Posted 17 июня 2019,, 10:26

Published 17 июня 2019,, 10:26

Modified 27 января 2023,, 08:28

Updated 27 января 2023,, 08:28

«Мы знаем ноты». В Ставрополе разбирались, зачем нужны старые медиа

17 июня 2019, 10:26
Союз журналистов России впервые приехал в Ставрополь с проектом «Инфорум», чтобы местная пресса пообщалась с коллегами из Москвы. Не обошли тему ареста журналиста Ивана Голунова.

О том, как существуют СМИ под прессингом со стороны различных ветвей власти, высказались также представители Роскомнадзора и правительства края.

NewsTracker приводит основные тезисы из выступлений спикеров на панельной дискуссии.

«Тренировать власть»

Модератор. Союза журналистов России. Юлия Загитова: Как эффективно, без последствий (как в случае с Иваном Голуновым) решать социальные проблемы в стране, где действуют законы о фейк-ньюс и об оскорблении власти? При этом тиражи [печатных изданий] падают. Очень много государственных СМИ, где есть определенный [государственный] заказчик.

Союз журналистов России. Алексей Вишневецкий: Общество через СМИ должно получать информацию о том, что делает власть, зачем она это делает, для чего, и что будет дальше. Это идеальная схема. В реальности получается немножко другое. У нас большинство районных газет испытывают явное давление со стороны районной же администрации. У нас очень странная система выстроилась: чем власть выше, тем более лояльно она относится к своим СМИ; чем власть ниже (а уже когда она спускается до совсем районных князьков), тем они считают более и более карманными. А журналистов, к сожалению, воспринимают, как обслуживающий персонал.

Аппарат правительства Ставропольского края. Игорь Бабкин: Я не могу сказать, что у нас какое-то противостояние. Журналисты всегда высказывают свое мнение и не считаться с ними просто невозможно. Мы так работаем с 2003 года. Я не могу сказать, что у нас все всегда гладко, но когда заходит вопрос принципиально, никто журналистское сообщество не [ограничивает]. В большинстве моментов мы чувствуем себя синергистами с журналистским сообществом. Нам надо донести до населения максимально полную информацию.

Телеканал Russia Today. Александр Гурнов: В странах, где окончательно покончено со свободой слова, со свободой прессы передача информации обществу со стороны власть имущих налажена и действует хорошо. На то и щука в реке, чтобы карась не дремал. Журналистика - это такая щука, которая должна тренировать власть, заставлять ее работать с оглядкой на общественное мнение. Там очень много проблем. И эти проблемы будут всегда. Без этого нельзя, это такая профессия.

Роскомандзор СКФО. Дмитрий Поляничев: Закон [о фейковых новостях] вступил в силу недавно. В России почти нет практики применения. Я бы, честно сказать, остерегался пока какие-то свои комментарии давать по применению этого законодательства.

Что касается взаимодействия СМИ и власти… Что здесь сказать? Вы сами прекрасно знаете. Конечно, эти взаимоотношения очень конфликтные и противоречивые. Даже хорошо, что существует определенный конфликт между СМИ и властью. Это нормальное явление.

Союз журналистов Ставропольского края. Василий Балдицын: Так сложилось в нашем государстве, что общественное мнение не имеет той силы, которая бывает в некоторых государствах, когда достаточно провести кампанию, чтобы снять премьера, президента, кого угодно. У нас народ относится к этому с большим спокойствием. Поэтому реакция на публикации в СМИ в последние десятилетия, в отличие от советской власти, не совсем та. Выступило СМИ, ну и ладно. Это надо воспринимать как данность.

«Прогресс никуда не деть»

Модератор: Как быть современному журналисту? Он работает в традиционном медиа. При этом в соцсетях уже есть паблики, которые рассказывают новости региона. Стоит ли сохранять традиционные медиа?

Вишневецкий: Я человек традиционной медиа-ориентации. Традиционные медиа (газеты и даже телевидение) по оперативности уступают. Глупо с этим спорить. Но уникальный контент все равно создают профессиональные журналисты. Мы должны концентрироваться не на оперативности, а на достоверности информации, анализе и эксклюзивности.

Да, мы получше молодых коллег ориентируемся в жанрах, у нас больше опыта общения с людьми, вообще, жизненного опыта. Но в новых технологиях они получше нас ориентируются. Да, мы знаем ноты, но не все инструменты. Теперь, оказывается, есть новые.

Гурнов: У меня нет ни одной соцсети. Мне не очень интересно. Я занимаюсь контентом, создаю содержание. Интернет — это более быстрый способ доставки информации. Эти новые гаджеты (телефон, камера, в одном устройстве) они уравнивают во многом крупные холдинги и маленькие редакции. Когда-то люди противились книгопечатанию, полагая, что их лишают реального контакта. Но бороться с этим бесполезно, надо этим пользоваться.

Модератор: Как поступают самые успешные районные СМИ? Обычно в таких редакциях работают 3 человека, газета выходит тиражом в 3 тысячи экземпляров. Еще одна проблема — аудитория районок физически умирает. Читателей находят в «Одноклассниках», где подписчиков в 3 раза больше, чем тираж. Интересуются в основном бывшие жители района, которым интересно следить за местом, где они родились. Причем это дешево. Нужен только интернет.

Бабкин: Контент о районной жизни лучше районных журналистов никто не создаст. Практически у каждой газеты у нас есть своя группа в «Одноклассниках». У них большая востребованность. Они продвигают не только материалы, но и определенные темы и внимание аудитории к ним. Успех групп в «Одноклассниках», которые создают районные газеты, показывает, что это путь развития. Мы рассматриваем возможность увеличения их финансирования. Ведь если полностью уйти от традиционных медиа, следствием скорее всего будет утрата качества контента. Традиционные медиа держат более высокую планку по качеству работы с текстом.

Поляничев: Меня почти нет в соцсетях. Да, государство поддерживает традиционные СМИ. Но прогресс никуда не деть. Готовится трансформация. Как пример, цифровизация телевидения и программа развития интернета в малых населенных пунктах.

"