Posted 18 мая 2019,, 15:18

Published 18 мая 2019,, 15:18

Modified 16 октября 2022,, 18:09

Updated 16 октября 2022,, 18:09

Архитекторы VS художники. Как уличное граффити разделило Ставрополь на два лагеря

18 мая 2019, 15:18
Накануне проведения студвесны стран ШОС и БРИКС художники приступили к росписи стены стадиона «Динамо». Но не всем по душе такое искусство в городе. Архитекторы выступают против стрит-арта. Какие аргументы выдвигают обе стороны и как быть художникам, чтобы не нарушить исторический облик города, разбирался NewsTracker.

Кто раньше: графика или архитектура?

Само понятие граффити в современном мире толкуют по разному.

Согласно, к примеру, википедии граффити — это изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. Автор статьи относит к граффити любые виды уличного раскрашивания стен от просто написанных слов до изысканных рисунков.

Однако в исторической науке термин используется в более узком значении — в описании древних эпиграфических памятниках «граффити» называют — процарапанные надписи. Собственно само слово, происходит от итальянского «царапать».

Получается, что само понятие росписи стен появилось задолго до архитектуры. Но как и любое искусство оно должно подстраиваться под современный мир. Вторую жизнь граффити получило в прошлом веке, когда в Нью-Йорке появились люди, оставляющие на улицах свои теги, некую надпись с информацией о себе, своеобразная реклама самого себя.

С тех пор стрит-арт изменился, расширил свои границы и распространился по всему миру. В некоторых городах «наскальную живопись» не закрашивают, ее считают неотъемлемой частью городской среды.

Конечно, и в Ставрополе «рисовальщики на стенах» появились задолго до сегодняшнего дня, но в последние годы это уже не просто теги и надписи, предупреждающие, что Вася — дурак. Сегодня стрит-арт достиг таких высот, что частные собственники и администрация дают художникам стены, на него едут посмотреть с другого края города, фотографируются на фоне, а новые рисунки неделями могут «гулять» на просторах социальных сетей.

Архитекторы против самовыражения

Но не все так безоблачно. К примеру, президент Альянса свободных ставропольских архитекторов, почетный архитектор России Виктор Маркелов категорически против самовыражения посредством граффити.

«Все эти рисунки на асфальте — это зараза, это болезнь. Представьте, если раскрасят Кисловодск, исторический город, город-курорт. Зато на халяву: позвал молодежь, купил краски и будь что будет», — сообщил архитектор.

По его мнению, стрит-арт действительно зарождался как протестное движение. Но без контроля такое искусство легко изуродует художественный облик города, нарушит его стиль.

«А когда власти берут на вооружение это протестное движение — извращаются смыслы. Но даже если говорить о, казалось бы, хороших рисунках (прим. в последнее время стало модно рисовать панорамы к праздникам, таким как 9 мая, в которых художники изображают подвиги воинов), то все равно это работает неправильно. Я был главным художником города, я знаю, о чем говорю. В советское время была монументальная агитация и пропаганда. Для героизации необходимы монументальные средства, памятники надо ставить, а не рисовать на стенах», — рассказал Маркелов.

По признанию Маркелова, самое ужасное — когда уличные художники покушаются на памятники архитектуры, как они разрисовали кинотеатр «Пионер» несколько лет назад. Когда речь идет о центральных улицах и красных линиях нельзя не согласиться с архитектором. Однако, по его мнению, разрисовывать заброшенные заводы тоже не выход.

«Все они кому-то принадлежат, завтра их или снесут или новое производство запустят, и что мы будем иметь?», — подытожил собеседник.

Графитисты за развитие

При этом сейчас в самом центре Ставрополя заканчивают свою работу по росписи стены стадиона Челябинские художники из ассоциации Graffiti Russia к предстоящей студенческой весне стран ШОС и БРИКС. Основатель организации Дмитрий Кольцо рассказал о своём отношении к настенной росписи.

«Я согласен с архитектором, что облик города должен быть единым и интересным. Старую архитектуру вообще не стоит трогать, кроме как восстанавливать прежний вид. Например, советский ампир должен остаться советским ампиром, он же историческая ценность. Мы говорим о стрит-арте, как об искусстве, которое должно нести какую-то информацию, а старые здания уже переполнены собственной информацией и так уже превосходны», — рассказал Дмитрий.

Собеседник отметил, что суть росписи на фасаде сосредоточена в двух основных задачах: выделить здание из общего серого массива многоэтажек, сделать их яркими, и дать городу и горожанам возможность для роста и развития.

«Когда ты идешь по улице, вокруг серость бетона, грязь, дождь, но вдруг ты видишь яркую картинку, тебя это подстегивает и улучшает эмоциональное состояние. Давно доказано, что яркие цвета благоприятно влияют на организм и даже продолжительность жизни, косвенно конечно. Это одна из ступеней развития города, благополучия и удовлетворенности городских жителей. Мы несем яркость, цвета и творчество в города по всей стране», — пояснил художник.

По его мнению, большинство граффитистов имеют диплом, образование в этой сфере, они разбираются в архитектуре, в живописи, видят цвета. И правильно расставляют приоритеты. Любую городскую среду можно интересно обыграть на современный лад, чтобы это не сильно било в глаза, но при этом несло какую-то информацию.

«Конечно, я сейчас не говорю о тех, кто просто оставляет теги, это, кстати, незаконно и нелегально. Такие стенки всегда будут закрашиваться, но этого не избежать. Но большинство все-таки перешли на муралы», — рассказал Дмитрий.

Он пояснил, что муралы — это согласованная с каким-то административным органом роспись на фасаде или стене. Мурал — это именно авторская работа. Есть еще коммерческое направление, то чем занимаются ребята из Graffiti Russia. Как любой художник хочет рисовать свои картины, так и стрит-артеры хотят есть.

«Я не архитектор и не урбанист. Но мое мнение, что целостность города гораздо больше нарушает реклама. Все логотипы и вывески должны быть в едином стиле — как сделали в Москве, Санкт-Петербурге в других крупных городах, где все красиво и не рябит в глазах, не перегружает информацией прохожих. Реклама она везде, в отличии от граффити, которым обычно выделено всего несколько стен в городе и зачастую они расположены не на центральных улицах», — добавил собеседник.

"