Posted 14 февраля 2020, 10:39

Published 14 февраля 2020, 10:39

Modified 16 октября 2022, 18:18

Updated 16 октября 2022, 18:18

Халявы не будет: на Ставрополье одобрили усиление мер для авто с зарубежной пропиской

14 февраля 2020, 10:39
Рассчитывая сэкономить на покупке автомобиля и на штрафах, россияне покупают иномарки за рубежом и стремятся обойтись без растаможки. Как это влияет на ситуацию на дорогах Ставрополья, разбирался NewsTracker.

Неуловимые автолюбители

Владельцы машин с иностранными номерами, уходя от налогов и штрафов, чувствуют себя безнаказанными. Это подтверждает и статистика ГИБДД, и личный опыт водителей. На счету владельцев таких автомобилей около 10% всех нарушений правил дорожного движения, по информации краевого управления Госавтоинспекции.

Привлечь к административной ответственности владельцев импортных номеров не удается — они не включены в базу ГИБДД, поэтому камеры фото- и видеофиксации могут только зафиксировать нарушение, но опознать нарушителя не могут, чтобы выписать штраф.

«У нас есть проблема с учетом данных транспортных средств, потому что на временный учет ставятся машины, которые ввозятся на срок более одного года. До одного года они передвигаются в свободном режиме. Проблема действительно существует, ведь они являются участниками дорожного движения, совершают ДТП, и значительная часть этих машин осуществляет групповые перевозки людей», — приводит пресс-служба думы слова Ставропольского края исполняющего обязанности руководителя регионального управления ГИБДД Александра Золотарева.

По объективным причинам (машина обходится дешевле) проблема иностранных номеров со временем только набирает обороты, считают в краевом парламенте.

«Таких автомобилей на наших дорогах становится все больше. Учитывая специфику таможенных пошлин на автомобили в соседних государствах, отличающуюся от таможенного режима, действующего в России, граждане, преследуя свою выгоду, конечно, стремятся минимизировать расходы, приобретая автомобили с иностранными номерами. Стоит отметить, что такая выгода заключается не только в низкой таможенной пошлине, но и в возможности избежать наказания за нарушение ПДД, уплаты транспортного налога», — рассказал зампредседателя думы Ставропольского края Виктор Гончаров.

Нелегальный поток

Однако больше проблем создает налаженный поток незарегистрированных автомобилей. Одна из причин — таможенное соглашение России с Арменией в рамках Евразийского экономического союза. Этот документ не позволяет взимать за ввозимые машины таможенные платежи на границе.

«Таможенная служба осуществляет только контроль и взимание таможенных платежей на границе. Этот процесс производится в отношении граждан, которые имеют статус иностранных. Все машины из Армении таким статусом не обладают. Соответственно, они заезжают без декларирования и учета, как если бы они перемещались из одной области в другую», — прокомментировал ситуацию начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Минераловодской таможни Сергей Елисеев.

Однако корень проблемы, по мнению Гончарова, в выстроенной мафиозной структуре бизнеса по поставке иностранных автомобилей в Россию.

«Эти машины приходят в Грузию, порт Поти. Они даже в Армению не заходят. Там целая мафиозная структура существует, которая готовит документы и дальше эти машины (непонятно, в нормальном техническом состоянии или нет) заходят на территорию России», — отметил Гончаров.

Законодатели предлагают разработать механизмы для контролях провозимых через границу автомобилей и регистрации их на временный учет.

Уход от налогов

Количество владельцев машин с иностранными номерам не поддается расчетам. Властям ясно одно — бюджет недополучает серьезные деньги. Поскольку машина зарегистрирована не в России, ее владелец не платит здесь транспортный налог.

Мириться с потерями власти не согласны, ссылаясь на то, что владельцы незарегистрированных машин тоже должны вкладываться в ремонт инфраструктуры — через оплату транспортного налога.

«Мы теряем серьезные средства, которые должны идти в дорожный фонд и на ремонт дорог. И я хочу акцентировать внимание именно на наших гражданах и призвать, чтобы они зарегистрировали свои транспортные средства в Российской Федерации. Мы все равно наведем в этой сфере порядок», — заявил руководитель комитета по бюджету в думе Ставрополья Юрий Белый.

Силовики считают, что отсеивать поток машин с импортными номерами можно только сообща — совместными усилиями пограничников, таможни и Госавтоинспекции. По мнению депутатов, может появиться единая база, которой будут пользоваться все три ведомства.

Перестать делить налоги

На проблемы с обходом налогов есть и другой взгляд. Любые дополнительные налоги для автомобилистов вводить нецелесообразно, считает депутат думы Ставропольского края Александр Сысоев. Вместо дополнительных налогов достаточно все необходимые расходы на содержание транспортной инфраструктуры закладывать в топливный акциз.

«Смысл такой — я заправляюсь, и я плачу свою копеечку на содержание этих всех… на дорожные фонды и все остальное. Все. Много заправляюсь — много плачу, много машина жрет — много плачу. Маленькая машинка, экономный расход — мало плачу. И не надо вот этого — мощность, не мощность. Потому что, на мой взгляд, это все от лукавого… Стоит машина в гараже — я не пользую инфраструктуру, не разбиваю дороги, не загрязняю среду, соответственно, не плачу. Езжу много, часто и длительное время — покупаю много ГСМ, соответственно, плачу и никуда не увернусь. Если по моей просьбе мне кто-то будет покупать, а не я лично, объемы все равно будут тратиться. И прекратится разговор — где кто на учете стоит, не стоит, иностранец к нам приехал или наш купил машину с иностранными номерами. Бензин он и в Африке бензин — купил и сразу же твои денежки упали туда, куда они должны упасть», — считает Сысоев.

Ловят пока вручную

Пока власти ничего не могут сделать с растущим потоком безнаказанных водителей, патрули ГИБДД начали пополнять базу вручную. Такой метод испытали в конце прошлого года.

Патрульные останавливали машины с иностранными номерами для проверки документов. Если выяснялось, что владелец — гражданин России, его данные добавляли в базу данных системы автофиксации нарушений. Таким образом инспекторы получили возможность отслеживать повторные нарушения этих водителей. Эксперимент продолжался три месяца, за это время ГИБДД вынесло 843 постановления о нарушениях, которые допустили жители региона.

Назвать это достижением сложно. Масштабы нарушений, по оценкам Госавтоинспекции, гораздо больше, и оплата не гарантирована. Руководство регионального управления Госавтоинспекции предлагает уведомлять о штрафах самих владельцев, на которых зарегистрированы номера за рубежом. Это позволит задерживать машины нарушителей до уплаты штрафа.

«Если у нас появится возможность отправлять копии постановлений за пределы Российской Федерации владельцам или собственникам — иностранным гражданам, то мы сможем выносить постановления и им. Это не гарантирует, конечно, нам оплату, но с применением мер действующего законодательства мы сможем производить задержание данных транспортных средств до уплаты административного штрафа. Я считаю, что основная задача заключается в профилактике безопасности дорожного движения и реализации принципа неотвратимости наказания», — отметил руководитель центра автоматизированной фиксации правонарушений в краевом управлении ГИБДД Алексей Савенко.

Нужны «нормальные машины»

Усиление административного давления на владельцев иностранных номеров поддержали не все парламентарии. Депутат Николай Новопашин наоборот предложил поддержать предприимчивых водителей.

«[Покупатели таких машин в основном] продают овощи, живность какую-то, что-то сами выращивают — чтобы собрать эти деньги, чтобы поехать и приобрести этот грузовичок Тойоту или по маршруту Ипатово - Ставрополь приобрести хороший микроавтобус. Давайте думать о том, как снизить таможенный сбор. Чем житель моего округа хуже жителя Абхазии, Грузии и Еревана? Почему они могут ездить на нормальных машинах?.. Люди, приобретая Газельку или наш УАЗ Патриот, они всю выручку тратят на запчасти. Именно поэтому они и приобретают эти машины. Это первый момент. А второй момент — давайте снизим таможенный сбор, будем выходить на федерального законодателя, обращаться — пусть покупают Ламборджини, Порши, потом уже камерами добирать, они как раз идут в муниципальный бюджет. Они же быстрее будут гонять», — заявил Новопашин на планерном совещании краевой думы.

Решать эти проблемы предстоит на федеральном уровне, вероятно, с поправками в федеральное законодательство. Итогом обсуждений в парламенте Ставрополья, по данным пресс-службы органа, станет очередное обращение к федеральному правительству.

Водители поддерживают ужесточение контроля

Водители тоже не рады автолюбителям на машинах с иностранным номерами. Часто на таких машинах водят неаккуратно, считает председатель правления Союза профессиональных водителей Евгений Кочергин.

«Как водитель такси, который по городу ездит очень много, я частенько встречаю автомобили с такими номерами нарушают правила. Это, как правило, не очень аккуратные водители. Возможно, сказывается то, что фото- и видеофиксация не отлажена», — рассказал собеседник агентства.

Учитывая очевидные потери бюджета от обхода таможенных пошлин и штрафов, Кочергин поддерживает идею усиления контроля за ввозом автомобилей из-за границы.

«На мой взгляд, конечно, нужно какие-то меры предпринимать, чтобы как минимум n-нная сумма денег поступала в казну, и они могли быть перераспределены на улучшение дорожно-транспортной ситуации, на улучшение покрытия дорог и прочие моменты, на целевые нужды», — считает Кочергин.

Подпишитесь