Posted 13 марта 2020,, 14:05

Published 13 марта 2020,, 14:05

Modified 16 октября 2022,, 18:25

Updated 16 октября 2022,, 18:25

Засилье импорта. Что Ставрополье может противопоставить голландским розам

13 марта 2020, 14:05
Очередной цветочный бум прошел по стране с весенними праздниками. Розничные цены привычно взлетели вверх. Но так ли прибыльны главные подарки к 8 марта, разбирался корреспондент NewsTracker.

Засилье импорта

Цветочные рынки России завалены импортом. Около 85% проданных в России цветов привезены из-за границы, по данным издания «Бизнес вектор».

Объем отечественного рынка срезанных цветов эксперты оценивают в 180 миллиардов рублей. Такую выручку получили продавцы цветов в России по итогам прошлого года. Продано было свыше 1,8 миллиарда цветов.

Львиную долю продаж занимают розы — 60% цветов, проданных за прошлый год в России (около 1,1 миллиарда цветов). Второе место у хризантем (270 миллионов цветов), на третьем — гвоздики (190 миллионов цветов). Еще один важный для цветочного рынка продукт — тюльпаны. Они на четвертом месте по объемам продаж в России. Во время мартовского бума по всей стране продают порядка 150 миллионов тюльпанов.

На остальные цветы приходится сравнительно небольшая доля рынка в 5%, то есть около 90 миллионов штук.

«Был период, когда на рынке не было предложений со стороны российских производителей. Но сейчас они есть, сейчас они появились эти хозяйства. И конечно бизнес заинтересован, чтобы рынок внутренний начинал быть дружелюбным для своих компаний. Они же здесь инвестиции принесли, здесь работают, платят налоги», — отмечает вице-президент Торгово-промышленной палаты России Елена Дыбова.

Неравное противостояние

Отечественные производители сконцентрировались на самых популярных сегментах — выращивании роз и тюльпанов. Но даже здесь количество отечественных предприятий относительно небольшое. Розы, к примеру, выращивает 15 тепличных комбинатов по всей стране.

Хотя от климатических условий этот бизнес напрямую не зависит, отечественные производители все же немало страдают от перепадов температуры.

«В наших условиях, в наших сложных зимах, в меняющимся климате, ты несёшь риски не то что ежегодно, ты их несёшь еженедельно: сегодня было плюс пять, а завтра минус пятнадцать, — а у тебя это на гектарах», — объясняет совладелица компании «Мастера сада» Екатерина Косолапова.

Один из самых северных в мире тепличных комбинатов, которые занимаются разведением цветов, находится в Ленинградской области. А работает по голландской технологии и большинство саженцев закупает тоже в Голландии.

Почему отечественные производители стремятся занять место в самых конкурентных нишах, понять несложно. Выращивание цветов, которые пользуются спросом, приносит прибыль и помогает инвесторам со временем выходить в плюс.

Эксклюзивные сорта (даже при условии низкой конкуренции) едва ли способны окупить запуск нового производства. Но выращивать их все равно приходится, потому что есть небольшой спрос.

«Я всегда старался производить как можно более широкий ассортимент горшочки, рассады, для того чтобы не было конкурентов. Если к тебе приезжает оптовик и видит, что у тебя можно купить практически всё, то он уже к другим не едет», — делится опытом владелец группы компаний «Харченко» и «Тепличный комбинат» Роман Харченко.

К климатическим проблемам российских цветоводов добавляются еще экономические. Себестоимость импортной розы в значительной мере складывается из логистических затрат. А российские производители больше всего тратятся на электричество и теплоэнергию.

В ценнике на отечественные цветы доля затрат на энергоресурсы доходит до 40%. Еще 25% составляет НДС (налог на добавленную стоимость). Оптовые базы и цветочные рынки, где продавцы закупают цветы и арендуют торговые точки, увеличивают изначальную себестоимость почти в два раза. Продавцы в магазинах тоже закладывают в ценник свои риски — стоимость испорченного товара покрывают за счет реализованного.

Ставрополье спасается многолетними цветами

На Ставрополье, по официальным данным, зарегистрировано меньше десятка производителей цветов. Доходность цветочного бизнеса в крае падает в последние годы. Самым удачным, судя по статистике налоговой, для ставропольских цветоводов выдался 2016 год. Чистая прибыль местных предприятий превысила 22 миллиона рублей. Через год эта сумма сократилась до 17 миллионов рублей, а в 2018 году — до 16 миллионов рублей.

Крупнейший производитель, по данным «Спарк-Интерфакс», ООО «Предприятие “Крона”» работает на Кавминводах. Экономическая ситуация здесь характерная для многих представителей отрасли — уровень прибыли существенно скачет из года в год.

Чтобы не зависеть от сезонности, в последние годы предприятие перешло на выращивание многолетних цветов. Однолетние цветы для относительно небольшого производства становятся невыгодными.

«Цветы, которые выращивают на 8 марта, занимают много места, отнимают много сил и в итоге не успеваешь то, что нужно, сделать к апрелю. Я знаю людей, у которых много теплиц, много рабочих рук, и, да, на 8 марта они делают хорошие деньги. Здесь скорее всего прибыль зависит от объема, производственной мощности. Такие предприятия производят не только на розницу, у них много опта», — считает агроном предприятия «Крона».

Резкий скачок курса валют держит ставропольских производителей в напряжении. Сказывается зависимость от импортных саженцев и удобрений, которые могут существенно подорожать в связи с ослаблением рубля.

«Пока мы ничего не меняем. Все как бы застыло, потому что мы не знаем, в какую сторону все двинется. Если ситуация будет ухудшаться, нам, естественно, придется повышать цены, потому что повысятся тарифы на энергоносители, воду. Если [курс] качнется рублей на 5, мы скорее всего не изменим цены, потому что это нам невыгодно, только клиентов отпугнет», — отметил собеседник агентства.

Допустимым пределом цветоводы Ставрополья определили для себя порог в 5-6 рублей. Если курс рубля упадет еще ниже, цены на цветы скорее всего поползут вверх.

«Для меня даже 6 рублей ощутимый скачок, потому что следом повысится стоимость земли, стоимость энергоносителей. И для меня будет уже не 6, а 15 рублей увеличение себестоимости. На столько же придется повышать конечную стоимость», — поделился мнение собеседник агентства.

"