Posted 18 января 2022, 06:00
Published 18 января 2022, 06:00
Modified 16 октября 2022, 19:36
Updated 16 октября 2022, 19:36
Громкое дело
В середине декабря минувшего года стало известно, что Ессентукский суд рассматривает уголовное дело в отношении детского тренера по баскетболу. Мужчину обвиняют в насильственных действиях сексуального характера в отношении своих подопечных.
По данным следствия, он приставал к маленьким спортсменам, сажал их на колени и прикасался к интимным местам. Кроме того, тренер во время сборов и соревнований заманивал детей в свой номер в отеле, где совершал с ними развратные действия, указано в обвинительном заключении. Дети не могли оказать сопротивление, так как «находились в беспомощном состоянии в силу своего малолетнего возраста».
Уголовное дело в отношении педагога завели после того, как о происходящем рассказал матери один из воспитанников.
«Сын ей рассказал о том, что тренер, начиная с осени 2017 года и вплоть до апреля 2019 года (до его отъезда в Санкт-Петербург), трогал детей. Она начала спрашивать у него более подробно. С его слов, тренер это делал одновременно с несколькими детьми, в том числе и на выездных соревнованиях и сборах. После этого она стала пытаться найти номера телефонов родителей детей, которые также занимались баскетболом, после чего звонила родителям и сообщала об этом всем и просила их поговорить со своими детьми, чтобы выяснить у них, было ли это на самом деле. И трое родителей, которые поговорили со своими детьми, сказали ей, что их дети также об этом говорят. После чего они обратились в полицию», – приводятся показания одной из матерей.
Потерпевшими в результате признали 6 мальчиков.
В рамках расследования проводилась психиатрическая экспертиза, которая пришла к выводу, что мужчина вменяем, но у него наблюдаются «расстройства сексуального характера».
«Совокупный анализ специфических сексолого-психологических методик позволяет сделать вывод, что у подэкспертного имеются признаки искаженной полоролевой идентичности. У него не выявлено таких индивидуально-психологических особенностей, которые бы оказали существенное влияние на его сознание и поведение в исследуемой ситуации. Выявленный вариант расстройства сексуального предпочтения, в структуре течения которого имеется педофилия, не лишал его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий во время инкриминируемых деяний», – указано в экспертизе.
Экспертиза за три минуты
В обвинительном заключении содержится и позиция самого тренера. Он сообщает, что всего деятельностью тренера он занимался с 1996 года по 2018 год.
«За это время воспитал несколько поколений спортсменов. Команды неоднократно занимали призовые места и становились чемпионами на соревнованиях краевого и регионального уровней. За весь период деятельности он не совершал тех действий, в которых его обвиняют и никакого насилия к своим воспитанниками он не применял, ни физического, ни сексуального», – рассказал мужчина правоохранителям.
Занятия с командой проводились на территории ФОК Медуниверситета и Лицея № 14 Ставрополя. Кроме того, с командами он неоднократно выезжал на соревнования и учебные сборы, в частности, в Ессентуки, Кропоткин, Краснодар. Все выезды за пределы Ставрополя осуществлялись с согласия родителей и администрации школы. Как правило, на соревнования выезжали команды юношей и девушек, в связи с чем с воспитанниками находились два тренера. Часто к месту дислокации команд приезжали и родители по своей инициативе.
«Да, в период выездов на соревнования он находился со своими воспитанниками, нес за них ответственность и фактически исполнял обязанности родителей. Да он и относился к ним как к своим собственным. Причин, по которым его оговаривают, он не знает. У него не было конфликтных ситуаций с воспитанниками и их родителями, хотя у него есть определенная версия о том, почему вся история с его обвинением «родилась» от матери конкретного воспитанника, но пока ее не проверит его защитник, он о ней рассказывать не будет, потому, что все происходящее считает результатом какой-то слишком жестокой шутки, а не последствием заведомо ложного доноса. Более ему пояснить нечего, поэтому на вопросы следователя он отвечать не будет, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 47 УПК РФ», – отмечена позиция обвиняемого в обвинительном заключении.
Ознакомившись с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого, тренер нашел его надуманным, а само уголовное дело посчитал носящим заказной характер. Результаты экспертизы он категорически отвергает, так как эксперты с ним работали не более трех минут, за которые, как он уверен, невозможно провести объективное исследование.
Петиция родителей
Также в редакции NewsTracker оказалась петиция двадцати четырех родителей воспитанников и выпускников детско-юношеской спортивной школы №1 Ставрополя по секции баскетбола, которые возмущены происходящим.
«Наши дети пришли в секцию баскетбола в первом-втором классе, много лет занимались, по несколько раз в год ездили с ним на сборы, в спортивные лагеря и на соревнования. Мы не один год тесно общались с тренером и можем засвидетельствовать, что никогда он не совершал никаких развратных действий с воспитанниками! Мы со всей уверенностью можем сказать, что все опубликованные обвинения в адрес нашего тренера являются грязными домыслами», – сообщили родители.
Они также поддерживают версию тренера о начале истории из-за мамы конкретного ребенка.
«Мы считаем, что ситуацию выдумал «маменькин сынок», который не хотел трудиться и искал причину не ехать на сборы, а раздула мамочка этого «сынка». Она звонила и нам, уговаривала и нас присоединиться к травле тренера, научить наших детей «врать во благо». Видимо с кем-то, кто не знает его близко, ей это удалось. Тренер учил детей самостоятельно обслуживать себя в быту, запрещал врать и «крысятничать», разбирался с подростковыми «вывертами». Те дети, кто привык, что мамочки с них пылинки сдувают, не любили сборы и были там не на лучшем счету. Мы считаем, что они решили таким образом выместить свои детские обиды. Сейчас, когда наш тренер задержан, у этой компании нет иного выхода, кроме как продолжать врать и доводить ситуацию до абсурда. Ведь в противном случае придется отвечать за ложный донос и оговор», – указано в петиции.
Авторы считают, что тренер физически не мог незаметно делать что-то противозаконное с детьми на сборах.
«В поездках и на сборах команду всегда сопровождали тренеры из других команд, он всегда жил в номере с кем-то еще из тренеров. Каким образом он мог «заманивать» в общий номер мальчиков? На сборы и на соревнования всегда без предупреждения приезжали родители членов команды, тренировки и игры всегда проходили в открытом формате. О каких развратных действиях можно говорить, если команда и тренер всегда находились в публичном пространстве?», – задаются вопросом родители.
Они призывают к тщательному расследованию.
«Мы просим следствие и суд опросить не только завравшихся детей, которые не понимают, что их вранье может сломать жизнь человеку, посвятившему жизнь детскому спорту, но и нас, родителей, которые долгие годы сопровождали команду на сборах и на соревнованиях, наших детей, а также взрослых ребят - воспитанников ДЮСШ №1 Ставрополя, тренировавшихся у него. Все мы готовы подтвердить, что никогда и ни при каких обстоятельствах тренер не допускал никаких действий развратного характера в отношении детей», – написали авторы петиции.
В разговоре с корреспондентом NewsTracker родители отметили еще странности.
«Вместо того, чтобы опросить всех детей, занимающихся у этого тренера, были опрошены только те, которые выступают против. Получается, «страшный тренер-педофил» за все годы работы приставал только к конкретным шести детям, не проявляя никакого интереса к десяткам других. Суд, учитывая характер инкриминируемых действий, полностью закрытый, и нас на него не пускают. Могли бы выделить заседание и, без оглашений личностей потерпевших и того, что якобы делал с ними тренер, опросить десятки наших детей – но нет. И, опять же, экспертиза: как можно выносить страшные диагнозы про «извращенца» на основании трех минут разговора? Что это за «супер-эксперт» такой? И почему не проводилась экспертиза правдивости показаний детей? Совпадения, расхождения и, в конце-концов, тот же полиграф», – возмущается мама одного из воспитанников.
Есть и еще нюансы.
«По «удивительному» совпадению родители «пострадавших» детей общаются не только в рамках детской спортивной секции, но и в обычной жизни, координируют свои показания и показания детей. Мамочка, которая заварила кашу, неоднократно звонила другим родителям и уговаривала присоединиться к этой кампании, а следствие не выявило и не взяло во внимание этот факт, – поясняет одна из родительниц.
Судебные заседания проходят в Ессентукском суде, следующее назначено на 20 января.
Хорошие ли актеры наши дети?
Председатель Совета отцов Ставропольского края, директор Спортивной школы единоборств Ставрополя мастер спорта Александр Резюк уверен, что преступления против детей должны караться максимально сурово.
«Дети – это самое ценное, что у нас есть, и мы должны особо тщательно оберегать их физическое и психическое здоровье. Если взрослый это себе позволяет – то он должен быть максимально сурово наказан: и как гражданин, уголовным преследованием, и как тренер и спортсмен – невозможностью в дальнейшем работать в данной сфере. Такие люди не должны работать с детьми. Сейчас, знаю, готовятся проверки в сторону ужесточения ответственности за такие преступления, вплоть до пожизненного заключения, и я полностью их поддерживаю, так как это фактически моральное убийство ребенка», – отметил собеседник.
Сам он ни разу не сталкивался с подобными ситуациями ни как тренер, ни как отец.
«Я работаю в единоборствах 25 лет и ни разу не слышал про подобные случаи: ни со мной, ни со знакомыми, ни даже с дальними знакомыми в нашем спорте подобного не было, даже на уровне слухов. Подробностей данного дела я не знаю и комментировать сложно, однако считаю, что каждая ситуация индивидуальна и говорить о том, что всегда обвинение право или всегда имеет место быть оговор, неправильно», – подчеркнул Резюк.
С его точки зрения, могут быть случаи, когда возможна клевета – тогда правоохранители обязаны провести максимально тщательную и глубокую проверку. И если преступление совершено, то должно быть наказание.
«Если же ребенок обманывает и наговаривает на взрослого человека – то тоже явно не просто так. Это могут быть конфликты в процессе тренировок и последующие обиды. Например, тренер мог публично сделать что-то, что заставило ребенка почувствовать себя униженным, в итоге родилась идея вот такой «мести». Но тут и тренерам нужно уметь не позволять себе лишнего: на то они и педагоги, чтобы держать себя в руках и понимать, с кем и на каком языке говорить. К сожалению, ребенок не понимает всю тяжесть последствий, которые могут наступить в итоге для взрослого после такого оговора. Есть и другой вариант: подобное поведение, возможно, может свидетельствовать и о другом: что у ребенка есть некие проблемы и он хочет привлечь к себе внимание», – поделился мнением Резюк.
В целом же спортсмен считает, что в России подобные случаи необходимо расследовать при тщательном подходе, вплоть до экспертиз всех сторон.
«Если подобный факт оговора действительно был, то он обязательно вскроется: обмануть, солгать или подать неправильно нашим детям сложно: не настолько они хорошие актеры, чтобы коллективно дать совпадающие подтверждающиеся показания и ввести в заблуждение суд. Мне кажется, виновность или невиновность человека при надлежащей проверке доказать будет несложно», – подчеркнул председатель Совета отцов Ставропольского края.