Архитекторы VS художники. Как уличное граффити разделило Ставрополь на два лагеря

Аналитика
Архитекторы VS художники. Как уличное граффити разделило Ставрополь на два лагеря
Архитекторы VS художники. Как уличное граффити разделило Ставрополь на два лагеря
18 мая 2019, 18:18Фото: NewsTracker
Накануне проведения студвесны стран ШОС и БРИКС художники приступили к росписи стены стадиона «Динамо». Но не всем по душе такое искусство в городе. Архитекторы выступают против стрит-арта. Какие аргументы выдвигают обе стороны и как быть художникам, чтобы не нарушить исторический облик города, разбирался NewsTracker.

Кто раньше: графика или архитектура?

Само понятие граффити в современном мире толкуют по разному.

Согласно, к примеру, википедии граффити — это изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. Автор статьи относит к граффити любые виды уличного раскрашивания стен от просто написанных слов до изысканных рисунков.

Однако в исторической науке термин используется в более узком значении — в описании древних эпиграфических памятниках «граффити» называют — процарапанные надписи. Собственно само слово, происходит от итальянского «царапать».

Получается, что само понятие росписи стен появилось задолго до архитектуры. Но как и любое искусство оно должно подстраиваться под современный мир. Вторую жизнь граффити получило в прошлом веке, когда в Нью-Йорке появились люди, оставляющие на улицах свои теги, некую надпись с информацией о себе, своеобразная реклама самого себя.

С тех пор стрит-арт изменился, расширил свои границы и распространился по всему миру. В некоторых городах «наскальную живопись» не закрашивают, ее считают неотъемлемой частью городской среды.

Конечно, и в Ставрополе «рисовальщики на стенах» появились задолго до сегодняшнего дня, но в последние годы это уже не просто теги и надписи, предупреждающие, что Вася — дурак. Сегодня стрит-арт достиг таких высот, что частные собственники и администрация дают художникам стены, на него едут посмотреть с другого края города, фотографируются на фоне, а новые рисунки неделями могут «гулять» на просторах социальных сетей.

Роспись стены стадиона от Graffiti Russia
Фото:NewsTracker

Архитекторы против самовыражения

Но не все так безоблачно. К примеру, президент Альянса свободных ставропольских архитекторов, почетный архитектор России Виктор Маркелов категорически против самовыражения посредством граффити.

«Все эти рисунки на асфальте — это зараза, это болезнь. Представьте, если раскрасят Кисловодск, исторический город, город-курорт. Зато на халяву: позвал молодежь, купил краски и будь что будет», — сообщил архитектор.

По его мнению, стрит-арт действительно зарождался как протестное движение. Но без контроля такое искусство легко изуродует художественный облик города, нарушит его стиль.

«А когда власти берут на вооружение это протестное движение — извращаются смыслы. Но даже если говорить о, казалось бы, хороших рисунках (прим. в последнее время стало модно рисовать панорамы к праздникам, таким как 9 мая, в которых художники изображают подвиги воинов), то все равно это работает неправильно. Я был главным художником города, я знаю, о чем говорю. В советское время была монументальная агитация и пропаганда. Для героизации необходимы монументальные средства, памятники надо ставить, а не рисовать на стенах», — рассказал Маркелов.

Роспись стены стадиона от Graffiti Russia
Фото:NewsTracker

По признанию Маркелова, самое ужасное — когда уличные художники покушаются на памятники архитектуры, как они разрисовали кинотеатр «Пионер» несколько лет назад. Когда речь идет о центральных улицах и красных линиях нельзя не согласиться с архитектором. Однако, по его мнению, разрисовывать заброшенные заводы тоже не выход.

«Все они кому-то принадлежат, завтра их или снесут или новое производство запустят, и что мы будем иметь?», — подытожил собеседник.

Графитисты за развитие

При этом сейчас в самом центре Ставрополя заканчивают свою работу по росписи стены стадиона Челябинские художники из ассоциации Graffiti Russia к предстоящей студенческой весне стран ШОС и БРИКС. Основатель организации Дмитрий Кольцо рассказал о своём отношении к настенной росписи.

«Я согласен с архитектором, что облик города должен быть единым и интересным. Старую архитектуру вообще не стоит трогать, кроме как восстанавливать прежний вид. Например, советский ампир должен остаться советским ампиром, он же историческая ценность. Мы говорим о стрит-арте, как об искусстве, которое должно нести какую-то информацию, а старые здания уже переполнены собственной информацией и так уже превосходны», — рассказал Дмитрий.

Собеседник отметил, что суть росписи на фасаде сосредоточена в двух основных задачах: выделить здание из общего серого массива многоэтажек, сделать их яркими, и дать городу и горожанам возможность для роста и развития.

«Когда ты идешь по улице, вокруг серость бетона, грязь, дождь, но вдруг ты видишь яркую картинку, тебя это подстегивает и улучшает эмоциональное состояние. Давно доказано, что яркие цвета благоприятно влияют на организм и даже продолжительность жизни, косвенно конечно. Это одна из ступеней развития города, благополучия и удовлетворенности городских жителей. Мы несем яркость, цвета и творчество в города по всей стране», — пояснил художник.

По его мнению, большинство граффитистов имеют диплом, образование в этой сфере, они разбираются в архитектуре, в живописи, видят цвета. И правильно расставляют приоритеты. Любую городскую среду можно интересно обыграть на современный лад, чтобы это не сильно било в глаза, но при этом несло какую-то информацию.

«Конечно, я сейчас не говорю о тех, кто просто оставляет теги, это, кстати, незаконно и нелегально. Такие стенки всегда будут закрашиваться, но этого не избежать. Но большинство все-таки перешли на муралы», — рассказал Дмитрий.

Он пояснил, что муралы — это согласованная с каким-то административным органом роспись на фасаде или стене. Мурал — это именно авторская работа. Есть еще коммерческое направление, то чем занимаются ребята из Graffiti Russia. Как любой художник хочет рисовать свои картины, так и стрит-артеры хотят есть.

«Я не архитектор и не урбанист. Но мое мнение, что целостность города гораздо больше нарушает реклама. Все логотипы и вывески должны быть в едином стиле — как сделали в Москве, Санкт-Петербурге в других крупных городах, где все красиво и не рябит в глазах, не перегружает информацией прохожих. Реклама она везде, в отличии от граффити, которым обычно выделено всего несколько стен в городе и зачастую они расположены не на центральных улицах», — добавил собеседник.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter