Posted 16 октября 2020, 07:45

Published 16 октября 2020, 07:45

Modified 16 октября 2022, 18:40

Updated 16 октября 2022, 18:40

Забыть про авто: эксперты поспорили о проблеме армянских машин на Ставрополье

16 октября 2020, 07:45
Какие предложения сделали владельцам авто с армянскими номерами на заседании Думы СК, тронулся ли лед и кто оказался против амнистии, на круглом столе, посвященном проблеме, побывал корреспондент NewsTracker.

Нужна льготная растаможка

Парламентарии краевой думы и инициировали круглый стол, в котором приняли участие инициативная группа владельцев авто с армянскими номерами, депутаты, представители прокуратуры, ГИБДД и других инстанций.

«Я считаю, что несмотря на все нестыковки в законах, люди должны быть услышаны. На данный момент владельцы не могут продать свои автомобили и не могут пользоваться ими, что приводит к ущемлению прав граждан — это несправедливо. Нам нужно воспользоваться опытом других регионов, где органы ГАИ провели учет всех автомобилей, зарегистрированных в республике Армения, и внесли их в базу. Теперь водителям приходят все штрафы, как и другим водителям, что стало одной из причин гонений», — рассказал один из инициаторов обсуждения, заместитель председателя Думы Ставропольского края Александр Кузьмин.

Координатор инициативной группы Алла Амирханян еще раз напомнила, что машины из Армении везли не для того, чтобы безнаказанно нарушать, а для комфортной езды большими семьями. Ведь многие из владельцев — многодетные семьи.

«Мы все консультировались в курирующих органах, с сотрудниками таможни, но мне сказали, что достаточно страховки и прав. И только в июле 2020 года мы все узнали, что наши машины надо растаможить и получить паспорт транспортного средства», — посетовала женщина.

Для ее авто такая услуга стоит 900 тысяч рублей, при том что сама машина обошлась женщине в 400 тысяч — в кредит. И это не предел, у одной многодетной матери цена за растаможку превысила 1 миллион 800 тысяч рублей. А по неофициальным данным, в Ставропольском крае порядка 10 тысяч автомобилей с армянскими номерами.

«Еще одна проблема заключается в том, что чтобы поставить машину на учет в России, надо ее снять с учета в Армении, а из-за пандемии коронавируса и военного положения в Армении это физически невозможно», — отметила Амирханян.

Не все так гладко

Начальник Ставропольского таможенного поста Минераловодской таможни Северо-кавказского таможенного управления Батырбек Исламов сообщил, что ними ведется работа в этом направлении, и за 2019–2020 годы к ним поступило 172 обращения по вопросам ввоза.

«За этот же период мы выдали 38 паспортов транспортных средств без проведения таможенного контроля и таможенного оформления — это те транспортные средства, которые были ввезены из Республики Армения до 2014 года. Я думаю, что те люди, которые консультировались, не ввезли транспортные средства», — заявил Исламов.

Он отметил, что по закону автомобили, ввезенные на территорию Армении после 2014 года и выпущенные в свободное пользование, некоторыми странами, в том числе Россией, признаются иностранными товарами и подлежат растаможиванию. И ввоз автомобилей в Россию без растаможки возможен только жителями Республики Армения.

Представитель губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края в Думе заявил, что все это лежит в плоскости федерации, именно верховный или другой суд высокой инстанции должен определить, есть ли коллизии, допущены ли они, но пока ни одного такого документа нет.

«Относительно того, что люди поехали и купили машину там, где она значительно дешевле, чем в РФ, кто-то говорит 200 тысяч, кто-то 300 тысяч. Но если бы все было так нормально, гладко, четко и ни у кого бы не возникало сомнений, то приобрели бы значительно больше автомобилей, чем есть сейчас. Не все так гладко и чисто. В Армении совершенно другие таможенные пошлины, ни значительно ниже и безусловно разрабатывает документ, в котором разрабатывается переходный период. В нем сказано, что приобретать автомобили можно, но прибыв сюда, необходимо произвести таможенные действия, встать на учет и разницу безусловно оплатить и положение, в котором это прописано, не менялось, оно было, есть и действует», — пояснил свою позицию представитель губернатора.

По словам начальника отдела исполнения административного законодательства и взаимодействия с правоохранительными органами Управления ГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю Андрея Булгакова, сотрудники Госавтоинспекции не дают разрешения на управление ТС, в их задачи входило именно предупредить водителей о том, что в текущий момент у них могут возникнуть проблемы с законодательством.

«Боль ваша понятна, понятна ситуация, которая сложилась. Но иностранный товар, в качестве автомобиля, это специфический товар — к нему требуется допуск к управлению. Из этого вытекают федеральные законы „транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на учете, государственный учет прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске“. По другому федеральному закону у них есть всего 10 дней на постановку на учет транспортного средства, ввезенного на территорию РФ», — сообщил Булгаков.

Он отметил, что если дума поможет и примет соответствующее решение, ГАИ будут только «за». И посоветовал поставить машину на стоянку до момента разрешения спорной ситуации.

Нужна амнистия

Старший помощник прокурора Ставропольского края по взаимодействию с законодательными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления Юрий Глазков сообщил, что в прокуратуру неоднократно поступали обращения по этому поводу.

«На наш взгляд, выход из этой ситуации мы видим в корректировке этого федерального законодательства. Можно внести поправки в ключевые законы. В статье 15 ФЗ о безопасности дорожного движения РФ оговорить, что разрешено управление ТС в случае, если оно стоит на учете в странах Евразийского экономического союза. И в статью 8 закона о регистрации транспортных средств РФ, где дается 10 дневный срок на регистрацию, оговорить, что она не распространяется на ТС, зарегистрированные в странах ЕАЭС. И здесь Дума Ставропольского края может реализовать свое право и отправить соответствующее предложение в федеральный парламент для внесения этих поправок», — сообщил Глазков.

Однако не все поверили в то, что федеральный закон смогут быстро принять. Так, уполномоченный по правам предпринимателей Кирилл Кузьмин предложил определить дату и амнистировать всех, кто успел приобрести авто до этой даты. Чтобы не загонять людей, попавших ловушку, в еще большую яму.

Тем более, что 1 января 2020 года таможенные ставки стран уравнялись. Заместитель руководителя аппарата Правительства Ставропольского края Игорь Бабкин также поддержал высказанные на круглом столе варианты мер поддержки автовладельцев.

Депутат Думы Николай Новопашин, который был одним из организаторов круглого стола, предложил ввести мораторий на изъятие автомобилей с армянскими номерами у их владельцев (прим. Такие случаи были в Краснодарском крае), до выработки решения по проблеме Правительством РФ и государственной думой, а также провести таможенное оформление и выдачу ПТС на ввезенные авто в определенные сроки без уплаты разницы в таможенных пошлинах и с постановкой их на учет в России в установленный 10-дневный срок.

Подпишитесь