Posted 13 марта 2020,, 09:21

Published 13 марта 2020,, 09:21

Modified 16 октября 2022,, 18:25

Updated 16 октября 2022,, 18:25

Взрывоопасная история: чем грозит благоустройство Пионерского пруда в Ставрополе

13 марта 2020, 09:21
Оползни, подтопления, несчастные случаи, взрыв газа — чем может закончиться реализация проекта по восстановлению и благоустройству Пионерского пруда в Ставрополе? Корреспондент NewsTracker изучил возможные сценарии трагедии.

Сейчас немногие жители Ставрополя вообще вспомнят о том, что когда-то неподалеку от Комсомольского озера был еще и Пионерский пруд. Однако это название все чаще стало мелькать в новостях в связи с начавшимся благоустройством Комсомольского озера и планами властей восстановить и второй водоем.

Но всю историю уничтожения исторического места и опасностей новых проектов реконструкции Пионерского пруда в деталях знают люди, живущие в частном секторе, расположенном «через забор» и экологи, когда-то дававшие заключения об опасности этого места.

Заброшенная «Русская Швейцария»

Как рассказали жители улицы Кавалерийской, борьба за Пионерский пруд началась в 1990-х годах, когда главой Октябрьского района был Виктор Карлов. Тогда водоем после 30 лет работы был осушен под предлогом того, что туда попадает грязная вода. Но на самом деле там собирались начать строительство так называемой Русской Швейцарии (60 коттеджей) с прихватом территории Бибердовой дачи (16 коттеджей), уничтожив место детского отдыха на воде и городские исторические места.

Раньше со всего города летом сюда привозили отряды детей в лагерь «Бригантина», где школьники под присмотром находились с 8 утра и до 5 вечера. Тут работали плавруки, воспитатели, кружки, было организовано питание. Для отдыха были созданы все условия.

По словам местных жителей, когда пруд осушили, сюда стали свозить со всего города строительный мусор, пригнали бульдозер и начали утрамбовывать. Сразу землю перевести из одного вида в другой было нельзя, поэтому на месте пруда построили аквапарк «Водолей». Но аквапарк был рассчитан скорее на любителей пенного напитка.

«Огромная палатка с пивом, маленький островок, покрытый зеленым сукном для детей, и по линии аквапарка спуски в небольшой круглый бассейн — вот и все развлечение. Скорая тут можно сказать дежурила. Детям было неинтересно», — вспоминают аквапарк собеседники.

По их мнению, город растет и Комсомольского озера для отдыха жителей недостаточно. Сейчас озеро реконструируют, пытаются создать детскую зону для плавания, но этого все равно не хватит.

Разрушение исторического наследия

Активисты рассказали, что во время появления аквапарка им удалось узнать, что Пионерский пруд исключен из водных объектов и продан за 1,26 миллиона рублей некому Рафаилу Манафову, за чьей спиной стояли знатные люди. Тогда местные жители пошли по судам.

«Мы прошли больше 30 судов, чтобы сохранить природу и место отдыха детей. Мы столкнулись с тем, что существование Пионерского пруда просто отрицали, но арбитражный суд Ставрополя признал его существование и его историческую ценность», — рассказали жители.

Согласно предоставленным документам, пруд начал фигурировать в топографических изображениях, в описания, очерках, исследованиях с 1805 года. Сначала он принадлежал купцу Игнату Волобуеву, а во второй половине XIX века каскад прудов и мельница перешли во владение предпринимателя Сипягина, который реконструировал это место для отдыха горожан — облицевал пруд камнем, соорудил купальни, вышку, лодочную станцию.

«Тут бывали Пушкин, Лермонтов, а Лермонтов даже написал здесь акварельную картину. Соседняя Бибердова дача принадлежала сначала князю Эммануэлю, когда он продал участок, часть купил Бибердов. Он же объединил участки аллеей. На Бибердовой даче во время Великой Отечественной войны наших солдат готовили для фронта. Там до сих пор сохранились траншеи, окопы, место, где был штаб. Когда пришли немцы, там был связной пункт с Берлином. Это идеальное место для патриотического воспитания. Когда мы с губернатором Ставропольского края Владимиром Владимировым спасали Бибердову дачу от застройки и сажали там деревья, был создан первый проект реконструкции Пионерского пруда, вполне приемлемый. Само зеркало пруда 980 квадратных метров, небольшой уголок мы уступили для обустройства подхода», — рассказали местные жители.

Но позже они узнали, что существует новая проектная работа по восстановлению пруда. Здесь сохраняется некоторая форма, но изменения серьезные — по новому проекту пруд будет сильно перегружен.

Жилые дома на схемах не рисуют

Одна из важных проблем, которую подняли жители соседних от будущего Пионерского пруда улиц, игнорирование их мнения со стороны властей.

«В июле 2018 года мы пришли показать наши идеи восстановления пруда главе города Ставрополя Андрею Джатдоеву и главе края. Губернатор тогда сказал, что идея ему нравится и восстанавливать пруд будут за счет федерального бюджета. Городская мэрия нам пообещала, что с жителями близлежащих домов все планы будут согласовываться. Но теперь наши дома даже на планах и схемах реконструкции не рисуют. Нас как будто просто не существует», — рассказали активисты.

На днях случайно они заметили, что представители администрации собирались на участке на общественные слушания, никого не оповещая.

«Мы их заметили и подошли втроем уже на финал публичных слушаний. Все это делалось тайно. Никаких объявлений или обзвона активистов не было. Все решается без нас. Если так будет и дальше, то под нашими окнами вместо простого пруда построят пластмассовый каток, скалодром — их еще можно принять, но каскадный фонтан. Детям там купаться нельзя, но они будут. Значит, будут травмы. Плюс техническая вода в фонтане — совсем не полезна», — посетовали жители.

Бомжатник над частным сектором

Также они напомнили, что сейчас реконструируют Комсомольское озеро. Там тоже все не очень хорошо.

По мнению собеседников, главное достоинство Комсомольского пруда — это ландшафт, и все планируемые там капитальные здания не нужны. Конечно, реконструкция желобов, дорожек — необходима. Но реконструкторам необходимо сохранить экологическую целостность этого района, потому что это все, что осталось от Черного леса — исторического ставропольского.

«А самое ужасное решение — пустить оттуда с дамбы виадук над частным сектором или около частного сектора. Зачем он нужен, непонятно. Виадук будет проходить над моим домом. А вдруг сейсмический толчок, и все это на меня упадет? Я должна жить и боятся?», — жалуется ставропольчанка.

Она отметила, что дамбу делают как отдельное сооружение, и отдельно мост, просто мост как бы сажают на дамбу. У гидротехнических сооружений своя техника безопасности, согласно которой так делать запрещено.

«Другая сторона вопроса — мост будет стоять круглогодично. Из какого бы материала он не был, если виадук будет открытым, в дождь он будет мокрым, в мороз скользким, весной, зимой и летом по нему будет холодно и некомфортно ходить. Если же мост сделают закрытым, то по вечерам там будут собираться любители горячительных напитков, чтобы спрятаться от непогоды, будут ночевать бомжи и алкаши. Нам такое не нужно», — заявили жители.

По их словам, виадук строят под предлогом безопасного перехода от Комсомольского озера к Пионерскому пруду для детей. Но скорее он станет катализатором повышения вероятности несчастных случаев.

«А стоит виадук, судя по дошедшим до нас документам, 650 миллионов рублей. Они ставят вопрос о безопасности движения перехода улицы Кавалерийской от Комсомольского озера к Пионерскому пруду. Но актуальным этот мост будет в лучшем случае 3 месяца в году. Проще и дешевле сделать нормальную разметку и поставить умный светофор на этом участке дороги. И организовать хотя бы в летнее время движение общественного транспорта по Кавалерийской, чтобы меньше людей сюда приезжало на личных автомобилях», — добавили собеседники.

Оранжевая оползневая зона

В распоряжение NewsTracker попало заключение общественной экологической экспертизы «Экологический Конгресс Ставропольского края» об экологической и историко-культурной значимости Пионерского (Сипягинского) пруда и окружающей его территории города Ставрополя. Именитые эксперты, доктора геолого-минералогических наук, профессора, академики РАЕН, инженеры-геологи исследовали территорию еще в 2009 году.

«Бетонное ложе Пионерского пруда представляет собой опасную зону — большая часть деревьев выкорчевана, что ослабило устойчивость подножья бортов долины. Все это может привести к повышению вероятности усиления оползневых, эрозионных и других опасных геологических процессов», — сообщается в документе.

В конце документа специалисты указывают, что из-за этого на территории бывшего Пионерского пруда и в пойме реки Ташла (практически вся долина) недопустимо строительство жилых и других капитальных зданий. В том числе и в виду периодической затопляемости местности и гипсометрического положения ниже насыпной плотины Комсомольского озера, в непосредственной близости от нее.

В заключении Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю от 2010 года тоже подчеркивается, что Ставрополь находится в зоне повышенной сейсмической активности — до 7 баллов, а значит риск разрушения дамбы высок и высок риск затопления.

«Склоновые участки местности, расположенные в районе Пионерских прудов, на которых в течение предшествующих лет были возведены жилые строение, подвержены риску возникновения оползней. Возведение капитальных строений и связанное с этим рытье котлованов может повлечь за собой изменение и „закупорку“ сложившихся водотоков, находящихся под поверхностью земли и впадающих в русло реки Ташла. Это в свою очередь повлечет насыщение грунтов склоновых участков подпочвенными водами, что повысит угрозу активизации оползневых процессов и разрушение существующих домовладений на территории, прилегающей к Пионерскому пруду», — говорится в документе.

Об этом снова и снова говорят властям и местные жители.

«Пойма реки, подпочвенные воды, никаких вмешательств в землю допускать нельзя, иначе это может закончиться трагедией. Тут глина и известняк, почва ползет. Недавно сосед сделал опорную стенку и после дождя эта стенка рухнула в огород к соседям. У всех жителей каждую весну и осень в подвалах стоит вода, у меня во дворе уже 2 раза оползни были», — рассказала одна из жительниц проблемного участка.

По ее словам, планы властей на территорию Пионерского пруда — серьезная нагрузка на почву. Нагромождение, виадук, капитальное административное здание.

«Лучше организовать больше зеленых и игровых площадок, и главное сохранить существующую спортивную зону. Когда реконструировали в 1950-х годах, там сделали отличную дренажную систему. Вся зона исследована умными людьми, на картах учтены все особенности территории. А зона здесь непростая. Поэтому лучше обновить старые наработки, чем переделывать все, пользуясь составленным планом», — отметила женщина.

Она опасается, что планируемое административное здание затопит после первого дождя, а поврежденная почва поползет вниз вместе с частным сектором.

«Здесь мочак. Как можно строить капитальное здание под дамбой Комсомольского пруда. МЧС категорически запретило здесь строительство, сказали, что там дома построили с нарушениями — нельзя строить перед дамбой, в оползневой зоне, при сейсмической активности 7-8 баллов. А у нас тут самая опасная оранжевая оползневая зона» — посетовала собеседница.

Газовая скважина

А вот последняя причина не организовывать серьезных застроек на этом месте действительно пугает. По словам местных жителей, на этом месте законсервирована газовая скважина.

«В послевоенные годы там бурили, искали газ и нефть. Нашли месторождение газа, но его оказалось немного, и скважину признали нерентабельной. А года три назад мы вызывали МЧС и пожарных, потому что тогдашний хозяин земель решил приготовить для встречи своих друзей шашлыки. Развел костер. И вдруг по всей территории паутиной разошлось пламя, из-под земли шел газ», — вспоминают жители.

Они рассказали, что пожарные потушили расползшийся огонь, надели колпак, но он не дает стопроцентной защиты.

«Если бы газ шел только по трубе, то вспыхнула бы только труба, а так он может распространяться в любом направлении по трещинам в земле. Накрывать плитами тоже нельзя, газ собирается и, если он не найдет выхода, все может взорваться. Вмешиваться можно аккуратно и только в самый верхний слой земли. Иначе мы все можем взлететь на воздух», — добавили жители района.

"