Posted 16 января 2019,, 12:29

Published 16 января 2019,, 12:29

Modified 16 октября 2022,, 18:05

Updated 16 октября 2022,, 18:05

Убивает ли региональный оператор малый бизнес на Ставрополье?

16 января 2019, 12:29
Год назад на Ставрополье пришел один из региональных операторов по вывозу твердых бытовых отходов. В Шпаковском районе “Эко-Сити” попробовал поработать с МУПами и малым бизнесом. Причины отказа от этого сотрудничества изучил корреспондент NewsTracker.

В Шпаковском районе договоры с МУПами заключили

С 1 января 2018 года в “северной” зоне Ставрополья, согласно территориальной схеме, начал работу региональный оператор по работе с ТКО - ООО “Эко-Сити”. Тогда же губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров призвал регоператора по возможности сохранить партнерские отношения с существовавшими до этого участниками “мусорного” рынка - МУПами и малым бизнесом, чтобы приход регоператора не стал для них резким экономическим ударом.

“Когда МУП села Надежда и МУП села Пелагиада предложили заключить контракты на выполнение обязанностей по вывозу ТКО, мы согласились. Но на практике выявились некоторые проблемы. Проблемы возникали не разово”, - рассказала NewsTracker диспетчер АТП города Михайловска ООО “Эко-Сити” Алевтина Коба.

Поскольку в законодательстве пока не описаны четкие правила для сотрудничества регоператоров с бывшими ответственными за обращение с отходами внутри муниципалитетов, ООО “Эко-Сити” и Надеждинский МУП пошли на логически необходимый организационный компромисс: МУП предоставил в качестве временной мусороперегрузочной площадки ангар, а “Эко-Сити” поставило туда 8-кубовые контейнеры “лодки”. МУП должен был туда свозить собранный мусор, а ООО “Эко-Сити” - его забирать в контейнерах, предназначенных для своего большегрузного транспорта. Однако, по словам собеседницы агентства, МУП Надежды подвел: не смог синхронизировать графики с партнером. От жителей поступали жалобы на несвоевременный вывоз мусора или вывоз не в полном объеме, а в перегрузочном ангаре стали образовываться завалы.

“Договор с МУП села Надежда мы расторгли еще в августе 2018 года. Потому что они не справлялись с поставленными задачами. Мусор, который они привозили, хранился не в предоставленных нами контейнерах, а на земле, возможно, для сортировки отходов и дальнейшей продажи пластика, металлов”, - рассказала Коба.

Несанкционированные свалки: причина конфликта или его следствие?

Коба отметила, что в последнее время в селе стали расти несанкционированные свалки. Некоторые жители села даже предположили, что МУП сортирует мусор, а все лишнее сбрасывает в ближайшую реку.

“Последний год мы бедствуем, потому что рядом с домами в овраге в русле реки образовалась свалка. Электрики деревья срубают, скидывают к нам сюда, прохожие, жители соседних улиц. Неоднократно сюда приезжали сбрасывать мусор КАМАЗы, мы их ловили, просили не сваливать сюда мусор, а они говорят, что делают это с разрешения администрации!”, - возмущается жительница села Надежда Офелия Аракелян.

По ее словам, администрация села во главе с Дмитрием Щербаковым никак не реагирует на жалобы жильцов. По словам Аракелян, новый глава администрации ни разу не приехал и не посмотрел, что происходит на проблемной улице.

Другой житель села Александр Гисцев живет на выезде из Надежды, куда также свозят мусор.

“Я обращался в полицию, Роспотребнадзор и в администрацию. Здесь были щиты “свалка мусора запрещена”, их сломали, я лично их восстанавливал. На все мои действия администрация и руководство МУП одно мне советуют: “Если не нравится, продавай свой дом и уезжай отсюда”, - рассказал Гисцев.

Гисцев признался, что к работе МУПа претензий у него было много, и жалобы в их адрес он писал постоянно.

“У них машина была необорудованная, с нее собранный мусор вываливался на дорогу во время езды. Приходилось ходить, собирать упавший мусор и самостоятельно на своей грузовой машине вывозить. Я обрадовался, когда “Эко-Сити” пришли - серьезная организация. Мы перед Новым годом организовали субботник. Ставили пакеты с мусором вдоль дороги, “Эко-Сити” проехали все собрали. Осталось воспитать людей, чтобы не вывозили мусор самостоятельно куда попало. Объяснить им, что надо просто вовремя платить, а “Эко-Сити” от дома заберет все отходы, но это уже работа администрации”, - поделился мнением активист.

Лавина взаимных недовольств

Глава села Надежда Дмитрий Щербаков в интервью корреспонденту NewsTracker также, в свою очередь, выразил недовольство в адрес “Эко-Сити”.

“Причиной возникновения новых несанкционированных стихийных свалок в последнее время стало недобросовестное исполнение обязанностей территориального оператора по вывозу ТКО с территориии МО. Многие улицы, такие как Заречная, Понизовская, Трудовая, Коллективная и другие не обслуживаются вообще. Сейчас я просто хочу, чтобы они выполняли свою работу, вывозили мусор, чтоб не возникали стихийные свалки, чтобы не было этих бесконечных ходоков с кучей жалоб и штрафов на сотни тысяч, которые я не в состоянии оплачивать”.

Еще Дмитрий Щербаков жалуется на низкую цену договора аренды транспорта у МУП Надежды:

“Протяженность дорог по селу - 100 км. 15000 человек. В Пелагиаде все в 3 раза меньше, а ценник нам с Пелагиадой поставили одинаковый. Я никогда этим не занимался, и попросил 2 пробных месяца, чтобы оценить расходы. Мне приходилось ежемесячно доплачивать 50 тысяч рублей работникам. И это только по себестоимости, чтобы погасить расходы на ГСМ и зарплаты работникам. Постоянно так доплачивать я не мог. “Эко-Cити” отказались поднимать нам оплату. А доплачивать из бюджета невозможно - потому что нет статьи за вывоз мусора”.

Второй МУП, с которым ООО “Эко-Сити” заключили договор, работал на территории села Пелагиада. Работа шла хорошо, но, как рассказала Алевтина Коба, перед Новым годом МУП удивил своих партнеров: начавший работу в дни новогодних каникул “Эко-Сити” в рабочем режиме выяснил, что МУП Пелагиады отдыхает.

“Нам в кратчайшие сроки пришлось перестраивать графики и посылать к ним свои машины из Михайловска и Ставрополя”, - рассказала Коба.

О чем молчат муниципалы: сельские дороги

Как сообщили Newstracker в ООО “Эко-Сити”, в Шпаковском районе по итогам опыта 2018 года возобновлять партнерство с МУПами регоператор пока не планирует.

На запрос NewsTracker о возможности изменения этого решения, исполнительный директор “Эко-Сити” Евгений Сабельников ответил, что базовых причин для конфликта с муниципальными партнерами две: прямая экономическая нецелесообразность для “Эко-Сити” и отсутствие дорожной инфраструктуры для большегрузного транспорта регоператора.

“Глава Надежды Дмитрий Щербаков и руководитель Надеждинского МУПа в своих обвинениях в наш адрес использует смысловой подлог, называя основной причиной жалобы населения и стихийные свалки. Да, они есть. Но это не причины, а следствия. Жалобы и свалки возникают там, где нет дорог для нашего транспорта. Это - проблема краевого уровня, которая выйдет на первый план в этом году, и не только в нашей зоне. Удобство для жителей этих улиц и наличие у МУПа транспорта повышенной проходимости - это главная причина того, что мы вообще пошли на договор аренды транспорта с МУПом”.

По словам Сабельникова, договор примерно на четверть больше той себестоимости, в которую бы обошлась работа по вывозу самому “Эко-Сити”, своим транспортом, хоть и не на всех улицах Надежды.

“При том, что мы переплачивали ради социальной ответственности, Щербаков все равно не справлялся, не мог обеспечить необходимый ритм работы. Должны ли мы поддерживать местные МУПы на полублаготворительных условиях? Нет, мы не можем далеко отходить от коммерческой логики при принятии решений”.

Сабельников указывает, что сложившаяся ситуация - это прежде всего яркий сигнал остроты проблемы дорог в населенных пунктах:

“Вместо того, чтобы направить конструктивную энергию на решение проблемы дорог, местный глава стремится удержать старую систему вывоза отходов. Но эта система себя исторически исчерпала: для того и затевалась мусорная реформа, чтобы все навсегда изменить”.

“У нас нет принципиальной позиции против сотрудничества с МУПами и малыми перевозчиками. Но мы ждем от них понимания, что настали другие времена, поэтому надо менять менталитет, по-новому строить диалог и соответствовать стратегическому переводу всей работы с отходами “на новые рельсы”, - заключил Сабельников.

"