Posted 18 июля 2019,, 18:23

Published 18 июля 2019,, 18:23

Modified 16 октября 2022,, 18:17

Updated 16 октября 2022,, 18:17

Дотянули до развалин: в Год театра на Ставрополье занялись ремонтом

18 июля 2019, 18:23
Как живут театры на Ставрополье? Здания, требующие ремонта и даже развалины можно увидеть на месте бывших известных театров. Сколько денег тратят на ремонты, с какими проблемами сталкиваются актеры и есть ли нехватка зрителей в частных и государственных театрах, выяснял NewsTracker.

Как рассказали в Министерстве культуры Ставропольского края, в регионе работают всего три профессиональных театра: Ставропольский академический театр драмы имени М. Ю. Лермонтова — первый русский театр на Северном Кавказе, который в 2020 году отметит свое 175-летие, Ставропольский государственный театр оперетты, отметивший в этом году 80-летний юбилей, и Ставропольский краевой театр кукол, созданный в 1936 году.

Свою зрительскую аудиторию и поклонников в Ставрополе имеют также театр-студия «Слово» имени В.Гурьева в Ставропольском Дворце детского творчества, муниципальный литературно-музыкальный театр «Гармония», семейный театр «Добрый жук», частный «Театр на Гагарина».

Театральная сфера края — это еще более 600 самодеятельных театральных коллективов, студий, народных театров, 44-м из них присвоено звание «Народный (образцовый) коллектив самодеятельного народного творчества». В этих творческих объединениях участвует более 8000 человек, их число с каждым годом увеличивается.

Ремонт только в «год театра»

Здание Ставропольского краевого театра кукол было построено в 1903 году. Сам театр существует там с 1936 года. Несмотря на то, что здание является объектом культурного наследия, последние годы оно находилось в ужасном состоянии, а спектакли проходили во Дворце культуры и спорта.

Так как 2019 год был объявлен Президентом РФ Годом театра, это сыграло немаловажную роль в том, чтобы власти, наконец, обратили внимание на плачевное состояние ставропольских театров. Этим летом началась тотальная реставрация театра кукол. Как уже сообщал NewsTracker, в здании заменят кровлю, полы, окна, двери, усилят фундамент, отремонтируют фасад, поставят новые водостоки. Кроме того, в краевом Минстрое планируют пристроить к театру два новых помещения: теплогенераторную и склад реквизита и декораций.

На реставрацию театра кукол выделили 248 миллионов рублей. Это произошло благодаря тому, что реконструкцию здания удалось включить в федеральную программу «Культура». Ремонт обещают завершить к сентябрю 2020 года.

Здание Ставропольского театра драмы им. М. Ю. Лермонтова еще не дошло до такого упадка, как театр кукол, несмотря на отсутствие капремонта в течение полувека. Актерам не пришлось перебираться в другое место, чтобы продолжать свою деятельность. Театр стабильно каждый год открывал новый сезон, но это вовсе не означало, что он не нуждается в ремонте. Год театра заставил обратить внимание властей и на Драмтеатр.

Изначально ремонт первого русского театра на Северном Кавказе планировалось завершить к началу Студенческой весны стран ШОС и БРИКС, но что-то пошло не так, и контракт подписали только 8 июня, когда Студвесна была в самом разгаре. Самый дорогостоящим для краевого бюджета пунктом стал собственно сам «капитальный ремонт», а именно двери и стены. Облик здания, который так же, как и театр кукол, является объектом культурного наследия, пообещали оставить нетронутым.

На электронный аукцион по капремонту была подана всего одна заявка от реставрационного центра «Ремесленник», который в итоге и забрал себе контракт более чем на 12 миллионов рублей. При этом по договору все работы должны были быть завершены до 1 июля, то есть на «капитальный ремонт» заказчик выделил исполнителю всего несколько недель.

Вторым по стоимости оказалась покупка и установка сидений, как говорится в контракте, преимущественно с металлическим каркасом. Победителем этого аукциона стало общество с ограниченной ответственностью «Сценасвета». Кресла, их доставка и установка, расходные материалы обошлись бюджету еще в 10 миллионов. И почти 9 миллионов понадобится на ремонт полов, балконов и перил. Эти работы продлятся в театре до 1 сентября.

Кроме того, Драмтеатр решили оснастить наконец изобретениями 21 века, а именно заменить громоздкие баннеры с рекламой на входе, закрывающие красивый фасад, на индикаторные панели с жидкокристаллическими устройствами или светодиодами, да такие, чтоб имели пыле- и влагозащиту и были пригодны для установки на улице. На эти радости прогресса ушло более 7 миллионов рублей, эта сумма включает в себя 4 экрана и некую «вычислительную машину с запоминающими устройствами, устройствами ввода, устройствами вывода» за 198 тысяч рублей.

Остальные покупки для ремонта театра скорее мелочь. Например, занавес обойдется театру более чем в 3 миллиона рублей, а драпировка окон в фойе — почти в 2 миллиона. Как нетрудно посчитать, всего на ремонт выделили более 43 миллионов, что примерно в 5 раз меньше, чем у театра кукол.

Также в Министерстве культуры обратили внимание, что в «Год театра» за счет средств краевого бюджета театром оперетты приобретен автобус, что существенно расширило гастрольные возможности коллектива.

Чрезмерная академичность

Однако ремонт и расширение гастрольных возможностей еще не говорит о развитии репертуара. Государственные театры Ставрополя грешат чрезмерной академичностью.

По подсчетам Минкульта, на сегодняшний день театры востребованы у ставропольской публики. Это наглядно иллюстрирует стабильный интерес зрителей к предлагаемым спектаклям — загруженность залов составляет более 80%. Если в 2016 году спектакли государственных театров посетили 254,2 тыс. человек, то по итогам прошлого года этот показатель — 272,2 тыс. человек.

Закономерно, что при росте интереса растет и избирательность публики, ее желание увидеть на сцене что-то такое, чего еще не было. Могут ли это дать государственные театры — большой вопрос.

«Академичность — это статус и звание. Но это не значит, что все постановки должны быть сильно правильными. За 10 лет моей работы здесь были какие-то неординарные решения режиссеров — абсолютно экспериментальные для нашего зрителя постановки, например, „Гамлет“, другие взрывные спектакли, опережающие время, с яркими костюмами и невероятной сценографией», — вспомнил актер Ставропольского академического театра драмы имени М. Ю. Лермонтова Евгений Задорожный.

Но при этом самое громкое событие в Драмтеатре за последние годы — это премьера спектакля «Маскарад» по произведению Михаила Лермонтова. Когда режиссер в попытках придать правдоподобности, оставил героя в «постельной сцене» без белья.

Была, конечно, еще смелая постановка Ставропольским краевым театром кукол Набоковского «Приглашения на казнь», где театр механических кукол переплетался с игрой актеров, создавая невероятную и при этом жуткую атмосферу, но о нем сейчас уже и мало кто вспомнит. В Ставрополе его показали максимум дважды.

По мнению художественного руководителя семейного театра кукол «Добрый жук» Натальи Ледовских, на эксперименты решаются, играют с формами и находят новые интерпретации даже «заезженных» произведений и тем. Для этого в Ставрополе хватает современных, пусть и не государственных театров.

«В нашем театре есть спектакли и для детей, и для взрослой аудитории, но все-таки мы позиционируем себя как семейный театр. Поэтому и подход к материалу особый. Нужно создать на сцене мир таким образом, чтобы дети понимали один уровень, а взрослые другой, более глубокий, но все поколения получали удовольствие от просмотра. А это требует особого подхода к материалу и нестандартных решений. При этом мы видим, что интерес к нашим постановкам с каждым годом растет, а значит идем правильным путем», — пояснила Наталья.

По ее мнению, современные дети гораздо умнее и восприимчивее, чем многие предыдущие поколения, и детский театр должен уходить от разжевывания подаваемой информации. И режиссеры детских театров должны это понимать.

Оба собеседника твердо сошлись во мнении, что зритель готов ко всему, но для того, чтобы удовлетворить его интересы и вкусы, должно быть больше разнообразных театров. Чтобы не показывали на ставропольских сценах, зритель будет в зале всегда.

«Публике надо давать выбор, если они хотят экспериментов, они должны это получать. А в идеале мы должны предвосхищать, предугадывать желания публики. А человек сам решит, куда ему идти», — сообщил Задорожный.

Театрам не хватает профессиональных кадров

Для этого просто необходимы подготовленные кадры. Не зная законов и тенденций жанра, невозможно предугадать желания и реакцию публики. А где у нас готовят актеров?

«В крае есть две образовательные организации среднего профессионального образования, где учат быть актерами „Ставропольский краевой колледж искусств“ в краевой столице и „Ставропольский краевой музыкальный колледж имени В. И. Сафонова“ в Минеральных Водах», — рассказали в Министерстве культуры региона.

По их словам, в колледжах на факультетах «Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений» и «Актерское искусство» (соответственно) выпускников готовят к работе в профессиональных театрах (драматическом, музыкальном, театре кукол), а также для работы в детских школах искусств, детских театральных студиях, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях.

Однако по мнению Натальи Ледовских, в Ставрополе на постоянной основе не обучают театральному мастерству — такого направления в образовании просто нет. Да, колледжи работают, но, по ее мнению, учат немного другому. При этом дефицита работников театра не ощущается.

«Учат в СККИ хорошо, многие из ребят прекрасно чувствуют сцену, выбирают профессии ведущих, работников культуры и продолжают развиваться в этом направлении, но это не совсем актеры», — пояснила собеседница агентства.

При этом Наталья призналась, что иметь актерское образование, чтобы стать актером, совсем не обязательно. В «Добром жуке» примерно половина актеров не имеет профильного образования. Были желание, сценический опыт и неплохие задатки. А режиссер занималась с ними, обучала и теперь они стали частью команды семейного театра.

В Краевом театре драмы дела обстоят иначе, и без высшего образования туда не возьмут.

«Конечно, театру нужно обновление, но и соискателю нужна и „корочка“. Бывают спектакли, такие как „Леонардо“, где играют приглашенные люди без образования. Они сцену любят и знают. Поэтому захотели и смогли остаться, но даже им пришлось доучиваться», — отметил собеседник.

По его словам, это связано с тем, что многие небольшие театры играют спектакль 1-2 раза. Актеры еще переживают вместе со своими персонажами, но на 5-7 раз у них уже не получается вызвать те же эмоции.

«А мы можем играть одни и те же спектакли целый год. Этому в том числе учат на актерской „вышке“. Но примерно раз в 5 лет театру нужно легкое обновление, молодые актеры, новые лица. Поэтому создается целевой набор, и после дипломного спектакля, когда они выпустятся — придут к нам работать. Я сам проходил по этому пути 10 лет назад», — вспомнил актер.

Он добавил, что были случаи, когда омоложение труппы пытались проводить через обмен с другими городами. В Ставрополь приезжали выпускники театральных вузов, но мало кто прижился.

"