Posted 18 декабря 2018,, 09:33

Published 18 декабря 2018,, 09:33

Modified 16 октября 2022,, 18:01

Updated 16 октября 2022,, 18:01

Рынок детских товаров на Ставрополье сокращается вместе с рождаемостью

18 декабря 2018, 09:33
Рынок детских товаров полностью зависит от своего потребителя, поэтому производители в этой нише как никто чутко реагируют на демографическую ситуацию в России.

Рынок падает вслед за рождаемостью

Дети составляют чуть больше ⅕ всего населения России. С прошлого года, по данным Росстата, количество детей увеличилось с 32,4 миллиона человек до 32,6 миллиона.

Ежегодно на их нужды тратят около около 570 миллиардов рублей. Таковы обороты рынка детских товаров в России, по оценкам профильной ассоциации. Сюда включено большинство товаров, необходимых детям — от питания и игрушек до одежды и мебели.

Для государства это одно из стратегических направлений, которое влияет на развитие экономики всей страны. «Это самое главное для нас — чтобы у них было качественное, безопасное и не очень дорогое оборудование, одежда, питание — все, чем они пользуются», — отмечает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Однако рынок детских товаров в последние годы сокращается. Параллельно сокращается уровень рождаемости, и это не совпадение. Пик рождаемости в России пришелся на 2014 года, тогда на свет появились 1,9 миллиона новорожденных. С тех пор количество новорожденных из года в год только сокращалось, падение рождаемости за последние 4 года составило почти 13%, согласно данным Росстата.

Производители и продавцы детских товаров не могли не заметить этого падения. Только за прошлый год объемы производства игрушек сократились на 5%, цены на них снизились также на 5-6%, отмечает президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина. Заметно сократились продажи детской одежды (на 13%), по информации издания «Бизнес-вектор».

В плюсе остаются только производители товаров первой необходимости. Объемы продаж детского питания увеличились на 3%, продажи гигиенических средств выросли на 5%.

Ставрополье отстает

Ставропольским детям рассчитывать на местных производителей не приходится. В крае зарегистрировано всего 6 производителей игр и игрушек, по данным открытых источников. Все это малые предприятия с небольшими оборотами. Суммарная прибыль представителей ниши около 22 миллионов рублей.

Характерно, что самая прибыльная организация (заработала в прошлом году 20 миллионов рублей) занимается не только производством товаров для детей. Детские игрушки для предприятия — это всего лишь одно из не самых прибыльных направлений. Основной профиль компании — поставки электронных компонентов, технологий и оборудования для российских предприятий военно-промышленного комплекса, космической отрасли, авиации и машиностроения.

Торговля детскими игрушками приносит на Ставрополье еще меньше прибыли. Все 11 торговых организаций в это нише заработали за прошлый год порядка 17 миллионов рублей, по данным открытых источников. При этом доходы в этой сфере существенно сократились в последние годы. Еще в 2015 году общая прибыль рынка на Ставрополье превышала 40 миллионов рублей.

Отпугивать потенциальных инвесторов этой ниши может статистика рождаемости — цифры соответствуют отрицательной динамике прибыли на ставропольском рынке детских товаров. По данным Северокавказстат, сокращение рождаемости началось на Ставрополье как раз в 2015 году. В прошлом году сокращение рождаемости превысило 11%.

Прогноз для отрасли тоже неутешительный, даже по самым оптимистичным прогнозам Северокавказстата. Если до 2021 года население края еще будет кое-как увеличиваться — примерно на 0,2% в ближайшие 4 года, то в перспективе ближайших 18 лет все равно ожидается сокращение населения.

"