Posted 14 января 2019,, 08:31

Published 14 января 2019,, 08:31

Modified 16 октября 2022,, 18:05

Updated 16 октября 2022,, 18:05

Эхо репрессий: почему в КБР жертвы режима спустя 75 лет не могут вернуть имущество

14 января 2019, 08:31
Многие годы репрессированные при Сталине балкарцы и их потомки не могут вернуть руины своих родовых домов и возродить село Шыкъы, родину основоположника балкарской литературы Кязима Мечиева. В причинах разбирался NewsTracker.

Депортация балкарцев: как это было

Немецкие войска вошли на территорию Кабардино-Балкарии в августе 1942 года. Пробыли они здесь не более полугода, после чего территория КБ АССР была освобождена. Однако в глазах советских властей балкарцы оказались не достойны жить на своей земле и подлежали выселению. Причиной этого стало оставление захватчикам в сохранности ряда промышленных предприятий и права в организации партизанского движения – был организован всего один отряд числом более 100 человек. Также коммунистические власти предполагали, что большинство балкарцев с восторгом встретили гитлеровцев и намерены после их ухода начать антисоветские действия. Таким образом, целый народ был обвинен в предательстве и бездействии.

В конце февраля 1944 года глава НКВД Лаврентий Берия предложил Иосифу Сталину выселить балкарцев с родной земли, а 8 марта балкарцев начали выселять. Народу дали 20 минут на сборы, с собой можно было взять не более 500 килограммов вещей, которые очевидно было невозможно собрать за столь короткое время. Более 37 тысяч балкарцев были загружены в товарные вагоны и направлены в Среднюю Азию в течение двух часов. Из депортированных 52% были дети, 30% – женщины, 18% – мужчины, в основном, старики. Большая часть балкарских мужчин в это время воевала на фронте с гитлеровцами. После войны они отправились вслед за женщинами и детьми. На новых местах на балкарцев накладывались строгие ограничения по перемещению, работе и в других сферах жизнедеятельности.

Спустя месяц, 8 апреля 1944 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о переселении балкарцев, проживающих в Кабардино-Балкарской АССР, и о переименовании Кабардино-Балкарской АССР в Кабардинскую АССР.

«Всех балкарцев, проживающих на территории Кабардино-Балкарской АССР переселить в другие районы СССР. Земли, освободившиеся после выселения балкарцев, заселить колхозниками из малоземельных колхозов Кабардинской АССР. Кабардино-Балкарскую АССР переименовать в Кабардинскую автономную советскую социалистическую республику».

Вернуться обратно балкарцы смогли только спустя много лет. В 1956 году с них были сняты ограничения и возвращена автономия. В течение многих десятилетий народ постепенно возвращался на свои земли. Несколькими законами СССР, РСФСР и РФ репрессии против народов были признаны преступными и незаконными, а за народами признали право на восстановление территориальной ценности и компенсации ущерба.

Однако некоторые репрессированные и их потомки до сих пор не могут добиться возвращения даже фундаментов строений, некогда принадлежавших предкам.

Руины отдавать передумали

Среди населенных пунктов, откуда 75 лет назад были депортированы балкарцы, было и село Шыкъы. В 2012 году была создана общественная организация: «Возрождение села Шыкъы». Сейчас ей руководит Айшат Султанова.

По ее словам, в 2012 году представители 12 депортированных родов решили вернуться в родное село и восстановить его.

«После возвращения из депортации под различными надуманными причинами власти не дали всем людям вернуться в родные села: при выселении балкарцы жили в 91 населенном пункте, а по возвращению нас разместили в 29 населенных пунктах. Остальные села руководство посчитало расселять нецелесообразным, более того, возвращающихся из ссылки принуждали расселяться в степных районах», – рассказала Султанова.

Село Безенги Черекского района, также заселенное балкарцами, давнишние соседи села Шыкъы. Сейчас земли Шыкъы входят в управление администрации Безенги, хотя, когда люди начали поднимать вопрос о возвращении, они были в федеральной собственности, и были отчуждены в 2013-м году. Еще 6 лет назад администрация Безенги пошла навстречу жителям Шыкъы, чтобы помочь им вернуться в родные дома.

«Было проведено общее собрание жителей обоих сел, после чего депутаты Безенги приняли решение «О выделении старых родовых домов наследникам и правопреемникам». Нами были идентифицированы почти все дома села с выездом на место со старшими родов, сделаны межевые планы 33 домов», – сообщила активистка.

По ее словам, с недавнего времени дело возвращения жителей Шыкъы на родные места застопорилось.

«Власти района потребовали от нас обратиться к властям Безенги и предоставить доказательства того, что мы жители и наследники Шыкъы, все это мы выполнили. Но при обращении в новую администрацию села Безенги вдруг выяснилось, что они не могут принять решение по оформлению документов без решения администрации района. Район же вообще предложил нам устроить аукцион на аренду земли под нашими же фундаментами наших же родовых домов», – возмутилась Султанова.

Она отмечает, что никто не ставит задачу дележа земель или власти.

«Принципиальной позиции о разделении с Безенги у нас нет, пусть будет одна администрация в Шыкъы и в Безенги. Нам надо вернуться на родину и обрести право на руины родовых домов, чтобы отстроить их и жить на родовой земле. А решения органов государственной власти идут вразрез с чаяниями и интересами репрессированных и их потомков», – рассказала активистка.

Она сообщила, что землю предков людям предлагали взять в аренду, отказавшись, таким образом, от права собственности.

Оставшиеся в живых репрессированные и их потомки направляли обращения в администрации села Безенги, Черекского района, главе республики, полпреду президента РФ в СКФО. Просьба принять решение о восстановлении малой родины была направлена и Владимиру Путину. В документе, сославшись на законы РФ о реабилитированных жертвах репрессий и о малочисленных народах, а также на международные договора о коренных народах, они попросили президента помочь вернуть им руины домов, чтоб отстроить их и жить на земле предков.

«В прошлом году умер Магомед Шаваев, который опознал все остатки домов и говорил, что боится не дожить до того дня, когда увидит дым из трубы хотя бы одного дома в родном селе. Таких репрессированных стариков осталось еще 5-6 человек, и они тоже боятся не увидеть свои отчие дома и возвращения шыкъыевцев на родину своих предков», – рассказали главе государства о своих переживаниях люди.

Круговорот ответов властей

Депутаты местного самоуправления села Безенги пятого созыва на своем 15 -м заседании от 1 ноября 2013 года приняли решение «О выделении старых родовых домов наследникам и правопреемникам».

В 2014 году Совет местного самоуправления решил выделить в аренду людям территорию развалин их собственных домов.

«Заслушав и обсудив информацию главы администрации Безенги Исмаила Рахаева, Совет местного самоуправления села решил выделить развалины старых родовых домов в аренду сроком на три года. Если за три года начнутся восстановительные работы, то продлить срок аренды», – указано в документе.

Однако следующий шестой созыв и районные власти заняли иную позицию.

«Отменить и признать недействующим с момента принятия решение Совета местного самоуправления сельского поселения Безенги как принятого не по полномочиям», – таково было решение депутатов Безенги, подписанное председателем Совета Зуфаром Чочаевым.

Глава администрации Черекского района Борис Муртазов указал, что в составе района не имеется населенного пункта Шыкъы. «Развалины старого села Шыкъы расположены в границах сельского поселения Безенги. Данная местность расположена в значительном удалении от самого села Безенги и не имеет соответствующей инфраструктуры для размещения населенного пункта. Социально-экономические предпосылки для образования нового населенного пункта на территории муниципального образования Безенги отсутствуют», – сообщил чиновник.

Интересно, что за прошедшее время активисты своими силами реконструировали дорогу в Шыкъы от Безенги.

Также глава района отметил, что указанная территория отнесена к землям сельхозназначения как пастбища и отметил, что земли находится в ведении администрации села Безенги.

«Распоряжение земельными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется сельским поселением Безенги самостоятельно. Регулирование данных вопросов не отнесено к полномочиям Черекского муниципального района КБР», – сообщил Муртазов.

Тогда активисты обратились в село Безенги, где их обращение было внесено на рассмотрение Совета местного самоуправления. В ответе было указано, что жители Безенги выражают несогласие на раздел муниципалитета на Шыкъы и Безенги. Чочаев сообщил, что репрессированные и их потомки не имеют никаких прав требовать возвращения руин своих домов, а также каким-то образом препятствуют развитию Безенги.

«Лица, до сегодняшнего дня не идентифицировавшие себя с муниципальным образованием Безенги, не проживают в селе, не осуществили никакого вклада в развитие и процветание Безенги, а подчас препятствуют социально-экономическому благополучию села, не имеют морального, исторического и законодательного права претендовать на что-либо в Безенги», – сообщил чиновник.

Депутаты Совета указали, что выступают против разделения села, отметив, что не обладают соответствующими полномочиями.

«Мы считаем, что в настоящее время отсутствует необходимость в преобразовании в форме разделения поселения, влекущее образование двух поселений. Считаем, что данный вопрос необходимо рассматривать исключительно в контексте восстановления балкарских районов, в границах, существовавших до 8 марта 1944 года. Однако решение данного вопроса также не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления», – решили народные избранники.

На это решение активисты пожаловались прокурору Черекского района Тимуру Хавпачеву, прокурор переадресовал обращение в район. Власти района ответили так же, как и в первый раз, указав, что решать должны власти села, ранее отославшие к властям района.

Ситуация до сих пор не разрешена. Сможет ли президент России помочь людям вернуть дома и кто ответственен за круговое перекладывание ответственности – покажет время.

"