Posted 14 сентября 2019,, 11:17

Published 14 сентября 2019,, 11:17

Modified 16 октября 2022,, 18:14

Updated 16 октября 2022,, 18:14

Эксперты Ставрополья назвали идиотизмом идею поднятия «алкогольного» возраста

14 сентября 2019, 11:17
Почему Минздрав РФ считает, что отдать жизнь за Россию можно в 18 лет, а употреблять алкоголь – только с 21 года и как к этому относятся эксперты из Ставропольского края, разбирался NewsTracker.

Новые запреты

Недавно министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова сообщила, что ожидает вступления в силу закона, запрещающего лицам младше 21 года приобретать алкоголь. Он сообщила, что закон ждет только подписания и принятия и выразила надежду, что это произойдет в течение года. С точки зрения чиновницы, это необходимо в связи с тем, что формирование гормонального фона у людей происходит с 14 до 20 лет. Также Скворцова поделилась информацией, что около 70% жителей РФ поддерживают эту инициативу, при этом откуда взялись эти цифры – не пояснила.

Министра практически сразу поддержала главный нарколог Татарстана Резеда Хаева, которая указала на особую опасность алкоголизма в молодом возрасте. Она считает, что чем раньше человек употребляет спиртные напитки, тем страшнее последствия и рассказала, что сталкивалась с 21 и 22-летними алкоголиками. Алкоголизм, с ее точки зрения, формируется у молодежи в два-три раза быстрее, чем у взрослых людей. Исходя из этих соображений она высказала мнение, что повышение «алкогольного порога» до 21 года приведет к тому, что молодежь более поздно познакомится с алкоголем и сохранит здоровье.

Против данной инициативы выступило министерство финансов, например заместитель руководителя ведомства Илья Трунин сообщил, что Минфин против данного решения, так как отвечает за развитие рынка алкоголя и любое ограничение будет негативно на него воздействовать.

Депутат Госдумы Айрат Фаррахов заявил, что данная идея никак не отразится на употреблении молодежью алкоголя и еще более увеличит теневой рынок спиртных напитков. А развитие теневого рынка приведет к увеличению количества некачественного алкоголя. Также он не понимает, почему водительские права можно получать в 16 лет, выходить замуж и жениться – в 18 лет, а употреблять алкоголь – в 21 год.

Просвещать, но не запрещать

Уполномоченный по правам предпринимателей Ставрополья Кирилл Кузьмин выступает против данного ограничения.

«В 18 лет человек вполне способен отдавать отчет своим поступкам, в том числе и в том, принимать или не принимать ему алкоголь. Я против введения все новых ограничений, которых и так достаточно в нашей стране. Если Минздраву больше нечем заняться, кроме придумывания очередных запретов – то это печально, так как на самом деле он должен заниматься превенцией и профилактикой заболеваний, а не бредить», – уверен бизнес-омбудсмен.

Самым главным в предотвращении алкоголизма он считает просвещение.

«Если Минздрав хочет ограничить количество употребления спиртных напитков, то ему стоит заняться не запретами, а просвещением, в том числе и культурой употребления алкоголя, и тогда люди сами начнут заботиться о своем здоровье. Важно понимать, что тот, кто ищет, где выпить – тот всегда найдет. У нас не продают алкоголь в День знаний, на последний звонок, но если те люди, которые принимают подобные решения, действительно считают, что это каким-либо образом остановит желающих выпить, то они ошибаются, потому что школьники, не говоря уже о 18-летней молодежи, – люди с определенной смекалкой и всегда найдут то, что им нужно», – отметил собеседник.

С его точки зрения, необходимо большее внимание уделять и досугу молодежи.

«Надо заниматься организацией досуга, дополнительного образования, спортивных секций. Тогда и дети начнут заниматься полезными вещами. Таким образом, у них просто не будет времени для распития в подъездах контрафактных спиртных напитков», – рассказал Кузьмин.

Также на употребление спиртных напитков молодежью влияет и низкий уровень жизни.

«Низкий уровень жизни порождает асоциальное поведение. А такое поведение может сопровождаться употреблением алкоголя и наоборот: распитие алкоголя приводит к совершению таких поступков. Необходимо четко понимать, что чем выше уровень жизни – тем меньше таких ситуаций. Поэтому государству нужно обращать на это особое внимание», – поделился мнением уполномоченный по правам предпринимателей.

Увеличится теневой сектор

Атаман Красногвардейского хуторского казачьего общества Виталий Меленяко рассказал, что в селе Красногвардейском ситуация с алкоголизмом молодежи совершенно не критична.

«Я бы не сказал, что хоть молодежь, хоть взрослые в Красногвардейском сильно много употребляли спиртные напитки. Определенная часть, конечно, выпивает, но назвать это «повальным сельским пьянством» я не могу. У нас есть очень много молодых людей, которые в 18 лет еще не пробовали алкоголь, есть и пожилые, которым уже за 60 лет перевалило, и они до сих пор не прикладываются к бутылке», – рассказал атаман.

При этом ситуация сейчас улучшилась по сравнению с 1990-ми годами.

«Раньше, в 1990-е, у нас пили, в том числе и молодежь, раза в два сильнее, сейчас пьют гораздо меньше. Вместе с тем самогоноварение усилилось, причем не из-за пьянства людей, а из-за невозможности пить ту гадость, что продают в магазинах. Ее пьют все меньше и меньше, предпочитая свое, проверенное», – отметил атаман.

При этом в случае запрета самогоноварение будет работать не только на самообеспечение продуктом, но и на продажу, то есть увеличится теневой сектор.

«Я считаю, что тот, кто хочет выпить – тот всегда найдет. Сейчас не продают алкоголь с 22:00 до 10:00, на 1 сентября, последний звонок, но разве статистика показывает, что люди стали меньше пить? Как пили и в 23:00, и в 0:00 – так и пьют, а запретят – самогон будут брать у бабушек, то есть смысла во всех этих запретах нет никакого», – уверен Меленяко.

При этом многомиллионные затраты на постройку спортивных клубов тоже никак не влияют на сокращение потребления алкоголя молодежью.

«В деревнях понастроили спортивных клубов, это хорошо, но занимаются там, от силы, 10 человек. Я поддерживаю занятия спортом, но о каком спорте и культуре можно говорить человеку, если он не живет, а влачит свое существование? Люди пьют от безнадежности: работы нет, особенно в сельской местности, ничего нет, остается пить. Надо повышать уровень жизни населения – тогда и пить будут меньше», – поделился мнением атаман.

Он считает несправедливым распределение прав и обязанностей граждан, предлагаемое инициаторами закона.

«Получается, что идти в армию, служить и отдавать жизнь за Россию парням в 18 лет нормально, а выпить – нельзя? Мне кажется, что это идиотизм полнейший. Чтобы было справедливо – пусть в армию парней берут с 21 года, тогда все будет честно», – предложил Меленяко.

"