Posted 18 сентября 2020, 11:29
Published 18 сентября 2020, 11:29
Modified 16 октября 2022, 18:32
Updated 16 октября 2022, 18:32
Проблемы на дорогах из-за прогресса в науке
С каждым годом электросамокатов, сегвеев и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) становится все больше на улицах городов, а они сами – все доступнее, как из-за цены, которая составляет от 15 тысяч рублей, и экологичности, так и из-за возможности взять в прокат транспортные средства на специальных станциях. Такие пункты аренды уже есть в Ставрополе и других крупных городах региона.
Электросамокаты выпускаются самых различных видов, от более скоростных и молодежных, на которых пилот стоит, до широких, «сидячих». Интересно, что на улицах Ставрополья все чаще можно видеть даже пожилых людей, едущих на таком самокате с продуктовой корзиной спереди.
Естественно, что с увеличением количества СИМ увеличилось и количество ДТП с ними. Из самых громких можно вспомнить ситуацию в июле 2019 года в селе Грачевка, когда женщина выехала на встречную полосу и врезалась в «ВАЗ-21140». Стаж ее вождения составляет чуть более года, она 25 раз попадалась на нарушении правил дорожного движения. В итоге она получила переломы обеих рук и правой голени. А в августе 2019 года в Ставрополе водитель «Шкоды Рапид» сбил 9-летнего ребенка на электросамокате. Мальчик двигался на внутридворовой территории, и автомобилист не уступил ему дорогу. В итоге ребенок получил сотрясение головного мозга, ушибы и ссадины. Случаются и наезды водителей СИМ на пешеходов и передвижение их в нетрезвом состоянии, что, учитывая возможность развития скорости от 25 до 100 километров в час, становится опасным.
При этом что-либо поделать с СИМ-проблемой на данный момент пока невозможно, не говоря уже об отсутствии полноценной статистики.
«На данный момент СИМ вообще не считается транспортным средством. Их пользователи относятся к пешеходам, а не к водителям. Отдельно выделять их в какую-то подгруппу мы законодательно пока не можем. Поэтому такой статистики нигде в России нет: ни по ДТП с ними, ни по вождению в нетрезвом виде, ни по превышению ими скорости», – пояснили NewsTracker в УГИБДД по Ставропольскому краю.
Что хотят изменить в ПДД
Недавно стало известно, что федеральный Минтранс совместно с ГИБДД подготовили проект изменений в Правила дорожного движения, значительная часть которого уделена именно СИМ.
Прежде всего планируется ввести термин «СИМ» официально. Причем помимо электрических приборов, например, сегвеев или тех же электросамокатов, туда планируется включить и просто колесные, например, роликовые коньки или скейтборды. До 7 лет дети смогут кататься по пешеходным зонам, но только в присутствии родителей, с 7 до 14 – сами.
Лицам старше 14 лет планируется разрешить выезжать на правую сторону проезжей части (если на ней есть ограничение скорости в 60 километров в час) в отсутствие возможности проехать через пешеходные зоны. На их СИМ должны быть установлены электродвигатель, тормоза, фара и светоотражатели спереди и сзади. Также это правило не будет касаться моноколес и гироскутеров, которым вообще будет запрещено ездить по проезжей части. С наступлением темноты все СИМ хотят обязать ездить со светом, это должно касаться даже роликов.
На пешеходной части ездить свыше 20 километров в час будет нельзя. Никакой транспорт нельзя будет обгонять слева. Планируется запретить и поездки в нетрезвом состоянии на скейтборде, электросамокате и сегвее. Вопрос травмирования пользователей СИМ во дворах планируется решить требованием для них уступать дорогу другим участникам дорожного движения. А на пешеходном переходе необходимо будет снижать скорость до скорости людей.
Владельцам СИМ необходимо будет ориентироваться на знаки для велосипедистов, например, под знак «Дорога с полосой для велосипедистов» проезжать будет можно, а в зону действия знака «Кроме лиц, использующих СИМ» или знака «Движение на велосипедах запрещено» – нельзя.
Какими будут санкции за нарушение этих правил – пока неизвестно.
Старший инспектор по особым поручениям отдела пропаганды ГИБДД Ставропольского края Сергей Сердюков считает подготовленные поправки давно назревшей необходимостью.
«Появляются все новые и новые виды средств для передвижения, и все это должно быть зафиксировано в законодательстве. Многие владельцы СИМ выезжают на проезжую часть, кто-то даже катается пьяным, поэтому без регулирующих правил не обойтись. На данный момент нарушители привлекаются к ответственности как иные участники дорожного движения, например, как пешеход, идущий на красный свет. По совершенству подготовленных изменений делать выводы пока рано, но проблема реально существует и хорошо, что ее начали решать», – подчеркнул эксперт.
Электросамокаты как замена авто
Ставропольский путешественник, городской активист, программист, много лет изучающий СИМ, Дмитрий Шевелев отмечает, что новых устройств появилось настолько много, что реальному учету они вряд ли поддаются.
«Посчитать скорее всего СИМ в Ставрополе невозможно, как и, например велосипеды. Особого смысла в их учете я и вовсе не вижу, это ведь в прямом смысле самокат с батарейкой. Ну до тех пор, пока он не начинает ездить в потоке машин», – рассказал эксперт.
Он отмечает, что нарекания пользователям СИМ имеют место и иногда вполне закономерны.
«Иногда действительно можно ездить осторожнее и медленнее, особенно это касается мощных моделей. С другой стороны, все эти нарекания возникают у пешеходов вместе с которыми передвигаются СИМ, потому что потоки пешеходов и любых транспортных средств надо разделять, пешеходы живут своей очень медленной жизнью и пугаются, даже если ты очень осторожен. Думаю, тут еще проблема в том, что наши города упорно не хотят строить велодорожки, которые как раз очень нужны в этом случае. Разделение гуляющих и едущих было бы очень разумно и снизило бы накал страстей в этой бесконечной войне пешеходов со всеми, кто быстрее их!», – поделился мнением Шевелев.
Предлагаемые поправки он оценивает позитивно.
«Они отличные, даже не слишком суровые, я думаю это закономерно и соответствует тому, что давно сделано в Европе и давно необходимо у нас. Я разве что сделал бы лимит в 25 километров в час, как в Европе, потому что во многих самокатах именно это ограничение «вшито» с завода. Мне лично кажется этого более чем достаточно», – сообщил собеседник.
Отдельно он прокомментировал приравнивание же роликовых коньков и скейтов к мощным электросамокатам, которое многим кажется не вполне логичным.
«Может, это не очень справедливо, но хотя бы обозначены какие-то общие правила. В целом, мне кажется, что мощные электроагрегаты согласно их мощности должны быть вынесены в какой-то аналог скутеров до 50 кубов, с требованием носить шлем, иметь права категории М и соблюдать правила на дороге. А если не хочешь – то пожалуйста вот дорога, на ней можно только 20 или 25 километров в час», – считает эксперт.
При этом у Ставрополья есть региональная специфика, которая способствует развитию СИМ на улицах.
«Новый тренд «микромобильности» является общемировым, и многие города всерьез на него рассчитывают. Массовое использование СИМ в сочетании с хорошей сетью велодорожек (самокатодорожек?) могло бы сильно упростить жизнь горожанам, ведь на них ездить на работу не только удобно, но и приятно и почти бесплатно. Представьте, что Перспективный едет на работу на СИМ! Понадобится просто широкая велодорожка, а не пятиполосное шоссе за миллиард. Региональная специфика Ставрополя – это наш отличный климат: я предполагаю, что даже зимой частично можно будет ездить на электросамокате. Однозначно городу надо задуматься над новым трендом и использовать его себе на благо, а не отмахиваться от него», – рассказал Шевелев.