Posted 13 марта 2021,, 15:01

Published 13 марта 2021,, 15:01

Modified 16 октября 2022,, 18:54

Updated 16 октября 2022,, 18:54

Четвертые в антирейтинге: за какие «достижения» Ставрополье вошло в топ взяточников

13 марта 2021, 15:01
В составленном Генпрокуратурой рейтинге регионов России по уровню коррупции в 2020 году Ставропольский край стал четвертым. В причинах разбирался NewsTracker.

В лидерах антирейтинга

Ранее стало известно, что Ставрополье оказалось на четвертом месте по количеству зарегистрированных преступлений по статье 291 УК РФ «Дача взятки». За 2020 год в крае выявили 127 таких деяний. Больше только в Москве – 248 преступлений, Татарстане – 174 и Московской области – 162.

Годовой прирост этого вида преступлений в Ставропольском крае составил 86,8%.

При этом следует принимать во внимание, что Генпрокуратура приводит абсолютные данные. С учетом же численности населения – при пересчете количества преступлений на душу населения – Ставропольский край уверенно вырывается в лидеры страны.

По количеству преступлений по статье 290 УК РФ «Получение взятки» Ставрополье находится на 8 месте. В крае за 2020 год было зарегистрировано 108 подобных деяний. Прирост составил 80%.

Начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры Виктор Балдин объяснил данный рейтинг тем, что в его лидерах всегда будут регионы, где сосредоточены финансовые активы, крупные предприятия и федеральные органы власти. Однако по данным параметрам Ставропольский край уступает многим регионам России, при этом опережает почти всех в коррупционном рейтинге.

Что же касается мелких (до 10 000 рублей) взяток – то в Генпрокуратуре отметили, что больше всего их берут педагоги, сотрудники уголовно-исполнительной системы и МВД.

Коррупция растет

Согласно данным МВД за 2020 год, на территории края увеличилось количество выявленных коррупционных преступлений.

«На 11% увеличилось количество задокументированных сотрудниками органов внутренних дел края преступных деяний коррупционной направленности. Пресечено 108 фактов получения взятки и 335 фактов дачи и посредничество во взяточничестве», – указано в отчете МВД за 2020 год.

Подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции выявили почти 200 фактов взяточничества.

«Выявлено 192 факта взяточничества, из которых количество тяжких преступлений составило 186, совершенных в крупном и особо крупном размере – 59. В суд направлены уголовные дела по 67 преступлениям, связанным со взяточничеством, в том числе по тяжким и особо тяжким преступлениям 67», – сообщают правоохранители.

Из крупных скандалов 2020 года, связанных со взятками, можно вспомнить задержание заместителя гендиректора ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» Павла Гриднева и исполнительного директора АО «Минераловодская газовая компания» Сергея Харькова, которые намеревались получить 2 миллиона рублей в качестве взятки. Их задержали при передаче 200 тысяч рублей.

Другой скандал связан с задержанием замглавы администрации Невинномысска Олега Бондаренко. Его поймали с поличным при получении взятки в 500 тысяч рублей. Вместе с Бондаренко был задержан и управляющий делами думы Ставрополя Евгений Аладин.

Самым крупным инцидентом со взятками стала история экс-главы Минстроя Алексея Когарлыцкого. В 2020 году в отношении него было возбуждено четыре уголовных дела. Экс-министр был задержан и арестован в начале ноября 2019 года по обвинению в махинациях при возведении спортивного объекта – легкоатлетического манежа в Ставрополе. Второе уголовное дело в отношении Когарлыцкого завели в ноябре 2019 года по подозрению в получении взятки в виде дорогого автомобиля Porsche Cayenne.

В мае 2020 года на него завели третье дело по подозрению в хищении 1,7 миллиона рублей при строительстве корпуса краевой детской больницы. В июле 2020 года было возбуждено уже четвертое: по версии следствия, в 2018 году Когарлыцкий договорился с руководством АО «Гипроздрав» о получении компанией госконтракта на комплексные инженерные изыскания и разработку проектной документации для строительства нового корпуса Ставропольского краевого онкологического диспансера. За это компания должна была заплатить министру откат в виде 40% от суммы контракта. Стоимость контракта составила 100 миллионов рублей. Министр получил 34 миллиона рублей.

Пятое дело касалось Краевого клинического кардиологического диспансера. За «помощь» в получении контракта Когарлыцкий потребовал 15 миллионов 550 тысяч рублей. Шестым стало дело о взятке при строительстве «культурно-образовательного и музейного комплекса» в Ставрополе. Сумма отката, по данным СК, составила 43,2 миллиона рублей. Деньги министр получить не успел, поскольку в ноябре 2019 года был задержан и арестован.

А 12 марта 2021 года следователи задержали и вице-премьера правительства Ставрополья Александра Золотарева, которого заподозрили во взятках почти на 63 млн рублей. По данным материалов дела, Золотарева сдал Когарлыцкий, который действовал в связке с зампредом правительства региона.

Новый прокурор и фактор КМВ

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев удивлен попаданию Ставропольского края в антирейтинг.

«Понятно, что, условно говоря, менталитет здесь «южный», ориентированный на «своих», он не порождает, конечно, коррупцию, но делает ее более комфортной. Но такой же менталитет, например, и в Краснодарском крае, и в Ростовской области, которые в списке оказались ниже Ставрополья», – отметил политолог.

Возможно, дело в фиксации преступлений и в новом прокуроре.

«Часто бывает так, что взятка была дана давно, а в 2020 году про это только узнали правоохранители – и дело идет в текущий год. Есть еще один вариант, пересекающийся с предыдущим – новый прокурор Александр Лоренц, который был назначен в конце 2019 года. Видимо, он взялся за то, за что его предшественник не считал нужным браться, всплыли старые дела, что и дало показатели», – сообщил Журавлев.

Однако в этом случае есть смысл смотреть глубже.

«С января 2020 года полномочным представителем президента РФ в СКФО является экс-генпрокурор РФ Юрий Чайка. Полпреду очень удобно влиять на регионы через прокуроров: для контроля за округом ему не надо связываться с губернатором, достаточно работать через прокуратуру. Вполне возможно, что, готовясь к переходу в СКФО, он счел, что на месте прокурора Ставропольского края ему нужен именно Лоренц, при котором в 2020 году и было выявлено настолько огромное количество взяток, что Ставрополье и поднялось почти на вершину антирейтинга», – поделился мнением эксперт.

В целом политологи считают, что край может вырасти в рейтинге и выше, так как чистка рядов во власти будет продолжена.

«Работа по кадровой чистке в преддверии нового выборного цикла только усилится. И я убежден, что это далеко не последняя отставка высокопоставленного чиновника на Ставрополье. Что касается уголовных дел, то они однозначно будут. Это в том числе и федеральная тенденция, связанная с предстоящим формированием парламента. Нужно показать, что идет чистка среди федеральных и региональных чиновников. В том числе ряд мероприятий по Ставропольскому краю готовился как раз с прицелом на будущие выборы», - прокомментировал Newstracker политолог Сергей Кулагин.

"