Posted 18 апреля 2018,, 13:47

Published 18 апреля 2018,, 13:47

Modified 16 октября 2022,, 17:38

Updated 16 октября 2022,, 17:38

Блокировку Telegram эксперты из Ставрополья назвали хитрым ходом силовиков

18 апреля 2018, 13:47
Роскомназдор выиграл суд по блокировке мессенджера Telegram из-за отказа Павла Дурова предоставить открытый доступ к перепискам. Как отразится блокировка мессенджера на информполитике Ставрополья, разбирался NewsTracker.

Цензура не за горами

Ставропольский адвокат и писатель, лауреат премии губернатора Ставропольского края в области литературы имени Андрея Губина Иван Любенко считает блокировку Telegram опасной тенденцией.

«То, что происходит с Telegram и другими мессенджерами, средствами общения – это прямое введение цензуры. Государство считает, что все, что оно не может контролировать и подчинить, под теми, либо иными предлогами необходимо ликвидировать. Судебная система в России менее совершенная, чем в Европе и США и в реальности не является независимой, она подконтрольна исполнительной власти. Это – звенья одной цепи: следующим шагом будет распространение цензуры не только на Интернет, но и, например, на художественную литературу и многое другое», – отметил писатель.

По мнению адвоката, важным является и вопрос личного общения людей.

«Павел Дуров был совершенно прав: общение – это частная жизнь каждого человека, в которую нельзя вторгаться. Это последовательное удушение свободы в нашей стране, в дальнейшие годы мы придем к ситуации, которая, к сожалению, уже известна на примере Северной Кореи. Мы уже наступали на эти грабли и теперь наступаем опять», – поделился мнением собеседник.

Любенко соглашается с тем, что мессенджеры часто используют для противоправных действий, но уверен, что дело не в технических средствах, а в самих правонарушителях.

«Согласен, что тот же Telegram используется для торговли наркотиками, например, для сообщения о закладках. Однако блокировка не решит ничего, они найдут способ общаться по-другому. Любое изобретение можно использовать как для благих, так и для дурных целей, например, топором можно нарубить дрова, а можно зарубить человека», – сообщил писатель.

С его точки зрения, роль Telegram-каналов в формировании информационного пространства в регионе не исключительна.

«Я считаю, что влияние Telegram-каналов не больше электронных СМИ», – рассказал собеседник.

По мнению юриста, получение государством ключей для шифрования Telegram может использоваться и для чтения переписки адвокатов с подзащитными.

«Из-за абсолютной конфиденциальности в Telegram предпочитает общаться судейское сообщество, сотрудники правоохранительных органов, адвокаты. Для адвокатов, например, не секрет, что силовики часто прослушивают разговоры и читают переписку, касающуюся серьезных дел, причем делается это без судебного решения. Хотя полученную таким способом информацию нельзя использовать в суде как доказательство, но как оперативная информация она используется и может навредить клиентам», – поделился мнением Любенко.

Государство не выиграет войну с Telegram

Эксперт в области информационной безопасности Валерий Ледовской уверен, что власть попросту не сможет ничего сделать с популярным мессенджером из-за отсутствия технических возможностей.

«Теми средствами блокировки, которыми на сегодняшний момент располагает Россия, заблокировать Telegram достаточно тяжело хотя бы из-за того, что в мессенджере уже встроены средства против блокировок, прежде всего по IP-адресам. В текущей версии, которая сейчас доступна, этот функционал еще не включен, хотя и разработан, но в случае начала блокировки он будет доступен через обновления», – рассказал специалист.

С его точки зрения государству будет сложно это сделать, даже если люди не будут использовать VPN-сервисы.

«Клиентам будут высылаться новые IP-адреса, которых у Telegram заготовлено достаточное количество. Таким образом, если начнется «война» в технологическом плане, то на данном этапе те методы, которые используются в России, окажутся проигрышными. Существуют, конечно, более технологичные способы, например, определение трафика, но у наших провайдеров попросту нет таких вычислительных ресурсов, чтобы в реальном времени проанализировать такой объем трафика», – сообщил Ледовской. Также он отметил, что усложнит блокировку и то, что Telegram использует для обхода блокировки такие алгоритмы, которые ранее для этого не использовались нигде.

«Тут не поможет ни американский, ни китайский опыт», – уверен эксперт. Собеседник считает бессмысленным основной аргумент для блокировки мессенджера – невозможность для правоохранителей получить доступ к переписке потенциальных преступников.

«Однако даже если они не смогут пользоваться Telegram, то существует огромное количество других способов общения, вплоть до генераторов мессенджеров на один сеанс общения. То есть не решается задача, которая ставится как причина блокировки. Если бы Telegram пошел бы навстречу властям и дал возможность читать закрытые чаты, то те, кто в них находится и действительно ведет противозаконную деятельность, попросту бы начали пользоваться другими средствами связи, как только узнали бы об этом» – подчеркнул Ледовской.

С его точки зрения, попытка блокировки Telegram приведет к неблагоприятным для государства последствиям.

«Из Telegram уйдут официальные СМИ, юридические лица, государственные органы. Но частным лицам закон не запрещает обходить блокировку. Таким образом, Telegram станет платформой для неподконтрольных государству источников информации без варианта конкуренции. То есть государство действует себе же во вред», – рассказал специалист.

Ледовской отметил, что в Ставропольском крае новостные Telegram-каналы именно провластные.

«Большинство местных новостных Телеграм-каналов имеют отношение к власти. Либо к краевой, либо к федеральной. Их повестка явно необъективна, что видно невооруженным взглядом. Полезными являются лишь фактура по происшествиям: аварии, пожары, пробки и так далее. Заходить на сайт для получения такой информации вряд ли кто-то будет, а вот получить по телефону очень удобно. Альтернативных же Telegram-каналов на Ставрополье нет» – сообщил Ледовской.

Пиар-акция владельцев Telegram и спецоперация ФСБ

Депутат Думы Ставропольского края Николай Новопашин уверен, что причин для резонансного решения Таганского суда может быть две. Одна из них – пиар-акция, организованная руководством мессенджера.

«Видимо, Дуров дал кому-то денег для вот такого пиара на всю страну якобы нечитаемого спецслужбами мессенджера. Это чистая реклама Telegram, как он работал, так и будет работать. Я абсолютно верю в навыки спецслужб, ФСБ, знаю их материально-техническую базу. Мы можем посмотреть в федеральный бюджет и увидеть, какие суммы на них заложены, как увеличены расходы на материально-техническое оснащение. При таких вложениях не иметь возможностей читать Telegram сродни предательству Родины», – поделился мнением парламентарий.

С его точки зрения разговоры о якобы неуязвимости мессенджера – блеф. «Павел Дуров - уроженец Санкт-Петербурга, долгое время жил, учился и разбогател в России. Но если все его навыки были получены у нас, то и справиться с ним нашим специалистам будет легко» – рассказал Новопашин.

Он считает, что к блокировке мессенджера могут быть причастны и спецслужбы, но не потому, что не могут его расшифровывать.

«После этого решения суда все, включая террористов и остальных правонарушителей, побегут в якобы неуязвимый Telegram. Я не исключаю и другой версии, что это спецоперация наших силовиков, чтобы загнать всех потенциальных преступников в Telegram, где спокойно держать их под контролем», – рассказал депутат. Он допускает и обе эти версии одновременно.

Политик уверен, что в Ставропольском крае мессенджер малоизвестен и практически никак не влияет на общественное мнение.

«Влияние Telegram на формирование общественного мнения на Ставрополье ничтожно. Кто будет читать его? Пожилые люди или работяги в селах? Они по сей день читают районные газеты. Из 77 000 моих избирателей о Telegram от силы знает 500 человек», – сообщил Новопашин.

"