Posted 14 ноября 2019, 08:11
Published 14 ноября 2019, 08:11
Modified 16 октября 2022, 18:30
Updated 16 октября 2022, 18:30
За последние два с половиной года уже второй глава строительного ведомства Ставрополья оказался под следствием. Приговор экс-министру дорожного хозяйства и строительства Игорю Васильеву почти совпал со временем ареста его преемника Алексея Когарлыцкого – 25 октября Васильева приговорили к 5 годам колонии, а спустя меньше двух недель 7 ноября следователи пришли за Когарлыцким.
Роднит чиновников и общая статья – злоупотребление полномочиями. Васильев, по версии следствия, давал указания главам муниципалитетов вводить на подконтрольных им территориях режим чрезвычайной ситуации и, пользуясь лазейкой в законе, заключать договоры на ремонт дорог без проведения конкурсов. Фактически это давало возможность заключать многомиллионные контракты с аффилированными фирмами. И теоретически получать от них откаты. По такой схеме были заключены контракты на 44 миллиона рублей.
Это давало возможность заключать многомиллионные контракты с аффилированными фирмами.
Когарлыцкий, по данным следствия, действовал уже не так нагло. Он всего лишь подписывал справки о стоимости материалов и работ на одном из объектов строительства – легкоатлетическом манеже в Ставрополе. Якобы за подписью министра проводились документы с завышенной стоимостью стройматериалов. Ущерб оценили в 14 миллионов рублей.
Нужно отметить, что обычная «чиновничья» статья 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями», как и статья о превышении полномочий, имеет очень широкое применение. Дела по этим статьям по всей стране возбуждаются десятками. Основанием же может послужить любое нарушение и даже деяния, которые могут на самом деле трактоваться в пользу обвиняемого.
Так, на процессе по делу Васильева защита экс-министра веско указывала на то, что муниципальные власти по закону не зависят от исполнительной власти региона. Соответственно, министр попросту не мог указывать главам местных администраций вводить режим ЧС и подписывать контракты с нужными компаниями. Получается, он не мог злоупотреблять полномочиями, которых у него нет.
Но эта позиция не убедила суд.
Можно предположить, что адвокаты Когарлыцкого тоже будут строить защиту бывшего министра на утверждении, что он не имел злого умысла и не мог знать о превышении сметы, подписывая бумаги.
Можно только догадываться, какое давление испытывает новый министр строительства и архитектуры Валерий Савченко после того, как два его предшественника оказались за решеткой. Но действительно ли должность в правительстве Ставрополья стала расстрельной и над каждым следующим министром автоматически нависает дамоклов меч?
Директор Агентства административного консалтинга политолог Николай Голубев указывает на высокую коррупционную емкость поста министра строительства. Это происходит из самой сути отрасли, считает эксперт.
С одной стороны, активность силовиков, с другой стороны, сама должность коррупционно емкая.
«Мы недавно подготовили исследование по заказу Ивановской области по определению коррупционно опасных должностей. Мы определили, что в тех отраслях, которые связаны с распределением ресурсов и сложно поддаются оценке, возникают неучтенные деньги. Производитель работ потом может отдавать часть этих денег заказчику в виде откатов. А строительство – это та отрасль, где песок раздувает ветром, цемент можно не положить и так далее. Это именно та сфера, в которой у нас воруют. К таким же коррупционно емким должностям можно отнести, например, природоохранную деятельность», - говорит Голубев.
С ним согласен политолог Дмитрий Фетисов. Он полагает, что для ареста Алексея Когарлыцкого «удачно» сложились два фактора – запрос на обновление в команде губернатора и ретивость силовиков.
«Тут есть два фактора. С одной стороны, активность силовиков, с другой стороны, сама должность коррупционно емкая. И это зависит от региона. Ставропольский край долгое время был регионом с определенными проблемами в строительной сфере», - сказал Фетисов в интервью NewsTracker.
Все последние действия силовиков против членов краевого правительства носят демонстративный характер. Напомним, что за месяц до ареста Алексея Когарлыцкого в министерствах строительства и спорта проходили обыски. Как правило, пресса узнает о таких мероприятиях не от самих силовиков, а через источники в обыскиваемых ведомствах. Но в данном случае все региональные СМИ получили официальные пресс-релизы и видео обысков в тот же день – с подробными комментариями и объяснением причин.
Через десять дней 17 октября стало известно о возбуждении уголовного дела в отношении министра физической культуры и спорта Романа Маркова. А еще через двадцать дней задержали его коллегу Когарлыцкого. Причем задерживали опять-таки напоказ – в кабинете под прицелами камер. Министра вывозили из здания правительства как опасного преступника – в наручниках погрузили в огромный автозак и под конвоем увезли.
Создается впечатление, что МВД и Следственный комитет посылают недвусмысленные сигналы остальным министрам и другим высокопоставленным чиновникам: мол, никто не застрахован.
В случае с Когарлыцким в глаза бросается и сравнительно небольшая сумма, которая вменяется экс-министру. Ведь для строительной отрасли 14 миллионов – не такие уж крупные деньги. Причем министр, по данным следствия, не украл, не присвоил, не растратил их, а лишь «нанес ущерб».
Политолог Николай Голубев полагает, что сумма в данном случае не имеет большого значения.
Я не скажу, что отставка и арест были ожидаемы, но то, что он был случайным человеком, это очевидно
«Я не считаю, что это чей-то заказ. Министерство строительства само по себе не строит ничего. Оно занимается регулированием отрасли, контролем. Сейчас в министерстве нет таких крупных сумм, поэтому и вменяют министру не так много», - считает Голубев.
При этом эксперт отмечает, что арест министра хоть и не был ожидаемым, но вполне вписывается в логику действий силовиков. В любом случае рано или поздно его бы уволили, считает политолог.
«Сейчас идет обновление правительства. А Когарлыцкий был там человеком случайным. Он не строитель, а юрист. Я не скажу, что отставка и арест были ожидаемы, но то, что он был случайным человеком – это очевидно», - говорит Голубев.
Так чего теперь ожидать Валерию Савченко? Должен ли новый назначенец проявлять крайнюю осторожность и свести свою деятельность к необходимому минимуму? Или, заручившись поддержкой губернатора, он может не опасаться повторить судьбу предшественников?
В ближайшие месяцы стоит ожидать новых отставок в правительстве
Политолог Дмитрий Фетисов утверждает, что интриги против нового министра будут плестись в любом случае.
«Я думаю, что какие-то действия сейчас будут предприниматься и против нового министра. Было видно, что часть региональных элит недовольна этим назначением. И это важный момент для губернатора. Интересно, получит ли новый министр его полноценную поддержку, чтобы сломить сложившуюся печальную традицию?», - задается вопросом эксперт.
Политолог также не исключает, что в ближайшее время в ставропольском правительстве будут новые отставки и назначения.
«Если не до Нового года, то в ближайшие месяцы стоит ожидать новых отставок в правительстве. Заметно, что правительство до конца не сформировано. Скорее всего, некоторые лица будут вынуждены уйти», - говорит Фетисов.
Он указывает на тот факт, что губернатору все труднее найти замену уходящим фигурам. Руководство региона явно испытывает кадровый голод.
«Видно, что Владимирову трудно найти кандидатов на ряд должностей. В этой связи обратите внимание на назначение бывшего сенатора (Михаила Афанасова) на должность вице-премьера. Это фигура очень влиятельная. Большой плюс, что Владимирову удалось уладить с ним вопрос. Возможно, каких-то людей подтянет и он в силу своих связей. Правительство еще далеко не сформировано полностью и я думаю, что какие-то перестановки еще будут», - считает Дмитрий Фетисов.