Posted 18 апреля 2018,, 14:10

Published 18 апреля 2018,, 14:10

Modified 16 октября 2022,, 17:38

Updated 16 октября 2022,, 17:38

Нехватка физиков и химиков в школах Ставрополья – миф или реальность?

18 апреля 2018, 14:10
В то время, когда сами учителя жалуются на дефицит специалистов на Ставрополье, связанный с уходом учителей в бизнес, а также переработки и низкие зарплаты, ведомства говорят об обратном. Корреспондент NewsTracker разбирался в причинах нехватки педагогов.

Дефицит “физиков” в школе

Учитель физики одной из Ставропольских школ обратилась в NewsTracker в надежде привлечь внимание к дефициту учителей по некоторым предметам, особенно это касается педагогов по естественным наукам. Она рассказала, что в последние годы очень многие учителя покинули стены школ по разным причинам. И сейчас этот дефицит стал заметен, и, по мнению собеседницы, он будет только увеличиваться.

«Ситуация в школе такова, что они не могут найти учителя физики. Никто не хочет идти работать в школы сейчас, потому что зарплата очень маленькая. Школа за 2 месяца не смогла никого найти. Меня пригласили на время, я согласилась выйти на 2 месяца, чтобы ребята не остались без учителя», - рассказала собеседница агентства.

По ее словам, предыдущий учитель уволился неожиданно, в других школах одновременно ушли учителя физики, что и вызвало дефицит.

«Какие-то школы смогли кого-то найти, даже студентов брали пятикурсников. С чем связан дефицит – не понятно. Сказали, что в прошлом году многие учителя ушли из школ после заявления Медведева, что зарабатывать надо по-другому. И продолжают уходить», - добавила учительница.

Однако в министерстве образования и молодежной политики опровергли эту информацию, отметив, что ежегодный анализ потребности отрасли «Образование» » в педагогических кадрах показывает, что потребность ежегодно остается примерно на одном и том же уровне.

«Например, на 01 сентября 2017/18 учебного года в муниципальных образовательных организациях имелась потребность около 400 педагогических работников. Если учесть, что в отрасли работает около 20 тысяч педагогических работников, то потребность в педагогических кадрах составляет около 2%», - прокомментировала ситуацию помощник министра образования и молодежной политики Ставропольского края Елена Дечева.

Но и Дечева подтвердила, что на начало текущего учебного самыми востребованными являлись учителя начальных классов, русского языка и литературы, математики, иностранных языков и физики.

Смешная зарплата

По словам учителя, именно зарплата является главной причиной ухода учителей из школ.

«Я закончила топовый в России вуз, но у меня нет большого стажа работы, поэтому моя зарплата – это 9500 – это вместе с проверкой домашних работ. На самом деле те, кто работает по 30 часов в неделю, зарабатывают больше. Но нормой работы учителя является 18 часов, при большей нагрузке наступает профессиональное выгорание», - рассказала собеседница агентства.

По ее словам, только при 18-ти часовой рабочей неделе учитель может качественно подготовиться к уроку, качественно проверить контрольные и домашние работы.

«Сейчас большинство учителей работает по 30 часов, чтобы нормально более ли менее получать, и то – 14 тысяч, допустим, они получают. Это очень тяжело, поэтому большинство предпочитают уйти в репетиторство, и очень многие, видимо, так делают. Я с удовольствием бы работала в школе, но такая зарплата, мне не подходит», - добавила учительница.

Однако, по представленным Министерством образования и молодежной политике официальным данным управления Федеральной службы государственной статистики ситуация в школах совсем другая.

«Средняя заработная плата педагогических работников школ Ставропольского края за январь-сентябрь 2017 года составила 24397 рублей», - сообщила помощник министра образования и молодежной политики Ставропольского края Елена Дечева.

ЕГЭ не сдать

Дечева сообщила, что Физика и Химия – это предметы обязательной части учебного плана. Минимальная нагрузка для школьников составляет по физике – 2 час в неделю, по химии – 1 час в неделю.

«Для обучающихся, планирующих связать свою жизнь с глубоким изучением химических и физических процессов и явлений, базисный учебный план предусматривает изучение предмета на углубленном или профильном уровне. Например, физико–математический профиль обучения предусматривает 5 ч физики в неделю, увеличение возможно за счет вариативной части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений», - сообщила собеседница.

Однако в ответе на официальный запрос проректор по научной работе и стратегическому развитию Северокавказского федерального университета Андрей Лиховид сообщил, что школьных знаний для сдачи ЕГЭ не достаточно.

«По отзывам абитуриентов и их родителей, знаний школьной программы для успешного написания ЕГЭ по физике и химии недостаточно, необходимы дополнительные занятия», - сообщил Лиховид.

Такой же точки зрения придерживается и учитель физики. Однако по ее мнению, и организаций дополнительного образования высокого уровня в Ставрополе нехватка.

«Дети нормально могут учиться физике только в «Поиске», и то там уровень по сравнению со страной слабый. Но даже туда не берут детей, которые способные, но не имели никакой подготовки, то есть ходили в обычную школу, а дети соображают», - рассказала учитель физики.

По ее словам, дети, которые нигде не занимались, не могут пройти отборочные испытания в «Поиске», и получается, что способные школьники, которые не успели ни с кем позаниматься, не попадают, потому что в школе их не учат снимать такие задачи.

По словам помощника министра образования и молодежной политики, несмотря на то, что физика и химия являются сложными для понимания предметами и не у всех детей есть к ним предрасположенность, интерес к этим предметам растет, а потом увеличивается число участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.

По ее словам, число участников олимпиад с 2015 по 17 год выросло по физике с 10 688 до 11 166 человек, а по химии - с 7766 до 8425 человек.

«Изменения критериев отбора участников Всероссийской олимпиады школьников в следующий этап с 2016 года не позволяет провести сравнительный анализ количественных характеристик результатов олимпиады, вместе с тем, отмечается рост числа участников регионального этапа ВОШ по физике с 77 до 104 человек», - сообщила Дечева.

Собеседница отметила, что за последние два года представители Ставропольского края становились призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике.

Однако учитель физики считает, что выигранные олимпиады - заслуга репетиторов, а не школьных уроков.

«Это единичные случаи, когда дети хорошо пишут олимпиаду на городском этапе. Если взять олимпиаду городскую по химии – большинство работ нули. В 8х классах 2 или 3 работы не нулевые, хотя они как-то прошли в городской этап, из школьного этапа вышли к городу», - рассказала учительница.

По ее мнению, это показатель слабого уровня подготовки. И большинство детей, которые показали хорошие результаты на олимпиадах, занимаются дополнительно, значит, это не заслуга учителей.

"