Posted 17 августа 2022, 10:40

Published 17 августа 2022, 10:40

Modified 16 октября 2022, 19:35

Updated 16 октября 2022, 19:35

При прокладке трассы под Кисловодском строители нанесли урон природе на 540 млн

17 августа 2022, 10:40
По факту загрязнения почвы при строительстве трассы возле горы Малое Седло возбуждено уголовное дело, сообщил источник NewsTracker.

При реконструкции автомобильной дороги в Кисловодске в районе горы Малое Седло от Олимпийской базы до поселка Белореченский подрядчик причинил крупный ущерб окружающей среде. Прокуратура Кисловодска подала иск против компании «ДорМост» и местного фермера Уммахана Чопанова с требованием взыскать с них солидарно 539,7 млн рублей компенсации. Копия искового заявления есть в распоряжении NewsTracker.

Небезотходное производство

По данным прокуратуры, в ноябре 2021 года участковый из Кисловодска обнаружил, что субподрядная организация ООО «ДорМост», которая проводит реконструкцию автодороги от Олимпийской базы до Белореченского, складировала строительный мусор на землях сельхозназначения, предназначенных для ведения крестьянско-фермерского хозяйства. Земля принадлежит фермеру Уммахану Чопанову. Он предоставил компании участок в аренду для «временного складирования плодородно-растительного грунта».

В ходе проверки прокуратура установила, что строительная компания успела свалить на участке фермера 46,5 тысячи кубометров отходов. Захламленной оказалась земля на площади 11,6 тысячи квадратных метров. На участке складировались в том числе металлический лом и старый асфальт, снятый с дороги. Лабораторные исследования показали превышение содержания алюминия в почве в 2,2 раза, нитрита азота — в 2,6 раза.

По подсчетам экспертов, ущерб почвам составил 539,7 млн рублей.

Прокуратура требует признать договор аренды участка между компанией «ДорМост» и предпринимателем Чопановым ничтожным, расторгнуть его и обязать ответчиков выплатить всю сумму ущерба.

Ремонт обернулся уголовным делом

Прокуратура подала этот иск в Кисловодский городской суд в конце июня 2022 года. В начале июня ОМВД России по Кисловодску возбудило уголовное дело по статье 254 УК РФ — «Порча земли». Наказание по этой статье — крупные штрафы, запрет занимать определенные должности, обязательные работы до 480 часов или исправительные работы сроком до двух лет.

Правонарушение усугубляется тем, что несанкционированная свалка мусора появилась на участке особо ценной земли — сельскохозяйственной. Она хоть и не находится под такой же строгой охраной, как, например, земли заповедников и других ООПТ, но режим использования сельхозземель тоже строго ограничен.

Подозреваемых в деле пока нет, оно возбуждено «по факту». Если следствие докажет причастность к преступлению конкретных лиц из числа сотрудников фирмы-подрядчика, то это может повлечь их дисквалификацию, а весь проект реконструкции трассы окажется под угрозой срыва.

Скандальные миллионы

Реконструкция трассы от Олимпийской базы до поселка Белореченского началась в 2021 году. Она проводится в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». В апреле прошлого года ГБУ «Стававтодор» отобрало подрядчика. Им стала компания «СтройЮгРегион» из Новороссийска. Стоимость контракта составила 820 млн рублей при начальной цене 862,3 млн рублей. Это один из крупнейших дорожно-строительных проектов на Ставрополье за последние два года.

«СтройЮгРегион» не стал проводить работы сам, а тут же передал их краснодарской компании «ДорМост». Договор субподряда стороны заключили в мае 2021 года.

В мае 2022 года стало понятно, что подрядчики не укладываются в изначальную смету. Заказчик и исполнитель подписали дополнительное соглашение на увеличение суммы контракта до 898,2 млн рублей. То есть объект уже обходится бюджету больше начальной максимальной цены контракта.

Работы по реконструкции трассы должны быть завершены до декабря 2022 года. По состоянию на середину июня подрядчик выполнил работы на 435,8 млн рублей и получил часть оплаты в размере 399,9 млн рублей.

Примечательно, что еще в госконтракте между ГБУ «Стававтодор» и «СтройЮгРегион» было подробно прописано, как и где нужно утилизировать отходы, образующиеся при проведении работ. Так, непригодный к повторному использованию мусор и строительный лом нужно было возить на полигон «Арго» в Ессентуках. Опоры ЛЭП нужно было сдавать местной электросетевой компании, а прочий металлолом — в пункт приема металла в Кисловодске. На деле же субподрядчик решил просто свалить все ненужные отходы рядом с местом проведения работ.

NewsTracker обратился за комментариями в Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья.

Трасса возле горы Малое Седло уже не в первый раз подвергается критике из-за идущей реконструкции. В декабре 2021 года председатель Общественного экологического совета города Павел Мартиросов заявил, что подрядчик при проведении работ вырубил защитные лесные насаждения на оползневом склоне возле трассы. В результате участок дороги остался практически беззащитным перед оползнями.

Подпишитесь