Хамство в маршрутках Ставрополья –как прекратить водительский беспредел?
Аналитика

Хамство в маршрутках Ставрополья –как прекратить водительский беспредел?

15 августа 2019, 13:56Олег БудровинPhoto: Bill Ward/CC BY 2.0 / flickr.com
В начале недели региональные СМИ рассказали об избиении пассажирки маршрутки водителем из-за 3 рублей. Почему некоторые водители общественного транспорта на Ставрополье хамят и даже бьют своих пассажиров и почему в этом виноваты руководители муниципалитетов – разбирался NewsTracker.

Хамство и драки

Водитель общественного транспорта – работа нервная, поэтому требует особой выдержки. В социальных сетях и СМИ регулярно появляются описания конфликтов пассажиров с водителями и водителей с водителями. По словам пассажиров, водители хамят, возят людей «как дрова», включают плохую музыку, ездят наперегонки друг с другом с целью заработать побольше, курят в салоне, разговаривают по мобильному телефону за рулем. Водители при этом жалуются на пьяных, мусорящих, курящих или не желающих оплачивать проезд пассажирах.

Осенью минувшего года в Ставрополе пассажиры маршрутки обратились в ГИБДД с жалобой на водителя с признаками опьянения, который управлял общественным транспортом. На место прибыли медики и наряд ДПС, водителю предложили пройти тест на определение опьянения, но он отказался. Мужчину отстранили от управления транспортом, в отношении него составили административный протокол.

В декабре 2018 года в Ессентуках 10-летняя девочка не могла оплатить проезд. Водитель маршрутки №11 сказал ей выйти, хотя температура воздуха тогда составляла минус 2 градуса. История получила огласку в соцсетях после ее опубликования матерью ребенка. После этого прокуратура провела проверку. Владельцу маршрутного такси вынесли представление, а в отношении водителя завели дело.

Photo:Медиахолдинг1Mi

В феврале текущего года в Ставрополе на пересечении улиц Лермонтова и Артема пешеход решил перейти дорогу в неположенном месте. Водитель маршрутки сделал замечание, на что пешеход схватил палки и начал колотить по двери. Нападавший вызвал водителя на дуэль, а тот не смог отказаться. Тогда между ними началась битва на палках, одну из которых они сломали друг об друга. Дерущихся разнял сотрудник полиции. На этот инцидент отреагировало региональное УМВД, начав проверку.

А совсем недавно рядом с автостанцией на проспекте Кулакова одна из пассажирок, не зная об повышении цены за проезд в связи с отсутствием в салоне объявления, заплатила 23 рубля вместо 26 рублей. После того, как она вышла из транспортного средства, агрессивный водитель догнал ее. Очевидцы рассказывают о том, что водитель оскорблял и несколько раз ударил женщину: впоследствии у нее появились синяки.

По данному инциденту прокуратура начала проверку, а сам водитель лишился работы.

Набирают кого попало

Председатель общественной организации «Наша Инициатива» Александр Куриленко считает, что такие ситуации являются неизбежным следствием человеческих взаимоотношений. Полностью искоренить это нельзя, но можно хотя бы снизить процент инцидентов.

«Человеческие отношения иногда порождают определенное неадекватное поведение, особенно когда работа связана с людьми: такая работа нервная и, на мой взгляд, некоторые сотрудники не готовы к ней. На такие случаи сейчас стали больше обращать внимание в связи с тем, что люди стали активней заботиться о себе, защищать свои права, да и в век информационных технологий для этого стало больше возможностей: можно все снять на камеру и опубликовать, а раньше такого не было. Здесь такая же ситуация, как с продавцами магазинов, которые хамят клиентам, и с учителями, дающими подзатыльники ученикам: это никуда не уходило и вряд ли уйдет на 100%, но главное, чтобы подобные случаи не замалчивались», – подчеркнул Куриленко.

Photo:Peretz Partensky/CC BY-SA 2.0flickr.com

С его точки зрения, с транспортом в Ставрополе ситуация сложная.

«Администрации нужно выстраивать отношения с перевозчиками, исходя из мнения пассажиров: на текущий момент это взаимодействие есть, но его нужно усиливать и не допускать формальных действий. Бороться принятием каких-либо документов здесь сложно, очень важно постоянно в режиме он-лайн работать с перевозчиками, чтобы знать, что происходит, а увольнения, которым подвергаются водители маршруток, не должны носить формальный характер, например, были случаи, когда уволенный за ненадлежащее поведение на одном маршруте водитель принимался тем же предпринимателем-перевозчиком на работу на уже другой маршрут. Перевозчики не должны так поступать, а администрации должны следить за тем, чтобы лица, совершившие проступок, больше в этой отрасли не работали», – отметил общественник.

Photo:vk.com/26stav

Однако введению «черного списка» водителей, считает собеседник, будут противиться перевозчики.

«Можно ввести какой-либо «черный список водителей», но, думаю, перевозчики будут этому противиться, потому что у них проблема с нахождением хорошего водителя и часто берут людей, готовых на любую работу – проблема еще и в этом. Были бы там зарплаты достойные – люди бы шли туда и относились бы к работе иначе», – поделился мнением председатель «Нашей Инициативы».

Виноваты главы муниципалитетов

Глава Общественного экологического совета Кисловодска Павел Мартиросов также сталкивался с неподобающим поведением водителей общественного транспорта.

«Я тоже сталкивался с тем, что они разговаривают за рулем по телефону, гоняют по городу, останавливаются где ни попадя, нарушают ПДД и так далее: культура езды отвратительна. Я, как водитель, несколько раз оказывался в предаварийной ситуации по вине водителей общественного транспорта. Не знаю, насколько их инструктируют их руководители, как надо вести себя водителю и какая высокая на нем ответственность, но в голове у них лишь сдача кассы», – рассказал общественник.

Он считает, что причиной ситуации является общая низкая культура людей, которая сформировалась за последние годы, и наплыв новых людей из соседних регионов.

«Ранее на Кавказских Минеральных Водах к людям, работавшим в сфере услуг, от официантов и до водителей, везде были высокие требования. И основная масса работающих в этой сфере формировалась из местных жителей, были целые династии и все друг друга знали, а сейчас, например, в Кисловодске, местных жителей в сфере обслуживания очень мало, в основном, все приезжие из других регионов Северного Кавказа. Еще есть люди, которые начинали работать при СССР и знакомы с нормальными стандартами, но много и новых частных предпринимателей, которые нанимают неизвестно кого», – рассказал общественник.

Мартиросов, сам находящийся 30 лет на руководящих должностях, считает, что влиять на перевозчиков, а через них и на водителей, должны местные власти.

Photo:Медиахолдинг1Mi

«Я как профессиональный управленец, считаю, что требования, в том числе по поведению водителей за рулем или с пассажирами, нужно предъявлять руководству муниципалитетов, которые организовывают эти маршруты на конкурсах. Они должны предъявлять четкие требования участникам конкурса и, соответственно, проверять исполнение этим стандартам. Проводите рейды, собирайте информацию, мониторьте социальные сети: есть же чем заняться, чтобы узнать ситуацию по тому либо иному перевозчику и нанятому им персоналу, а сплоховал – получи, как в футболе, красную карточку и в следующем году больше не участвуй в тендерах», – поделился мнением глава Общественного экологического совета Кисловодска.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter