органах муниципальной власти: сначала гордума Ставрополя, затем кресло главы Октябрьского района краевой столицы, должность мэра Михайловска.

Его предшественник Сергей Гультяев — выходец из системы судебной власти. Юрист по образованию, он с начала 2000-х годов работал на различных должностях в Управлении по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края. Состоит в партии «Единая Россия». Но даже такой функционер продержался на месте руководителя района не больше года. Свой пост он покинул на волне проблем с исполнением нацпроектов — по строительству детского сада в районном центре, в Михайловске, и школы на грунтовых водах в том же Михайловске. От руководства районом Гультяев перешел к руководству краевого Минюста.

До этого районом на протяжении 4 лет руководил Владимир Ростегаев, внезапно уволившийся по собственному желанию в 2018 году. Источники NewsTracker связывают его увольнение все с теми же проваленными нацпроектами, которые при Ростегаеве так и не удалось реализовать.

Многочисленные проблемы Шпаковского района источники NewsTracker связывают именно с персонами, которые оказываются на месте руководителя администрации.

«В последние 6 лет главы Михайловска — это люди, не проживающие в Михайловске и в районе. Люди, которые сюда приезжают из Ставрополя и вечером уезжают к себе в Ставрополь, где у них прекрасные парковые зоны, тротуарная плитка… По большому счету, им плевать на то, что происходит. Им не плевать только на то, чтобы не привлекли к уголовной ответственности. И второй момент — освоить деньги, которые бешеным потоком пошли на муниципальное образование», — рассказал источник NewsTracker.

Чтобы обезопасить себя от уголовных дел, муниципальные руководители окружают себя как можно большим числом заместителей.

«Панический страх отвечать в уголовном порядке превалирует над тем, что народу нужно решать вопросы. Главы не подписывают ни одного документа. Они имеют по шесть заместителей, хотя раньше их было всего два. Эти заместители по сути подписывают все контрактные и другие документы. То есть глава снял с себя полную ответственность», — отметил собеседник агентства.

По его мнению, недавняя смена руководства района не сможет переломить сложившиеся тенденции. И основная причина — процедура назначения по результатам конкурса, которая уже несколько лет заменяет прямые выборы народным голосованием.

«Когда человек назначен по итогам выборов, он несет ответственность перед всем населением. А когда человек назначен губернатором, он и несет ответственность лично перед губернатором. Поэтому, думаю, [Серов] будет просто ждать нового кресла», — считает собеседник агентства.

"