Posted 17 октября 2020, 12:20

Published 17 октября 2020, 12:20

Modified 16 октября 2022, 18:41

Updated 16 октября 2022, 18:41

Жителей Ставрополья до конца года накажут на 800 миллионов рублей

17 октября 2020, 12:20
Более 800 миллионов рублей штрафов планируют собрать власти Ставропольского края до конца текущего года. Эксперты уверены, что эта цифра сбалансирована, основана на опыте предыдущих лет. Но что эти планы по наказаниям несут для реальных людей и реального бизнеса, разбирался корреспондент NewsTracker.

План по штрафам

На текущий год в краевой бюджет заложен план по штрафам более 801 миллиона рублей. В прошлом году планы по штрафам едва превышали 600 миллионов рублей.

Планы по штрафам в крае не снизятся до прошлогодней отметки еще как минимум в ближайшие два года. В 2021 году власти региона планируют собрать 799 миллионов рублей в виде штрафов, санкций и возмещения ущерба. В 2022 году план не многим меньше — 798 миллионов рублей.

В городах и районах края свои собственные планы по штрафам. И в разных территориях суммы отличаются существенно.

Особо крупные города зарабатывают на штрафах существенно меньше. В Невинномысске прошлогодний план — 6,8 миллиона рублей. В Пятигорске планы немногим скромнее и при этом цифры стабильные на ближайшую трехлетку — 5,5 миллиона рублей.

За стабильностью этих показателей кроется основная проблема — планка по сборам штрафов очень условна. Ведомства часто жалуются на низкую собираемость.

«В основном все ложится на добросовестных налогоплательщиков и на тех людей, которые и так вовремя платят штрафы. Мы не раз заслушивали руководителей этих ведомств в субъекте (таких как налоговая служба, ГИБДД или судебные приставы) — у них есть большие недоборы. Недоумение вызывает их реакция — службы недобирают и поэтому рекомендуют федеральному законодателю увеличивать штрафы», — с удивлением отмечает депутаты думы Ставропольского края, член комитета по бюджету Николай Новопашин.

«Планы провоцируют развитие палочной системы»

С точки зрения ученых экономистов планирование штрафов неправомерно, и весь институт административных наказаний в России требует полного переформатирования.

«Планирование дохода от уплаты штрафов нельзя назвать правомерным, поэтому необходимо либо привнести изменения в данную тенденцию, либо вовсе от нее избавиться», — считают авторы доклада Российского экономического института имени Григория Плеханова на 13-й международная научно-практической конференции «Российская наука в современном мире».

Планы, по мнению авторов доклада, вынуждают правоохранительную систему работать не на упреждение нарушений, а на накопление штрафов.

«Планирование дохода от уплаты штрафов нельзя назвать правомерным»

«При расчете размера бюджета на грядущий финансовый год заведомо предполагается поддержание “необходимого” уровня правонарушений на дорогах, что, как следствие, не останавливает, а провоцирует рост преступности. Об этом свидетельствуют факты. Не единичны случаи, когда ГИБДД приходится работать не на формирование и поддержание порядка, а на получение достаточной суммы от уплаты штрафов», — сказано в докладе РЭУ.

Штрафы начали вносить в бюджет в качестве запланированного дохода с 2011 года. Однако полиция, по сведениям экспертов, изначально была против этой идеи.

«Планирование таких доходов налагает на ГИБДД [необходимость] активно привлекать водителей к ответственности… Безусловно, оштрафовать можно только в случае наличия вины, однако, когда необходима определенная сумма штрафов, вину приходится “надумывать”. Например, ставят ловушки для водителей. Согласно приказу МВД №185.., там, где скорость на участке дороги ограничена временными знаками, повсеместно делается то, чего делать нельзя, а именно: ставятся фото- и видеофиксаторы. Использование этих средств при наличии временных знаков запрещено», — отмечают эксперты в своем исследовании.

Авторы доклада приводят реальные примеры из служебной практики Госавтоинспекции, когда сотрудники намеренно стимулируют нарушения на дорогах. Основным примером для обсуждения стала система фото- и видеофиксации нарушений.

«Когда необходима определенная сумма штрафов, вину приходится надумывать»

«Случай из Подмосковья. Для того, чтобы на определенном участке дороги водители не превышали скорость, установили камеру и “лежачий полицейский”. Водители перестали превышать скорость. Казалось бы, цель достигнута: правонарушений на этом участке больше нет. Однако цель «навести порядок» отошла в тень по сравнению с целью выписать штрафы, поэтому преграду убрали, чтобы водители и дальше “лихачили”», — отмечено в информации.

Практикующие юристы тоже негативно оценивают сложившуюся практику.

«Безусловно, пока есть такой вид пополнения бюджета, как штрафы, конечно, будут незаконные привлечения», — считает юрист Руслан Мазурин.

В его практике бывали случаи, когда штрафы отменялись решением суда.

«Исключительно из моей практики. Мы не одно постановление о взыскании денежных штрафов отменяли в судебном порядке. Что говорит об их незаконности. А если есть факты незаконного привлечения к ответственности, ради чего это могло быть выполнено? Первое, это может быть в погоне за выполнением плана. Либо это называют ошибкой подчиненного — в этом руководству легче признаться, чем признать, что подчиненный сознательно пошел на нарушение закона, чтобы увеличить показатели пополнения казны», — поделился мнением юрист.

Какие могут быть альтернативы?

Планирование даже такой непредсказуемой строки доходов как штрафы все равно неизбежно, считают эксперты.

«Любой план основан на предыдущих событиях. Они смотрят на собираемость штрафов и, исходя из этой цифры, могут что-то на будущее запланировать», — рассказал Сергей Несмелов.

Поэтому ученые предлагают реформировать всю систему расчета размера штрафов. В пример приводят европейские страны, где суммы штрафов могут достигать $1 миллиона. Количество нарушений в таком случае должно сильно сократиться, а доходы бюджета могут даже увеличиться.

«В Финляндии размер штрафа высчитывается в зависимости от годового дохода субъекта. Размеры штрафов иногда достигают отметки в двести тысяч долларов. В Швейцарии действует тот же принцип. Самый большой штраф был выписан в этой стране и составил один миллион долларов. Подобная система в России сразу наладила бы несколько проблем: дорожных правонарушений стало бы в сотни раз меньше, при этом не только не уменьшив, а возможно и увеличив доходную часть бюджета», — отмечено в докладе института.

Ставропольские власти, однако, не замечают фундаментальных ошибок в существующем подходе. Поэтому считают, что достаточно просто упростить систему оплаты штрафов.

Ученые предлагают реформировать всю систему расчета размера штрафов

«Мне кажется, службы должны создать некий комфортный механизм, чтобы люди могли оплачивать эти штрафы… Сайт госуслуг — это целый квест. Я знаю большое количество людей, уверенных пользователей компьютера, но для них зарегистрироваться там очень сложно. Я считаю, что для людей и так складывается ощутимая сумма из штрафов и налогов. Чтобы не было негатива, надо создать комфортную систему, чтобы люди не стояли в очереди на почту. Это вызывает нервозность. Если изымать штрафы и налоги, то делать систему оплаты комфортнее», — поделился мнением депутат Новопашин.

Отмена сложившейся практики планирования штрафов, по его мнению, уже невозможна, поскольку власти планируют не только сумму дохода от административных наказаний, но и заранее рассчитывают, как их потратить.

«Под ожидаемую сумму сборов уже запланирован расход бюджета. А если идет недобор, задача стоит активизировать службы, чтобы они добирали или находили способы стимулировать людей заплатить налоги или штрафы», — рассказал Николай Новопашин.

Подпишитесь