Posted 12 июля 2022,, 07:34

Published 12 июля 2022,, 07:34

Modified 16 октября 2022,, 19:19

Updated 16 октября 2022,, 19:19

Все, что нажито: почему процветающий колхоз на Ставрополье терпит убытки

12 июля 2022, 07:34
СПК колхоз имени 1 мая в Новоселицком районе, похоже, так и не смог восстановиться после корпоративного конфликта десятилетней давности. Финансовые показатели предприятия падают, а колхозники не получают обещанных денег. NewsTracker разбирался в ситуации.

В 2010 году в сельскохозяйственном производственном кооперативе (СПК) колхозе имени 1 мая в селе Журавском Новоселицкого района произошел громкий корпоративный конфликт. За пять месяцев с февраля по июль на предприятии больше 10 раз сменился руководитель.

Конфликт освещался в региональных СМИ. Сообщалось, что на одной стороне были коллектив предприятия и прежний руководитель Исаак Фахиров, а на другой — новый председатель Александр Ермоленко.

Два председателя поочередно регистрировали себя в качестве руководителя колхоза. Доходило до смешного. 13 апреля 2010 года Фахиров получил из налоговой службы выписку о том, что он является председателем СПК. А уже через неделю, 20 апреля, такой же документ выдали Ермоленко. Еще через два дня, 22 апреля, Фахиров снова подтверждает свои права на руководство колхозом. На следующий день председателем опять становится Ермоленко.

Во время этой чехарды стороны взаимно обвиняли друг друга в подделке результатов общего собрания коллектива (который и назначает председателя) и в попытках рейдерского захвата предприятия.

Все устаканилось ровно 12 лет назад, 7 июля 2010 года, когда Фахиров одержал победу и правил колхозом до 2018 года. Тогда его сменил Николай Тучков. А с 2020 году СПК руководит Седретдин Махмудов.

Землю — крестьянам, деньги — партнерам

Вся эта неразбериха с руководителями предприятия, да еще и в разгар посевной и уборочной кампании, не могла не отразиться на состоянии СПК. Еще в 2010 году Фахиров и его сторонники обвиняли Александра Ермоленко в том, что он вывел «десятки миллионов рублей» из колхозной кассы. Впоследствии часть средств, перечисленных сомнительным партнерам, удалось вернуть через суды. Но оказалось, что это были цветочки.

После 2016 года финансовые показатели предприятия резко ухудшаются. Тогда СПК отчитался о выручке в размере 355,3 млн и чистой прибыли в 117,2 млн рублей. Уже в 2017 году выручка сокращается до 332,6 млн, а чистая прибыль падает почти в десять раз — до 19 млн рублей. Далее картина выглядит так:

  • 2018 — выручка 296,7 млн, чистый убыток 28,2 млн
  • 2019 — выручка 245 млн, чистая прибыль 123 тыс.
  • 2020 — выручка 255,9 млн, чистый убыток 29,2 млн
  • 2021 — выручка 296 млн, чистая прибыль 2,8 млн

Таким образом, за пять лет чистая прибыль предприятия упала почти в 42 раза.

При этом в 2015 году в бухгалтерской отчетности появляется загадочная статья расходов — платежи по финансовым операциям. СПК заплатил кому-то 105 млн рублей. Приход по статье «прочие поступления» за этот же год составил 140 млн рублей. От этих финансовых операций предприятие осталось в плюсе на 35 млн рублей.

На следующий год история повторилась. Колхоз получил из неизвестного источника 250 млн рублей и перевел кому-то 185 млн рублей. В предприятии остались 65 млн рублей.

«Там все стабильно»

NewsTracker направил запрос в СПК им. 1 мая с просьбой объяснить ухудшение финансового положения предприятия и происхождение денежных переводов в 2016 году. Дело в том, что снижение показателей колхоза, в отличие от частной компании, может привести к ухудшению благосостояния колхозников — участников предприятия, а не только руководства или собственников. Если у коллективного хозяйства нет прибыли — деньги не получают его участники, рядовые сельчане.

Впрочем, как рассказала NewsTracker начальник Журавского территориального отдела администрации Новоселицкого округа Татьяна Алферова, сейчас на предприятии все стабильно.

«Там все стабильно, люди работают, долгов нет», — сказала Алферова.

По словам представительницы администрации, после баталий 12-летней давности руководство колхоза больше не позволяло себе красть деньги из кассы.

«Ермоленко (бывший председатель СПК — прим. ред.) пытался вывести деньги. Но люди взяли его за шкварник и хотели даже выбросить из кресла со второго этажа. Но полиция не дала — на него надели наручники и вывели из конторы. То есть они уже этот период проходили, у них уже опыт наработан. Сейчас у них все стабильно», — рассказала Алферова.

Руководитель территориального отдела признала, что некоторое время колхоз существовал на грани убыточности, но этот период удалось преодолеть.

«Долгов не было, но они были практически на нулевом балансе. Прибыли почти не было, но по крайней мере без долгов. А потом Исаак Аристеевич (Фахиров, бывший председатель СПК — прим. ред.) снова все наработал, колхоз начал увеличивать прибыль, вышел в плюс», — сообщила Татьяна Алферова.

Глава администрации Новоселицкого округа Олег Безменов сообщил NewsTracker, что не получал сигналов об ухудшении ситуации в колхозе им. 1 мая.

«Я не в курсе. Я работаю всего с февраля месяца. К тому же я не имею права вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий. Если там есть факты хищения, то это уровень МВД, они должны разбираться с этими делами», — сказал Безменов.

Оперативно получить комментарий у нынешнего руководителя колхоза Седретдина Махмудова не удалось.

"