Posted 13 декабря 2021, 14:45

Published 13 декабря 2021, 14:45

Modified 16 октября 2022, 19:20

Updated 16 октября 2022, 19:20

Нажиться на старости: пенсионера из Ставрополя обманом лишили квартиры и денег

13 декабря 2021, 14:45
Пожилой мужчина из Ставрополя насобирал денег для покупки на старости лет квартиры, однако из-за неграмотности 75-летнего пенсионера он может лишиться почти 300 тысяч рублей. В ситуации разбирался NewsTracker.

Оставить пенсионера без денег и без квартиры

В редакцию NewsTracker обратился 75-летний Сергей Тупик, который рассказал, что полгода назад он стал подыскивать для себя небольшое и недорогое жилье.

«Судьба меня свела с двумя риелторами, офис которых находится на перекрестке улиц Голенева и Дзержинского. Они предложили мне старенькую квартиру площадью чуть более 20 квадратных метров на улице Орджоникидзе, 78 в краевом центре за 1 300 000 рублей. К сожалению, я поздно понял, что они в сговоре с собственницей квартиры, и что их целью было лишь найти простачка, чтобы выманить у него деньги», — рассказывает пенсионер.

В итоге 4 августа он заключил с продавцом странный предварительный договор.

«По нему я немедленно передал ей 280 000 рублей, а остальные 1 020 000 рублей должен был отдать до 5 октября. Вся эта троица скрыла от меня, что в квартире электрическое отопление, а зная об этом, я бы никогда не согласился на ее покупку, так как только за отопление я вынужден был бы отдавать треть своей пенсии. Попутно замечу, что я человек преклонного возраста, страдающий многими неизлечимыми заболеваниями. А еще они умолчали о возможных юридических последствиях подписываемых мною документов», — переживает мужчина.

Лишь после разговора с юристом он понял, что его обманули.

«Собственница и ее риелторы разделили мои денежки в тот же день 4 августа: она передала им 100 000 рублей без всяких расписок и квитанций. И, как теперь я понимаю, риелторы пообещали ей, что она ничего возвращать мне не будет, так как 280 000 рублей моих денег являются задатком и возврату не подлежат. Я вынужден был обратиться в суд для того, чтобы расторгнуть предварительный договор, признать задаток авансом (или предоплатой) и вернуть деньги», — сообщил Тупик.

При этом конца-края ситуации не видно.

«Заседания в суде откладываются. Продавец и риелторы продолжают меня пугать тем, что мне откажут, и они взыщут с меня еще и судебные расходы, а я думаю лишь об одном, скольких еще людей эти „черные“ риелторы совместно с хозяйкой „блохастой“ квартиры заловили в свои сети. Если ей цена всего 1 300 000 рублей, из которых 100 000 рублей забрали себе риэлторы, а 180 000 рублей забрала собственница, то достаточно еще трех-четырех таких обманутых, как я, для того, чтобы полностью перекрыть стоимость этой халупки в Ставрополе», — поделился информацией пенсионер.

«Продам квартиру — отдам деньги»

Риелтор в разговоре с корреспондентом сообщила, что не имеет никакого отношения к договору покупателя с продавцом.

«Мы выполнили свою работу. Продавец искал, кому продать квартиру, покупатель — где купить. Никаких денег у покупателя мы не брали и не в курсе их взаимоотношений с продавцом. Собственник помещения оплатила нам только нашу работу», — сообщила женщина.

Владелица квартиры пояснила свою позицию.

«На квартире висели огромные коммунальные долги, их необходимо было оплатить, чтобы продать квартиру „чистой“, без долгов. Поэтому мы и договорились, что мне заплатит большую предоплату, но получит нормальную квартиру. Почему он не видел, что с отоплением — я не знаю, ничего не скрывала. Сейчас денег я не могу достать нигде физически — оплатила коммуналку и заплатила риелтору. Когда квартиру продам — обязательно верну деньги, но до этого не могу», — пообещала собственница.

Что говорит закон

В итоге отчаявшийся пенсионер подал в Октябрьский районный суд. Согласно официальному сайту суда, в нем находится гражданское дело о расторжении предварительного договора и взыскании. По делу состоялось предварительное и судебное заседания. Ближайшее рассмотрение назначено на 14 декабря.

Комментируя ситуацию, адвокат Роман Белан пояснил, что в своем заявлении пенсионер ссылается на то, что был введен в заблуждение и не понимал отличие задатка от аванса или предоплаты.

«Главное отличие предоплаты или авансового платежа от задатка состоит в том, что в случае отказа покупателя в указанный срок от исполнения условий договора задаток остается у продавца, а в случае отказа продавца он возвращает покупателю двойную сумму задатка. Подписанный истцом предварительный договор предусматривает условие его расторжения. Об этом покупатель заявил еще 31 августа, направив ответчице соответствующую претензию. До сегодняшнего дня ответ не получен», — сообщил эксперт.

Он отметил: ясно, что ответчица не желает возвращать полученные деньги, а потому и ссылается на статью 380 ГК РФ, о том, что, если истец отказался в установленный срок от исполнения обязательств, то задаток остается у нее.

«Между тем, ч. 2 ст. 380 ГК РФ предусматривает, что соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме. А в соответствии с ч. 3 ст. 380 ГК РФ, в случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся со стороны по договору платежей, задатком, в частности вследствие несоблюдения правила, установленного пунктом 2 настоящей статьи, эта сумма считается уплаченной в качестве аванса, если не доказано иное», — подчеркнул Белан.

Письменное соглашение о задатке сторонами не заключалось, а в расписке продавца о получении 280 000 рублей есть лишь ссылка на то, что в случае отказа ответчика она будет обязана вернуть истцу двойную сумму задатка. С точки зрения собеседника, это свидетельствует о том, что при подписании документов истец был введен в заблуждение относительно этой суммы денег, а именно, чем она является — предоплатой, авансом или задатком.

«В соответствии с ч. 2 ст. 450 ГК РФ: „По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора“. Кроме того, истец был введен в заблуждение относительно существенных характеристик жилого помещения, а именно о том, что центрального отопления в квартире не имеется, оно является электрическим, что из-за высокой оплаты значительно влияет на условия жизни истца, так как он является пенсионером и малообеспеченным человеком», — поделился мнением адвокат.

Он напомнил, что судебная практика в настоящее время идет по пути справедливости и законности, признавая такие платежи авансовыми, а не задатком.

«Попросту говоря, если сделка расстроилась, а продавец и покупатель в итоге не договорились, то почему одна сторона должна наживаться за счет другой?», — задается вопросом эксперт.

Подпишитесь