Posted 13 октября 2020,, 14:28

Published 13 октября 2020,, 14:28

Modified 16 октября 2022,, 18:39

Updated 16 октября 2022,, 18:39

Зачаток рынка. Как выживают рыбоводческие хозяйства Ставропольского края

13 октября 2020, 14:28
Российский рынок производства рыбы и морепродуктов находится в зачаточном состоянии. Подавляющая часть российского улова — это дикая рыба, тогда как по миру рыбоводческие хозяйства уже сравнялись с морским промыслом. Как выживают рыбоводческие хозяйства Ставропольского края, выяснял корреспондент NewsTracker.

Зачаток рынка

В мире каждый год съедают 170 миллионов тонн рыбы. Около половины вылавливают в морях и океанах, остальное выращивают на рыбоводческих фермах.

Российский рынок почти полностью зависит от дикого улова. Рыбоводческие хозяйства занимают всего 5% от ежегодных продаж рыбы в стране. В натуральном выражении — почти 287 тысяч тонн рыбы, по данным за прошлый год. Общая стоимость этой рыбы оценивается в 100 миллиардов рублей.

Производством рыбы и морепродуктов в России занимаются в основном мелкие предприниматели. В стране насчитывается около 4 тысяч предприятий, выращивающих рыбу и морепродукты. Подавляющее большинство (86%) из них — небольшие хозяйства с производственной мощностью до 100 тонн продукции в год.

Российский рынок производства аквакультуры все еще в зачаточном состоянии. Основное препятствие для развития — долгая окупаемость и низкая рентабельность. Например, карп и форель до прилавка нужно выращивать 3-4 года.

«Это во всем мире низкорентабельное производство. Оно с долгим сроком окупаемости — десять и больше лет. Естественно, без поддержки государства этому сегменту поднять самостоятельно на серьезный уровень и быстро развиться очень сложно», — отметил президент Торгово-промышленной палаты Росси Сергей Катырин.

При этом карповые еще наиболее рентабельная порода, на нее приходится около половины (51%) объема продаж в России (148 тысяч тонн). На втором месте по объемам продаж лососевые — эти породы рыбы занимают около 31% продаж (в прошлом году продана 91 тысяча тонн). Третье место (7%) среди лидеров продаж занимают беспозвоночные (в прошлом году продано 22 тысячи тонн).

Добиться господдержки

Отрасль с большим сроком окупаемости, по мнению Катырина, нуждается в государственной поддержке, иначе развитие невозможно. А объемы господдержки рыбоводческих хозяйств сейчас не идут ни в какое сравнение с аграрным бизнесом.

«Достаточно много льгот сформировано и много инструментов есть для поддержки фермеров. Для тех, кто занимается аквакультурой, по большому счету, не просто немного, а просто мизер. Раз. И по суммам это вообще не сопоставимо», — отметил президент ТПП РФ.

Рыбоводы предлагают кратчайший путь к господдержке — они надеются на признание рыбоводства одним из видов сельхозпроизводства.

Подавляющее большинство хозяйств напрямую зависит от валютных скачков. Сказывается фактор импортных закупок. Почти все основное сырье — икру для разведения рыбы и корм для нее — закупают за рубежом.

«И мальков мы закупаем из-за рубежа, и корма мы практически все покупаем из-за рубежа. В связи с тем, что у нас нет такого уж сильно устойчивого рубля, сейчас он потихоньку ползет вниз. То есть валюта дорожает. Естественно, покупать корма и все остальное становится все дороже и дороже», — рассказал Катырин.

Корм самое дорогое сырье для выращивания рыбы, он занимает около 70% себестоимости форели. Себестоимость одной рыбы около 540 рублей. За три года, пока форель растет, она съедает корм общей стоимостью около 180 рублей. Почти в пять раз дешевле обходится зарплата рабочих — в среднем около 30 рублей на каждую рыбу. В ценник взрослой форели производитель включает еще и стоимость новых мальков — около 30 рублей за одного малька. Наценка аквахозяйства — примерно 40% к себестоимости живой рыбы.

За переработку рыбы ее цена поднимается еще на 40%. Такую же наценку добавляют в местах реализации. Важно понимать, что хозяйства почти не продают рыбу напрямую. Свыше 70% готовой продукции у рыбоводческих хозяйств закупают посредники — торговые сети (40% продаж), интернет-магазины (15%), мелкие розничные магазины (10%).

Что в Ставропольском крае?

В Ставропольском крае разведением аквакультуры занимается всего около полусотни хозяйств (64), по данным СПАРК-Интерфакс. Данных о налоговых отчислениях нет более чем у 30% предприятий. Однако их прибыль растет впечатляющими темпами. Более чем двукратный скачок чистой прибыли наблюдается в 2017 году — тогда задекларированный доход отрасли вырос до 18,3 миллиона рублей. С тех пор чистая прибыль рыбоводческих хозяйств на Ставрополье стремительно растет. По итогам прошлого года общая ее сумма превысила 39,7 миллиона рублей.

Традиционно аграрное Ставрополье, по отзывам рыбоводов, неплохо подходит для рыборазведения. Хотя большинство преимуществ связаны с природными ресурсами региона.

«Здесь дешевле земля, в нашем районе доступные подземные запасы воды, вода лучшего качества, чем в Северо-Западном федеральном округе, гидрогеология лучше, потому что здесь нет скальных пород в том количестве, что на Северо-Западе. Здесь дешевле электроэнергия. Но на этом плюсы заканчиваются», — рассказал NewsTracker один из руководителей хозяйства, которое выращивает форель.

С другой стороны, на Ставрополье отсутствует инфраструктура, необходимая для полного цикла производства рыбы и морепродуктов.

«Здесь нет смежных производств, которые помогли бы нам в переработке. Здесь мы находимся далеко от крупных центров потребления. Этих минусов тоже много», — отметил собеседник агентства.

Зависимость местных производителей от импортного корма на Ставрополье также очень сильно влияет на экономику рыбоводческих хозяйств. Ориентация на импортные корма, по отзывам рыбоводов, обусловлена питательными характеристиками. Некоторые производители идут на уловки, чтобы сэкономить на себестоимости продукции, а в результате снижают эффективность кормов.

«Когда мы сравнивали импортные и отечественные корма, проблема была в том, что количество усваиваемого протеина было разное. Среди зарубежных тоже есть лидеры и аутсайдеры. Например, в одном из французских кормов белок, который они заявляли как усваиваемый, на самом деле рыбой не усваивался. То же самое, видимо, было и в отечественных кормах. Не берусь утверждать, но вероятнее всего связано это было с тем, что первичный источник протеина для производства кормов скорее всего нестабильный, может, рыбная мука была не такого качества, какое требуется», — рассказал предприниматель, который пожелал остаться анонимным.

Такая экономия естественным образом снижает рентабельность, поскольку сроки выращивания рыбы до товарных размеров значительно увеличиваются — в среднем на 15%-20%.

С началом антироссийских санкций, по информации местных отраслевых экспертов, с качеством импортного корма тоже возникли сложности. Чтобы нивелировать валютные скачки, зарубежные производители корма меняют состав корма, отправляемого на экспорт в Россию.

«Они отгружают корма в Россию с какого-то отдельного склада. И корма, которые нам в Россию отправляют, отличаются от европейских партий. Предположительно, корма, которые поступают в Россию, хуже, но при этом цену они сохранили такую же, как и до скачков курса», — рассказал эксперт. Однако исследования, которые однозначно доказали бы разницу в составе кормов, пока не проводились, отметил собеседник агентства.

"