Posted 16 октября 2019,, 12:27

Published 16 октября 2019,, 12:27

Modified 16 октября 2022,, 18:23

Updated 16 октября 2022,, 18:23

Убрать нельзя оставить! — какое будущее пророчат ставропольским троллейбусам

16 октября 2019, 12:27
Вторую неделю не утихают споры насчет дальнейшей судьбы Ставропольского троллейбусного парка — закрыть убыточное предприятие, оставить все, как есть, и сделать самые популярные маршруты бесплатными? Корреспондент NewsTracker изучил аргументы.

Долги и ликвидация

Ранее в социальных сетях появилось фото документа о рекомендации ликвидировать муниципальное троллейбусное предприятие города Ставрополя (СМУТП), принятого по итогам заседания комитета по собственности, экономическому развитию, торговле и инвестициям Думы Ставрополя, на котором представители администрации отчитались о критическом состоянии предприятия.

«Рассмотреть вопрос о ликвидации убыточного и неэффективно работающего СМУТП до формирования проекта бюджета города Ставрополя на 2020 год», — говорится в документе, подписанном вице-спикером городской думы Геннадием Тищенко.

Известно, что в 2018 году выручка транспортного предприятия упала на 13% и составила 152 миллионов рублей, а чистая прибыль — 28 миллионов рублей. Но она обеспечивалась только за счет прямой финансовой помощи города. В 2019 году из бюджета выделено более 39 миллионов рублей на погашение долгов предприятия, которое находится в предбанкротном состоянии.

А в 2018 году из-за долгов энергетики даже отключали электроснабжение нескольких маршрутов. Годовые убытки ставропольского троллейбуса тогда оценивались в 72 миллиона рублей.

И ранее неоднократно вставал вопрос о неразрешимости этой проблемы.

Однако почти сразу в СМИ появилась информация, что документ был принят для того, чтобы учредители предпринимали более активные меры для стабилизации ситуации на предприятии.

Бесплатным троллейбусам быть?

В понедельник депутат краевой думы от ЛДПР Илья Дроздов предложил сделать ставропольский троллейбус бесплатным. По его мнению, нужно сократить количество маршрутов и сделать проезд по ним бесплатным или модернизировать троллейбусный парк, чтобы попытаться выйти на самоокупаемость.

«Городской бюджет ежегодно тратит на содержание предприятия огромные деньги, но результата все нет. С тем же успехом средства можно было бы пустить на субсидирование бесплатных перевозок», — сообщил Дроздов на заседании профильного комитета думы.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Ставропольского края Кирилл Кузьмин в разговоре с корреспондентом признался, что для того, чтобы ответить разумно и компетентно, нужно глубоко погрузиться в тему.

«Если отвечать эмоционально, я предложение Ильи Дроздова поддерживаю. Надо стремиться к тому, чтобы общественный транспорт у нас в городе был бесплатным, по аналогии с городом Таллин — там это хорошо реализовано. Нам нужно стремиться к тому чтобы люди больше пользовались общественным транспортом, меньше личными автомобилями. Но для этого они должны видеть, что этот транспорт комфортный, доступный и способен за нужное время доставить человека туда, куда ему необходимо», — рассказал Кузьмин.

Если закроется, то навсегда

Что касается закрытия троллейбусного парка, он предположил, что это самое простое решение избавиться от больших долгов и убытков предприятия, которое администрация города Ставрополя нашла.

«Чтобы троллейбус был эффективным, он должен стоить дешевле чем маршрутное такси, которых, к слову, вообще не должно быть в городе. Так работает Казань. Маршрутные такси там осуществляют перевозки только по пригородным и дачным маршрутам, а в городе — только большой вместительный и в тоже время маневренный общественный транспорт», — поделился мнением уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Однако, по его словам, для того, чтобы это все реализовывать, нужно понять экономику процесса, понять потребность, изучить запрос и оценить, сколько людей реально будет пользоваться этим видом транспорта.

«Если один раз закрыть троллейбусный парк, то очень сложно будет открыть потом. Но общественный транспорт должен быть неотъемлемой базовой частью стратегии развития города. Сейчас администрация как раз занята подготовкой этой стратегии своими силами. Но мы считаем, что это не совсем релевантный подход. Я направил письмо о проведении соответствующих конкурсных процедур по определению компании подрядчика, который бы написал стратегию. Здесь важно провести полноценное обсуждение с привлечением всех заинтересованных лиц, сообществ, которые живут в городе. Потому что город — это не чиновники, город — это люди», — сообщил Кузьмин.

Кому нужны троллейбусы?

По его мнению, только так можно понять, как надо развивать город, в том числе, какие виды транспорта нужны и важны для горожан. И при хорошей транспортной логистике троллейбусы могут стать прекрасной альтернативой личным авто, и даже предприниматели могли бы перемещаться по городу на общественном транспорте на переговоры или осуществлять доставку, но для этого система должна быть надежной.

О важности функции по обеспечению производственно-хозяйственной жизнедеятельности всех сфер города Ставрополя и оказанию мер социальной поддержки малообеспеченным категориям граждан, в сфере организации транспортного обслуживания населения в ответе на официальный запрос говорил и первый заместитель главы администрации города Ставрополя Александр Мясоедов.

«Администрация города не планирует закрытие СМУТП и оказывает ему необходимую финансовую поддержку для обеспечения его стабильной работы, сохранения подвижного состава и профессиональных кадровых работников с целью осуществления регулярных перевозок пассажиров троллейбусами по муниципальным маршрутам. Обеспечение перевозок пассажиров троллейбусами является одной из основных и приоритетных задач администрации города Ставрополя», — говорится в письме.

Троллейбусы против маршруток

Своим мнением поделился также сопредседатель Ставропольского краевого отделения общероссийской общественной организации «Опора России», член общественной палаты Ставропольского края, член общественного совета Северо-Кавказского федерального округа Павле Мрвалевич.

«У нас ежедневно на маршрут выходит более 1700 маршрутных такси и далеко не все они на газу работают. А значит сильно загрязняют окружающую среду. Возьмем как пример, автомобиль с двигателем внутреннего сгорания — он имеет коробку переключения передач, масло, радиатор, систему охлаждения, всякие фильтры, а в электромобиле этого всего нет. Там есть электродвигатель и все и маленький реостат вместо коробки. Так и с троллейбусом — это не только экологичный, но и очень дешевый по обслуживанию транспорт», — аргументировал Мрвалевич.

Он отметил, что когда-то общество пришло к троллейбусам, а потом возникла коммерческая среда, и появилось много предпринимателей, имеющих по 100-200 маршруток. Которые, конечно, будут против развития другого общественного транспорта, так как они начнут терять доход.

«Но 1700 маршруток создают нервозную обстановку, пробки в часы пик. А что касается перекрестков, где машины стоят на светофорах по 2-3 минуты на холостом ходу — там же люди живут, дышат этим. А на холостом ходу самые ядовитые выбросы. Троллейбусы нужно развивать, как более чистый и вместительный вид транспорта, который едет по тем же маршрутам, меньше занимает места и больше вмещает в себя людей», — пояснил собеседник.

Вовремя и безопасно

«Раньше было время, когда по троллейбусам можно было часы сверять, и сейчас при наличии системы глонасс, которая в них уже есть, и умных остановок мы сможем вернуть это. В городе попробовали умные остановки, но может средств не хватило, почему-то перестали их ставить. Но надо понимать, что за ними будущее», — сообщил Мрвалевич.

Второй важный вопрос, по его мнению, это подготовка водителей. Частники, маршрутчики меняются постоянно, как их готовят и проверяют — непонятно. В троллейбусном предприятии система подготовки кадров налажена.

«Даже сейчас при наличии долгов троллейбусы остаются более дешевым видом транспорта. Город должен за троллейбусы бороться, это его преимущество в плане экологии, в плане безопасности дорожного движения на городских маршрутах. Для любого крупного города который растет и развивается — троллейбусный парк необходим», — сказал собеседник.

Также собеседник отметил, что для начала необходимо навести порядок в самом предприятии — сейчас там бардак, меняется череда руководителей. Ставропольскому троллейбусному парку нужен хороший управленец, антикризисный менеджер, который вместе с городом выведет это предприятие из состояния непрерывного кризиса.

Будущее за электробусами

По мнению Павле Мрвалевича, городу надо вкладывать в троллейбусный парк средства — закупить электробусы. Новые модели могут проехать без сети довольно долго. Даже есть где-то авария, отключение света или другие проблемы, которые старые троллейбусы преодолеть не могут, электробус справится.

«Троллейбусы —перспективный вид транспорта, экологичный. И скоро они перестанут сильно зависеть от линии контактной сети. И тогда можно будет пускать их с меньшими затратами в отдаленные от центра районы города. Тем более, что разработка более емких аккумуляторов идет, да и троллейбус — весьма вместительный и там есть, где их расположить», — добавил собеседник.

"