Posted 15 апреля 2021, 15:40
Published 15 апреля 2021, 15:40
Modified 16 октября 2022, 18:49
Updated 16 октября 2022, 18:49
Лучшая на районе
Не так давно в социальных сетях появилось видеообращение родителей минераловодских учеников, которые пожаловались на закрытие школы в отдаленном участке города, что доставило местным жителям большое количество проблем.
NewsTracker пообщался с родителями, чтобы выяснить все детали. Первое, на что обратили внимание собеседники, что школа, несмотря на не совсем удачное расположение, неблагополучный район, постоянно выдавала отличные результаты своей работы. Попадала то в тройку, то в пятерку лучших школ по району.
«Наши детки участвовали во всероссийских олимпиадах, конкурсах. А в год закрытия школы две девочки, которые проучились все 11 лет без малого в гимназии, стали единственными стобалльницами в крае, но принесли лавры уже 111 школе после нескольких месяцев учебы там», — рассказали родители.
В непростой ситуации оказались и учителя, они тоже перешли в другие школы, потому что оставаться на голом окладе «утопающего корабля» никому не хотелось. С другой стороны, это позволило сохранить целыми классы, потому что преподаватели уходили вслед за детьми.
Решение закрыть одну из лучших школ района приняли из-за опасности нахождения там как учеников, так и сотрудников. И сейчас в школе остался практически только директор.
Трещины с руку
Гимназия № 2 является не только одной из лучших, но и одной из старейших школ Минераловодского городского округа. Она была построена в 1937 году, но с тех пор ни одного капитального ремонта здание не знало. Только после Великой Отечественной войны два корпуса восстановили после бомбежки. И добавились корпуса начальной школы в 80-х, спортивный зал пристроили в 2009 году.
«Школа представляет собой три корпуса, два из них — 30-х и 80-х годов — соединены переходом, который по сути является самостроем. Его возводили сами ученики вместе с учителями начальной военной подготовки и технологии, родителями», — рассказали родители, многие из которых и сами заканчивали именно эту гимназию.
Боком вышло и то, что здание школы находится на водяной капсуле, в непосредственной близости насыпь железной дороги, естественно, почвенные воды вдоль путей накапливаются, да и вся зона в целом мочаковая.
Школа старая, строилась по старым технологиям со стенами метровой толщины из бутового камня — очень тяжелая. И все это давит на грунт. Там можно строить, но совершенно по другим облегченным технологиям.
«Не удивительно, что при таких условиях в стенах стали образовываться трещины и кровля потекла. Здание потихоньку проседает. Переход между корпусами 37-го и 80-х годов постройки пострадал особенно — трещины несущих конструкций пошли уже в руку толщиной», — рассказал собеседник.
Он отметил, что руководство школы неоднократно обращалось в администрацию Минеральных Вод и в министерство образования, рассказывая об аварийном состоянии здания. Но реакция была очень слабой.
Достучались
Глава городского округа Сергей Перцев обещал, что ремонт будут делать точечно, потому что закрывать школу на ремонт сложно, но с 2015 года, как он пришел на должность, никаких работ так и не проводилось.
«Мы видели, что на других школах постоянно идут ремонтные работы: то кровлю поменяют, по спортивный зал, то территорию благоустроят. У нас ничего. Решили обратиться к губернатору, стали собирать подписи, рассказали обо всем в Instagram, так губернатор и узнал. Тут же началась суматоха. Министр приехал, глава города, начальник управления», — вспоминают родители.
Однако, по их словам, виновной выставили директора школы, которая уже несколько лет тщетно писала докладные везде, где только могла. В школе начали проводить экспертизу, которая подтвердила, что здание аварийное и делать ремонт в нем, согласно заключению, нецелесообразно. Комиссия порекомендовала реконструкцию. Также специалисты заключили, что эксплуатация здания не является безопасной.
Дальше, по их словам, начались парадоксы: начальник управления требовал от руководства школы вывести здание из эксплуатации, при том, что даже у директора таких полномочий просто нет, для этого должен быть приказ вышестоящих организаций. Но никаких приказов главы Минвод и Управления образования, как учредителей, о прекращении деятельности гимназии нет.
«До сих пор мы видели только приказ о приостановке процесса образования, подписанный директором. Мы знаем, что она обращалась к вышестоящим органам с просьбой разъяснить ей дальнейшие действия, но так ответа и не получила. По крайней мере, официального. Произошло все это 1 ноября 2019 года», — сообщили собеседники.
Нулевая организация
В итоге детей распределили по двум школам. Тут стоит отметить, что город разделен на две части железной дорогой, и гимназия № 2 как раз находится в так называемом Заполотне — рабочие окраины, состоящие в основном из частного сектора. Расстояния тут не близкие, и даже в гимназию некоторым детям приходилось преодолевать по 5 километров ради знаний. А сейчас с переводом детей в школы по другую сторону дороги расстояние увеличилось кратно.
«Наших детей распределили по двум школам. С 1 по 6 класс учатся в школе № 5 в смежном микрорайоне, а детей с 7 по 11 класс определили в школу № 111 в центре города, до нее детям приходится добираться от 40 минут до 1,5 часов. Никакого подвоза или дополнительного общественного транспорта организовано не было. А в прошлом году и вовсе закрыли на ремонт мост над железной дорогой, который был связующим между районами, и сейчас выбраться из нашего района почти невозможно из-за пробок», — жалуются родители.
Раньше ситуацию спасало то, что старшие дети могли спокойно вести в школу и забирать из школы младших, это облегчало жизнь родителям особенно в многодетным семьях, которых в школе было немало. Сейчас родители вынуждены развозить детей по двум школам в разных районах — это и ощутимо накладно как по времени, так и по финансам.
А будет ли школа?
Родители вспоминают, что им обещали в 2020 году экстренно добавить реконструкцию гимназии в бюджет, чтобы профинансировать разработку проектно-сметной документации. Но 2020 год из-за пандемии новой коронавирусной инфекции оказался непростым, и родители запаслись терпением, надеясь на ремонт в 2021. Но и в 2021 снова ничего не произошло.
«Даже сейчас, после того, как был избран новый совет, прошли выборы депутатов. Один из них перед выборами сыпал обещаниями сдвинуть дело с мертвой точки, даже писал об этом в своем Instagram. Обещал, что в 2021 году будет составлена проектно-сметная документация и деньги на нее уже заложены в бюджет, а сама реконструкция пройдет в 2022 году. В устных беседах с нами и глава эти даты подтверждал», — рассказывают горожане.
Сейчас родители показывают ответ Минобра, в котором сообщается, что подготовка документации запланирована на 2022 год, на 2023 — экспертиза документации, а дальше неизвестно — никакой конкретики.
После такого бездействия по городу моментально пошли слухи, что этот участок кому-то приглянулся, что его уже продали, что школу восстанавливать не будут, а просто начнут здесь строительство.
Тем более, что по закону здание школы, подвергшееся реконструкции, попадает под требования новых СанПиНов. И тут могут возникнуть проблемы — коридоры узкие, темные, сейчас бы такое здание не прошло ни одну комиссию. Да даже по размерам участка гимназия уже не сможет выдержать требования — при всем желании некуда расширяться, территория школы окружена частным сектором, трассой и железной дорогой.
При этом те же СанПиНы требуют, чтобы удаленность школ для учащихся была не более километра, что сейчас тоже не соблюдается.
В любом случае родители опускать руки не планируют, и если потребуется, дойдут до федеральных властей.
Поиск ответственных
В поисках ответов на вопросы NewsTracker обратился в разные ведомства. Так, министерство образования Ставропольского края сообщило, что в соответствии с Федеральными законами организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Кроме того, заместитель министра София Лукиди заявила, что письма от администрации МКОУ гимназии № 2 по вопросу неудовлетворительного состояния здания в министерство не поступали.
Администрация Минераловодского городского округа в свою очередь подтвердила, что запрос актуальных коммерческих предложений и начало проведения конкурсных процедур на проведение проектно-изыскательских работ, разработку проектно-сметной документации и проведение государственной экспертизы запланированы на 2022 год.
«Началу проведения вышеуказанных процедур препятствовала сложившаяся сложная финансово-экономическая ситуация, повлекшая снижение поступлений доходов в бюджет округа, а также необходимость осуществления за счет средств бюджета округа существенных дополнительных расходов, направленных на профилактику и устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекции», — сообщила заместитель главы администрации Минераловодского городского округа Анна Шевченко.
Она отметила, что для проведения строительно-монтажных работ по реконструкции здания гимназии No2 необходимо выполнить инженерные изыскания, на основании которых подготовить проектную и сметную документацию. После завершения разработки проекта и сметной документации выполнить процедуру государственной экспертизы проектной и сметной документации с получением положительных заключений на соответствие разработанной проектно-сметной документации нормативным требованиям. Затем будут сформированы необходимые документы и направлены заявки в министерство образования Ставропольского края для включения реконструкции объекта в государственную программу Ставропольского края «Развитие образования».
Ответ на наболевший вопрос
По словам Шевченко, на основании неоднократных обращений директора МКОУ гимназия № 2 о принятии мер по устранению выявленных в процессе эксплуатации дефектов конструктивных элементов здания гимназии управлением образования администрации Минераловодского городского округа было инициировано проведение строительно-технического обследования здания гимназии с привлечением специализированной организации и получено экспертное заключение в 2019 году о признании школы аварийной.
«Эксплуатация школы прекращена на основании экспертного заключения Автономной некоммерческой организации „Независимая судебная экспертиза“ города Новопавловск от 10 октября 2019 года, на основании приказа от 29.01.2019 года была приостановлена эксплуатация и образовательный процесс в здании гимназии № 2», — сообщается в письме.
Что же касается основных болевых точек родителей, таких как организация подвоза к новым учебным учреждениям, тут администрация ссылается на часть 2 статьи 40 Федерального закона от «Об образовании в Российской Федерации».
«Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, осуществляется между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе городского округа», — говорится в ответе на запрос.
В то же время Минобр добавил, что подвоз обучающихся в общеобразовательные организации Минераловодского городского округа осуществляется школьными автобусами, согласно графиков и по маршрутам, утвержденным ОГИБДД ОМВД России по Минераловодскому городскому округу и руководителями образовательных учреждений, а также в соответствии с санитарными правилами.
«Согласно требованиям Санитарных правил подвоз обучающихся организуется при расстояниях свыше 1 км до общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций для обучающихся общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных образовательных организаций, расположенных в сельской местности», — рассказала заместитель министра.
Исходя из вышеуказанного, подвоз детей к школам осуществляется только в сельской местности, а городским школам, какими бы они не были удаленными, такого счастья не положено. Это подтверждают и родители: никаких подвозов нет, и графика этих подвозов никто никогда не видел. Хотя, по их мнению, организация школьных автобусов на время вынужденной смены учебного учреждения решила бы много проблем.
Пока еще вопросов в этой истории остается больше чем ответов, однако после запроса NewsTracker к изучению ситуации подключилась прокуратура Ставропольского края. Предварительно прокурорская проверка закончится в середине мая, тогда же о ее результатах обещали сообщить в редакцию.